Канавка Богородицы

  Новогодняя ночь прошла как-то необычно. Пить не хотелось. Бросить курить не было сил. Год закончился так плохо с точки зрения запаса сил, что задумался о покое. Да-да, о том покое, который приходит в районе шестидесяти лет. Пенсия и удочка, кресло-качалка и передачи о здоровье. Время, когда знаешь об аптекарше больше, чем о первой или любимой учительнице. Ближе к Нового году силы покидали меня все быстрее и быстрее. К тридцатому числу усталость ощущалась настолько сильно, что, казалось, вот оно – и всё. Всё! Больше не хочется ничего. Спать и спрятаться ото всех. Дома отдыха нет. Конечно, исцеляющая домашняя обстановка быстро ставит на ноги, но все это уже так надоело. Однообразие не приближает меня хоть к какому-то решению. Что-то нужно в себе изменить. Сил жить нет. Сигареты высасывают остаток здоровья. Баня с друзьями, хоть и восстанавливает, не может наполнить здоровьем. Выкуривание двух пачек ежедневно приближает меня к могиле. Праздничные салаты и фрукты с годами радуют все меньше. Сигареты выбивают все запахи и даже звуки. Никотин делает слепым и глухим и снижает восприятие всех запахов. Перестаешь ощущать природу в девственной ее красоте.
Всё, решено, нужно многое в жизни менять. Может, права была Шевча, нужно ехать в Дивеево? «Космос на земле! – кричала она, приехав оттуда. Вова, это просто космос!»
  Ладно, думаю, космос значит космос. А ведь она права. Это определение соотносится с моим представлением об этом месте.
    Новый год в кругу семьи – это, конечно, прекрасно, но привычно и с каждым годом все спокойнее и более предсказуемо. Не то что я люблю сюрпризы, скорее наоборот, с годами появляется желание, чтобы все было прогнозируемо и понятно, но этот год какой-то другой. Впервые силы закончились раньше, чем сам год. Из последних сил 31 декабря добираюсь до новогоднего стола и с ходу выпиваю рюмку водки. Быстро понимаю, что я прав в своих догадках – что-то со мной не то. Я взрослый мужик, мне 44 года, для меня выпить бутылку водки – это как зубы почистить. Но в последние годы я почти не пью. Даже не знаю, как так вышло, просто не пью и все. Нет желания пить, но вот курить – пожалуйста, по две пачки в сутки. Беда с сигаретами и моим будущим здоровьем.
    Изучив прогноз погоды на несколько дней вперед, понял, что от Волгограда до Дивеево погода перед Рождеством сносная. Ехать – 900 километров.
2 января встаю и без промедления начинаю собираться. Куда и как ехать даже еще не смотрел. Сел в машину, завел и поехал, глянув в интернете, что Тамбовский разъезд – это процентов шестьдесят пять пути. Вот и первая остановка у Тамбовского разъезда.
   Дивеево встречает меня, а я приветствую Дивеево ранним утром и сразу понимаю, что встреча эта очень хорошая и взаимно приятная.

  Богородице Дево, радуйся – начало Канавки. Ловлю себя на мысли: искра, молния, мгновенный прокол иглой пальца. Выходит, я жду от этого места чуда.
  Богородице Дево, радуйся – Канавка, вот он, этот размер – три аршина.
  Богородице Дево, радуйся – в Дивеево какая-то особая икона «Умиление». Я видел «Умиление» в других местах, там она иная.
  Богородице Дево, радуйся – большое дерево справа, почти в начале Канавки – сколько же лет оно тут растет? Что оно помнит? Какие разрушения и подвиги восстановления оно видело?
Богородице Дево, радуйся – интересно, с какой целью на кресте снизу изображен череп?
   Богородице Дево, радуйся – как удобно все устроила матушка на Канавке. Забор и плитка – все для паломников.
   Богородице Дево, радуйся – мороз усиливается. Искрит. С купола через крест луч,  словно зайчик, освещает плитку позади меня. Обернувшись, щурюсь от такого света.
   Богородице Дево, радуйся – снег. Как хочется побывать здесь летом или весной.
