Немного истории

  В 2017 году наступает юбилейная дата нашей истории - 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции и последовавшей за ней Гражданской войны. К этому событию можно относиться по-разному. Когда я слушал курс истории в школе или университете о  Гражданской войне -  я никак не мог себе представить,  что   даже родственники могли быть разделены  чертой революционных событий – кто то был за красных, а кто-то за белых и они действительно уничтожали друг друга в прямом смысле слова. Неужели нельзя хотя бы родственникам было договориться и не убивать друг друга? Неужели идеологические и мировоззренческие  установки могли привести к взаимному уничтожению людей одной нации, одной крови, одной семьи даже из одного сословия?  Я, конечно, понимаю, что не всегда выбор был обусловлен идеологическими причинами и не беру в расчет разделение на красных и белых  по сословному принципу – у белых аристократы, капиталисты, у красных – большинство – рабочие, крестьяне. Это конечно условное деление. Тут как раз все понятно – угнетенные против угнетателей как бы. Возможно, для меня было это непонятно, потому что мое становление прошло на осколках советской школы – как мне кажется в школьном сообществе хоть и наметилось разделение на «блатных» и обычных, но это деление было еще не так разительно. Мне казалось, что договориться в принципе возможно всегда…
Но теперь я кажется начал понимать, что такое возможно в обществе и именно теперь, когда наступил экономический кризис и социально-экономическая модель  в целом. Цены растут – люди беднеют…Если раньше за счет цены на нефть люди могли рассчитывать на какую-то копейку и этим могли довольствоваться, поддерживалась может лишь  видимое, но социальное равновесие,  сейчас же возможностей для его поддержания все меньше. Недавно прочел, что в связи с кризисом настоящей социально-экономической модели – наметились несколько течений в политике, да и в обществе вообще -   либеральная, монархическая, социалистическая. Монархическая модель подразумевает переход к сословному обществу, восстановление самодержавия (прообраз – Российская Империя). Социалистическая соответственно предлагает принять на вооружение модель СССР.
Если раньше я думал, что для того, что бы например человек стал условно «монархистом» помимо того, что иметь соответствующие взгляды, вступить в соответствующую общественную или политическую организацию или хотя бы «кружок по интересам». Однако теперь я понял что это совсем необязательно.
Недавно мне довелось пообщаться со знакомым, не виделись уже достаточно давно. И вот, что меня поразило – человек он из зажиточной по сегодняшним меркам, однако, в какой-то мере простой семьи – родители деревенские люди, но попавшие «в струю» так сказать в 90-х, сумели дать образование сыну.
Меня поразило очень его взгляды. Несмотря на то, что он из простой семьи, выходцев из деревни, т.е. его предки работали на барина до 17 года.. Но меня поразило, как он не любит тех, кто революцию 17 года, не только «верхушку», а даже простых людей, выступивших на стороне красных. Речь его была эмоциаонально окрашена, в какой-то момент я даже испугался. Он называл простых людей «рванью»…с лютым отвращением.
Хотя если бы не было 17 года, может он сейчас  так и был бы  в батраках у барина. Работает он в Рязани, в сфере торговли на себя, как я понимаю, подспудно равняется на купцов, причисляя себя к этому сословию, существовавшему до 17 года, так часто восхищался в разговорах многими купцами, например Давыдовым.  К тому же за самодержавную поддерживает. Налицо, как я понимаю, человек монархических взглядов. Самодержавие + сословное общество. Ни в каких организациях он не состоит. Если это была не простая болтовня, то мне кажется в кризисной ситуации он может выступить именно под знаменная монархистов.
Таким вот образом, не сговариваясь люди, наверное и шли под знамена той или иной «партии». Хотя вот парадокс – человек из простых, как только чуть приподнимается – может забыть, что корни его отнюдь не «аристократические».


Рецензии