   Богородице Дево, радуйся – когда приехал, думал, спать буду часов десять, а проспал часа два и вскочил, словно уже неделя прошла. В голове одно, как набат: «Иди в монастырь».
   Богородице Дево, радуйся – какое сегодня число-то? Выехал я 2 января, в пути был почти сутки. Да, сегодня 5 января.
   Богородице Дево, радуйся – какая тяжелая была дорога, обычно я преодолеваю такое расстояние за двенадцать или тринадцать часов, а тут ехал почти сутки. Думал, усну за рулем, но какая-то милость свыше была: по ощущениям будто часа два ехал. Метель и снег, гололед и дождь – всё было в этой первой поездке в Дивеево.
   Богородице Дево, радуйся – человек на коленях по Канавке передвигается. Пока даже не могу понять, как и зачем он это делает.
   Богородице Дево, радуйся – священники ведут службу в храмах. Но ведь они не монахи. Как мало я еще знаю о том, как все у них тут устроено.
   Богородице Дево, радуйся – боже, как здесь все-таки красиво, даже зимой. Силища у этого места не сравнимая ни с чем.
   Богородице Дево, радуйся – в следующий свой приезд (а я вернусь сюда еще раз, это точно) пойду по Канавке исключительно с целью осмотра строений и сооружений внутри нее. Не сочту ли я сам себя подлецом после этого? Не читать на Канавке               Богородицу, а глазеть на внутреннее убранство: здания и сооружения, газон или снег, цветы и деревья.
   Богородице Дево, радуйся – наверное, мирская суета сильно стесняет сестер. Кто-то еще вчера был в блуде, а сегодня идет по Канавке и, как ни крути, влияет на местных сестер.
   Богородице Дево, радуйся – снег во многих местах внутри Канавки совсем не тронут. Интересно, а монашки, которые не являются Иисусовыми невестами, имеют право заходить туда?
   Богородице Дево, радуйся – много птиц над монастырем, интересно, почему?
   Богородице Дево, радуйся – мама вроде некрещеная, можно ли за нее молиться и  ставить свечи?
   Богородице Дево, радуйся – почему мне Богородица открылась, а Иисус еще нет? Может, еще придет милость от него? Ну а Богородица – она же мать для всех нас.
   Богородице Дево, радуйся – можно ли просить у Бога за себя и для себя? Как попросить Бога за себя и не впасть при этом в бесовщину?
   Богородице Дево, радуйся – березы.
   Богородице Дево, радуйся – много строений из дерева. Лепота.
   Богородице Дево, радуйся – почему же мне кажется, что как-то нечестно приложиться к мощам.
   Богородице Дево, радуйся – обогнал молодого парня с четками, удобно это – с четками идти.
   Богородице Дево, радуйся – Ух! Да я ничего, прошел, а уже понимаю, что тут читать не перечитать. Архитектура какая и иконы на стенах.
   Богородице Дево, радуйся – молитву Богу в уши. Как добиться такой концентрации прочтения молитвы? Как заполучить этот храм внутри себя, чтобы молитва была эффективной хоть дома, хоть в машине?
   Богородице Дево, радуйся – после крещения я так и не причастился. Прошло шестнадцать лет, все никак не получается причаститься. Все во мне говорит, что нужно это сделать, но все никак. Интересно, в монастыре такое возможно?
Богородице Дево, радуйся –
Мороз искрит, стою, смотрю на счастье,
Что мимо пробежало по делам.
Березки, наклонившись, словно в спячке,
Напоминают мне «из Пиндемонти» голоса.
   Богородице Дево, радуйся – стою, смотрю на Богородицу в стене строения внутри Канавки. Какая благодать исходит от нее.
   Богородице Дево, радуйся – как не хватает четок или засечек на Канавке или на заборе. Нет, это, наверное, все-таки перебор – засечки на заборе, не беговая же дорожка.
   Богородице Дево, радуйся – сегодня предложили оставить пожертвование на памятник царской семье, пожертвовал на Канавку. Может, настанет время и откроется мне и святой Николай II, но пока нет и нет. Но и Ксения Петербуржская с Матренушкой были закрыты, но открылись же. Да и про батюшку Серафима Саровского мало знал, а сейчас плачу, глядя на него.
   Богородице Дево, радуйся – как-то в этом месте плакать хочется. Интересно, почему? Нахождение здесь делает меня ранимым, понимаешь свою жалкость в этом мире. Встречаешься с благодатью и осознаешь, какое маленькое место занимаешь на земле. Нет, надо отбросить эти сантименты, я, как и любой человек, выполняю замысел Бога на земле.
   Богородице Дево, радуйся – в Дивеево монастырь градообразующий. Все, даже торгаши с рынка какие-то спокойные, словно не торгаши, а исповедники. Цыгане словно на исповедь зазывают.
   Богородице Дево, радуйся – стою, смотрю на снег.
   Богородице Дево, радуйся – искрит.
   Богородице Дево, радуйся – глаз не могу оторвать.
   Богородице Дево, радуйся – нужно выучить Иисусову молитву.
   Богородице Дево, радуйся – огромные иконы в стенах, словно идут со мной вместе.
   Богородице Дево, радуйся – как много тут разных строений, я не посетил и двадцати процентов из них.
   Богородице Дево, радуйся – какие-то столы в доме рядом с забором за территорией Канавки, похоже на школу.
   Богородице Дево, радуйся – где мой крестик? Я его видел в последний раз лет семь назад. Нужно купить крест в Дивеево.
   Богородице Дево, радуйся – мороз. Летом на Канавке, наверное, удобнее, тепло, и мороз не гонит вперед. Полюби пройти по Канавке в мороз, а в теплые времена на одном дыхании по семь раз читать сможешь.
   Богородице Дево, радуйся – нужно оставить требу на отца, приболел он сильно.
   Богородице Дево, радуйся – какой тут ладан вкусный. Я такого не чувствовал, но в Дивеево особый запах ладана.
   Богородице Дево, радуйся – в голову лезет старая идея для книги. Нужно было в школе учиться, сейчас бы не маялся.
   Богородице Дево, радуйся – монашки идут, как и я. Видно, что приезжие, не   местные, не из Дивеево.
   Богородице Дево, радуйся – остановился у иконы на стене здания во внутреннем дворе Канавки, слышу голос мужчины. Идет быстро и явно думает о чем-то своем. Говорит вполголоса: «Почему так все несправедливо, Господи, зачем террор и зло?» Продолжает бубнить, уходя от меня в отрыв.
   Богородице Дево, радуйся – как можно объяснить человеку с такими взглядами на жизнь и на божий промысел?
   Богородице Дево, радуйся –
В грехе зачали.
В грехе живем.
Как воспарить – не знаем.
Так идем, – запой…

   Богородице Дево, радуйся – где же мне узнать, как причаститься?
   Богородице Дево, радуйся – в силу того, что пару лет назад начал писать, иду и размышляю, что Дивеево не может не оставить своего следа.
   Богородице Дево, радуйся – под снегом видны то ли грядки, то ли клумбы. Как же тут, наверное, красиво летом. Если есть клумбы, то и цветы, а значит, еще и запахи хорошие.
   Богородице Дево, радуйся – да, нужно остановиться, вот угол здания очень интересный и справа, словно в стене, икона Богоматери. Постою, малость полюбуюсь.
   Богородице Дево, радуйся – старые здания, как же манят они меня, хочется рассмотреть все в подробностях. Я приехал из Волгограда, где Сталинградская битва разрушила все. Каждый старый дом, включая строения из дерева, вызывает у меня особый интерес.
   Богородице Дево, радуйся – внутри Канавки живут невесты Иисусовы, как я понял. Как, интересно, у них все там устроено? Как спят, как работают? Какие они тут все милые и спокойные.
   Богородице Дево, радуйся – нужно зайти и узнать или хотя бы осмотреть Дом паломника. Господь сподобит, в следующий раз нужно остановиться там. Дом паломника – это тоже часть монастыря, и не надо терять эту благодать и ночью. Время, время…
   Богородице Дево, радуйся – примерно середина пути, а словно его и не было. Быстрый какой-то путь. Как все успеть сказать, как все увидеть.
   Богородице Дево, радуйся – нужно набрать воды из источников. Сказали, их тут много, и каждый помогает в своем.
   Богородице Дево, радуйся – ближе к середине Канавки я заметил, что люди стали чаще останавливаться. Стоят, просят о чем-то. Постою и я.
   Богородице Дево, радуйся – как же тут красиво-то. Нужно будет спросить, когда они Канавку украшают. Как же прекрасно тут в этот момент. Я не бывал здесь летом и весной, но прекрасная фантазия говорит, что тут просто райское наслаждение. Потенциалы душ в праздник объединяются, и мысли людей и их желания получают поддержку тех, кто рядом. Маленькая благая мысль превращается в реку благодати.
   Богородице Дево, радуйся – смотрю на колокольню, перемещаю взгляд на свет от куполов. Стою, вкушаю. Теперь я точно знаю, что Антихрист – это деяние рук человеческих, их помыслы и желания.
   Богородице Дево, радуйся – у Господа свои планы на эту жизнь. Иди в русле его корабля. Успех тут и развитие, многое будет в жизни получаться по прозорливости его.
   Богородице Дево, радуйся – сегодня увидел монашку с улыбкой до небес.
   Богородице Дево, радуйся – России нужно покаяться, причем сразу всей страной. Как бы могло выглядеть покаяние всей страны?
   Богородице Дево, радуйся – закон в миру будет работать, только если он соответствует законам божьим.
   Богородице Дево, радуйся – как же мне понять волю божью?
   Богородице Дево, радуйся – вижу, как по Канавке идет военный, читает молитву. Смотрю на него. Спаси, воин, Россию-матушку и сам через нее спасен будешь.
   Богородице Дево, радуйся – каждый по-своему стяжает небесную отчизну.
   Богородице Дево, радуйся – в лавке – очередь, в кабаке – людно. В жизни за спасением нет давки и нет очереди. Каждый человек имеет всю возможность божью себя немедленно спасти. За спасением к Господу нет очереди. Принимает всех и везде. И в церкви, и в блуде есть место для спасения.
   Богородице Дево, радуйся – и все-таки это божий закон для человека, которому не безразлична своя жизнь, мера.
   Богородице Дево, радуйся – интересно, а ночью на Канавку пускают?
   Богородице Дево, радуйся – ветхое, конечно, его можно улучшать и придавать ему определенные формы. Но настоящее и новое в человеке может родиться только свыше.
   Богородице Дево, радуйся – холодно, но зато спокойно. Летом тут, наверное, людно.
   Богородице Дево, радуйся – дай Бог здоровья друзьям и коллегам по работе. Убереги их, Богородица.
   Богородице Дево, радуйся – служба на подводном флоте развила во мне в силу профессии – а я служил акустиком – прекрасный слух. Вот иду по Канавке и слышу, как люди просят о помощи. Не хочу слышать, а слышу. Вот женщина прошла с обращениями к Богородице. Сын – самоубийца. Просит помощи в понимании того, как помочь ему, если церковь категорически против. Ох уж этот мой профессиональный слух. А все-таки как ей помочь? Вот мужчина стоит и говорит с Богом еле уловимым голосом. Рак. Да уж, слышать – это хорошо, но это не помощь им, я всего лишь слышу их.
   Богородице Дево, радуйся – воля божья. Как распознать? Где взять премудрости божьей? Может, у Бога есть свои планы на эту жизнь? На свою жизнь. Нужно понять его планы, и стремление понять его волю отпадет само собой. Но как понять его планы?
   Богородице Дево, радуйся – нужно возить детей в Дивеево. Они ведь как только что сформировавшийся водоем. Нет там еще рыбы. Чайка принесет на своих лапах икринки из другого водоема, так и пойдет дальше. Может принести хищника, а может – доброго карасика или скользкого линя. Чем мы наполним своих детей, тем они нам и стране ответят в будущем. Да, в Дивеево нужно непременно везти больше детей.
   Богородице Дево, радуйся – читать, не читая Богородицу, в целом понятно, как получить эту концентрацию, но где взять столько времени для духовного рывка?
Богородице Дево, радуйся – деревья, словно сады фруктовые.
Богородице Дево, радуйся – боже мой, как они все это осилили?
Богородице Дево, радуйся – место тут святое. Благодать чувствую. Словно небо в этом месте встречается с землею. Тут разрушается привычный мирской уклад, где человек придавлен двумя великими пластами – небом и землею, но тут все по-другому. Тут небо соединяется с землею. Если начать строить в таком месте, то строиться будет сразу и на небе, и на земле. И посетители будут сразу и оттуда, и оттуда.
   Богородице Дево, радуйся – не удивлюсь, если сейчас рядом со мной идут сущности из ближних кругов потустороннего.
   Богородице Дево, радуйся – дети на Канавке резвятся, папа не может их успокоить. Смотрю и радуюсь, глядя на детишек. Мама их молится, и дети успокаиваются. В монастыре в Дивеево так много людей, которые прибегают к молитве по случаю. За небольшое время, проведенное тут, я заметил, что это работает, и порой быстро.
   Богородице Дево, радуйся – где в храме София? Почему нет?
   Богородице Дево, радуйся – если каждый раз просить Господа об исцелении, ну, скажем, о том, чтобы помог бросить пить, а самому не делать ничего, то Господь рано или поздно накажет. Он дает тебе ни с чем не сравнимый шанс, а ты раз за разом продолжаешь пить. Нельзя просить Бога о чем-то, а самому голову посыпать пеплом.
   Богородице Дево, радуйся – блуд. И в нем кто-то должен жить. Таких людей много, и именно в них еще теплится хоть и слабый, но божественный уголек. Кто-то должен нырять в эти мутные воды бездуховности. Красота и любовь победят и спасут этот мир только в том случае, если они наберут достаточное количество своих поборников. Поборников этих великих мечтаний. У каждого человека и в монастыре, и в ските, и в блуде – у всех много работы.
   Богородице Дево, радуйся – Господи Иисусе.
   Богородице Дево, радуйся – как-то игуменья Сергия сказала: выезжая из Дивеево, везите и проложите Канавку до своего дома. Мне кажется, нужно Канавку вырыть в каждом православном монастыре в мире. Маленький фрагмент Канавки размером в три аршина.
   Богородице Дево, радуйся – когда человек готовится к жизни, он вплетает себя в огромное количество судеб. Каждый из нас вплетен в гораздо больше человеческих судеб, чем кажется. Кто-то в десяток, хотя кажется, что всего в две или три. Кто-то должен сделать многое для сотен, а некоторые – для миллионов и даже миллиардов людей. Господь вплетен в жизнь каждого человека. Как можно выдернуть себя из этих сплетений? Разрушается промысел божий, ведь каждый еще вплетен и в его промысел. Страшный грех и слабость перед обстоятельствами.
   Богородице Дево, радуйся – игуменья Сергия – она как родная. Как мать или сестра, хочется обнять ее и сказать спасибо. Как она скромно отвечает, что все это восстановлено по милости божьей.
   Богородице Дево, радуйся – вечером подвозил идущих со службы людей. Рассказали, что десять лет назад все бросили и приехали в Дивеево. Кто болел, а кто просто не смог уехать. Живут за десять-пятнадцать километров от монастыря и добираются до службы кто на транспорте, кто на попутках. Мне кажется, я начинаю их понимать.
   Богородице Дево, радуйся – исцеление. Конечно, тут это вполне возможно, но все-таки, как мне кажется сейчас, это еще и шанс. Шанс на исцеление дается тут непременно. Остальное зависит в том числе и от тебя. Как ты этим шансом воспользуешься.
   Богородице Дево, радуйся – что же именно тянет меня к монашескому укладу? Таинство какое-то, что ли, или просто хочу все знать. В силу образного мышления мне интересен местный уклад. Да, я хотел бы походить тут и все рассмотреть поближе. Заглянуть в кельи монашек и в их больницу, рассмотреть место, где они спят и едят, это опыт, к которому нужно прикоснуться. В силу своего творчества я рано или поздно буду описывать и убийцу, и монаха, и службу в храме, и случку в блуде. Ко всему со временем придется прикоснуться.
   Богородице Дево, радуйся – опять отвлекаюсь от молитвы и сконцентрированного прочтения ее.
   Богородице Дево, радуйся – какая муть лезет в голову, нужно остановиться, поразмыслить и успокоиться.
   Богородице Дево, радуйся – иду и смотрю на семью, следующую впереди меня. Детишек постоянно сдерживают от баловства. Хорошо им тут, но, может, не совсем   привычно. Хлопотно родителям с ними в таком месте.
   Богородице Дево, радуйся – остановлюсь, постою, успокоюсь.
   Богородице Дево, радуйся – даже зимой тут много паломников. Кто-то приехал повторно, а кто-то, как я, в первый раз. Приехав сюда людьми, мы уезжаем из Дивеево в свои города и поселки как божьи искры. Разлетаемся каждый по своим местам, в жизни унося эту благодать с собою и не только для себя. Меняя себя, мы меняем и мир вокруг и всех тех людей, которые оказываются рядом, – родных и друзей, коллег по работе и случайных знакомых. Может, в этом и заключается большая часть жизни монастыря в Дивеево? Хочу ли я знать, как они живут и управляются со всем этим? Бог им в помощь.
   Богородице Дево, радуйся – люди, люди, люди…
   Богородице Дево, радуйся – скоро день памяти батюшки Серафима Саровского. Какой  он прекрасный и спокойный.
   Богородице Дево, радуйся –
Запевала Прохор вел их за собой,
По стопам богини, матушки родной.
Заставлял копать их ров аршина в три,
Заставлял стяжать их небо до земли,
Слишком труд тяжелый возложив на них.
Усомнились сестры, что способны сами
Вырыть три аршина, до небес Канавку,
И тогда стрелою, огненным порывом
Прилетел на крыльях Серафим с Сарова.
Ночью все проснулись, посмотрев на чудо,
Похватав лопаты, стали рыть Канавку,
Лишь потом узнали, что в Сарове был он.
На Канавке стихи из меня лезут, а я ведь не поэт. Пишу редко, а стихи – всего один раз, а тут прямо изливаются. Может, нескладно, ну и пусть будет как есть.
   Богородице Дево, радуйся – интересно, как они его отмечают – день 15 января?
   Богородице Дево, радуйся – какой-то я немощный перед благодатью на Канавке. Понимаю это, а сил порхать нету.
   Богородице Дево, радуйся – смирение – вот что нужно мне. Выше всего, Господи, для меня сейчас именно смирение.
   Богородице Дево, радуйся –
Стою с одышкой и смотрю на Вас –
Вы на стене в иконе так прекрасны,
Я мог бы промолчать, не беспокоя Вас,
Но я ведь не из деревни Хотьбыхны приехал!
   Богородице Дево, радуйся – божественная природа в этих местах. Природа как будто написана самим Господом. Как святое писание, которое написал сам Господь своею рукою.
   Богородице Дево, радуйся – слышал, что можно набрать земли с собою.
   Богородице Дево, радуйся – вчера встретил друзей, приехали из Европы, прожили там год. Задал вопрос, почему там жизнь так сильно отличается от нашей. Им показалось, что там все как-то легко. Вот вроде бы все то же самое: работа и дом, образование и семья, а по ощущениям тут труднее жить. Вот делаешь то же самое и тут устаешь, а там – нет.
   Богородице Дево, радуйся – быть русским не каждому дано.
   Богородице Дево, радуйся – быть русским – это большой труд. Посылы предков, через язык русский и традиции, заставляют каждодневно трудиться. Думать на русском языке – это иной уровень посвящения человека. Сама жизнь, даже без элементов серьезной подвязки и прочих обетов, которые человек берет на себя, а просто жизнь невероятным и волшебным образом меняет твой уровень духовного развития. Духовное развитие – это всегда труд! Большой и серьезный труд над собой. Усталость от такой жизни в русском мире всегда велика, как от усталости тела, так и прочего. Но результат превзойдет все ожидания… В русском мире жить непросто, но очень эффективно, в каком-то смысле ты проживаешь сразу три или даже пять жизней.
   Богородице Дево, радуйся – быть русскими – это наш выбор, и перед Богом тоже.
   Богородице Дево, радуйся – хорош ныть, русский, бери носилки и неси благодать небесную в души людей.
   Богородице Дево, радуйся – подвиг! Вот что в современном обществе всеми принимается одинаково хорошо. Будь то духовный подвиг, подвиг на войне и в тяжелом труде.
   Богородице Дево, радуйся – Господь.
   Богородице Дево, радуйся – Господь.
   Богородице Дево, радуйся – как много ты дал нам, собрав нас, вырванных из плена иллюзий язычества.
   Богородице Дево, радуйся – как собрал ты нас всех во Христе, сыне своем.
   Богородице Дево, радуйся – сын твой, свет которого и любовь такова, что сливается с тобою, Господи.
   Богородице Дево, радуйся – можно ли возлюбить людей всех и всем сердцем своим?
   Богородице Дево, радуйся – возлюби Христа, и любовь ко всему сущему проснутся во мне.
   Богородице Дево, радуйся – приболел папа Юрий очень сильно. Помоги, Господи, ему справиться с напастями такими.
   Богородице Дево, радуйся – красиво все же тут. Простая чистота и красота, и понятная. Игуменья Сергия с сестрами, похоже, знает, что одна из лучших молитв – это труд во имя людей.
   Богородице Дево, радуйся – смирение! Все-таки смирение...
   Богородице Дево, радуйся – иду по тропе, проложенной самой Богородицей. Смотрю вниз, мороз высушил воздух и сделал его прозрачным. Солнышко проникает до земли своими лучами. Солнечно на Канавке и тропе, где стопы Богородицы. От храма солнышко бьет лучиком по тропинке. Словно зайчик бежит впереди меня. Играет со мной, убегая впереди меня, как в детстве от зеркала, играет и манит впасть в детство. Подчиняюсь всею душою своею.
   Богородице Дево, радуйся – дети как благородные почвы, где бы они ни родились. Любое семя в такой почве взойдет и вырастет в дерево. За каждого ребенка нужно бороться и воевать.
   Богородице Дево, радуйся – прав был человек, который написал, что «в Дивеево мы словно дети». Мне даже кажется, что люди именно с таким пониманием жизни, как у детей, и должны править этим миром.
   Богородице Дево, радуйся – Россия есть на небесах. И там есть такая страна.
   Богородице Дево, радуйся – монастырь – это не конец жизни, это только ее начало.
   Богородице Дево, радуйся – что-то мне сны в последнее время не снятся. Мне даже кажется, что это хорошо. Вдруг я вижу сны, как и все, но сознание не может дать характеристику увиденному и делает вывод, что сон как бы и не снится.
   Богородице Дево, радуйся – мне нужно быть осторожным в своих просьбах на Канавке.
   Богородице Дево, радуйся – чем дольше я иду по Канавке, тем больше чувствую себя слабым и недостойным.
   Богородице Дево, радуйся – а может, все бросить и сюда? Да и бросать-то нечего, кроме работы.
   Богородице Дево, радуйся – постою, посмотрю на икону.
   Богородице Дево, радуйся – благодать тут. Развитие духовное могло бы наполнить ею себя на всю жизнь. Особое состояние духа. Но с какого-то времени благодать превратится в крест. Если это состояние становится нормой жизни и не является откровением, а всего лишь отправная точка каждодневной жизни, то что дальше-то?
   Богородице Дево, радуйся – тело вибрирует. Приятное и непривычное состояние.
   Богородице Дево, радуйся – стою, смотрю на недостроенную часть стены с изображением многих благородных лиц. Святые. Зима закончится – доделают.
   Богородице Дево, радуйся – если в Дивеево в монастыре небо встречается с землею, значит, тут и душа наша становится теснее связана с телом, а следовательно, отклеиваются от нас чертята в таком месте. Человек начинает видеть и чувствовать, что вот именно таким он и должен быть всегда.
   Богородице Дево, радуйся – когда какой-нибудь проповедник заповеди Моисея выдает в мире и в блуде как путь, то от него отвернутся. В современном мире заповеди должны к чему-то призывать. Действие открывается для современного общества. Закон созидания работает для всех одинаково: как для праведника, так и для грешника. Нынешнее время развивает в людях понимание таких вопросов. Действуй – и будет тебе результат от этого. Очень полезная для экономики привычка формируется в обществе, но будет ли этот современный человек смирен? Сомневаюсь в этом. Но не унываю от выводов таких.
   Богородице Дево, радуйся – хочу тут жить. Нет, не монашество меня интересует, а место жительство. Хорошее место.
   Богородице Дево, радуйся – да, мера – это закон. Прекрасный закон божий. Нужно соблюдать чувство меры. Вот иду по ровной тропинке, протоптанной Богородицей, а в теле – одышка. Лишний вес дает о себе знать. Я еще молодой мужчина, мне недавно исполнилось сорок четыре года, а у меня лишние килограмм пятнадцать. Нарушен божий закон, мера. Лишний вес заставляет организм прокачивать еще больше крови и работать на износ, и не только сердце, но и желудок и печень, почки и суставы. Непременное наказание за нарушение закона последует. Когда нарушается закон о мере, организм в этом месте начинает усиленно стареть. Процесс старения ускоряется, в результате развиваются и рак, и другие неприятности. Только сегодня видел девушку, которая была очень сильно накрашена. Она молодая и имеет приятную наружность, но обречена. Нарушен закон меры, а значит, кожа на ее лице через несколько лет состарится настолько, что ей придется краситься еще больше. Только теперь она будет вынуждена закрашивать преждевременные морщины, использовать более сильные косметические средства. Нарушен божий закон меры – получи в ответ наказание: кожное заболевание, возможно переходящее в рак кожи. Это же относится и к алкоголю и недосыпанию, пересыпанию и т.д. Странно, что этот принцип не используется в системе образования. Детям нужно прививать чувство меры с юности.
   Богородице Дево, радуйся – закон божий во всем своем великолепии.
   Богородице Дево, радуйся –

Иду я по Канавке в первый раз,
Читаю Богородице посланье
И не пойму, где я иду сейчас –
То ль на земле, а то ль на небе:
Смешалось все в Дивеево у вас
И у меня смешалось в жизни этой,
То ль на двадцатый иль на тридцатый раз
Уверовал еще при этой жизни.
   Богородице Дево, радуйся – покаяние. Как целую страну привести к покаянию?
   Богородице Дево, радуйся – раковую клетку можно сравнить с человеком. Живут здоровые клетки и выполняют свои обязанности в соответствии с человеческим промыслом. Клеткам кажется, что движение и обновление – это и есть их жизнь, но они не понимают, что вплетены в большие процессы человеческого промысла. Клетки создают жизнь для человека и поддерживают ее. Но вдруг по разным причинам в организме появляется клетка, которая говорит, что плевать она хотела на эти смыслы: «Я буду жить во имя себя, буду делать то, что хорошо для меня. Я – венец творения человека, я и только я». Результат – смерть всего организма и самой клетки тоже. Одна шельма тянет за собой весь промысел человека и губит все вокруг себя.
   Богородице Дево, радуйся – не молитесь за Вашего сына-самоубийцу, все в руках божьих.  Молитесь за людей, чьи судьбы были вплетены в жизнь Вашего мальчика. Пока не отмолите его у них, небеса не помогут. Молитесь за их здравия и удачу. Молитесь за их жизнь и близких.
   Богородице Дево, радуйся – как много у сестер работы. Многочисленные детишки приезжают в монастырь. Младые годы формируют взрослого человека. Что в них заложили в детстве, то и вырастет. Милые сестрички из монастыря, место, где вы живете, святое, и Бог тут живет. Когда вырастут эти милые дети и встанут на самостоятельный путь развития и принятия решений, возможно, именно ваш непростой труд в монастыре отвернет их от дела дурного. Когда им придется принимать решение о том, выпить или отказаться, убить или сохранить жизнь, уколоться или отвергнуть, украсть или приумножить. Возможно, здешняя благодать и ваша забота о монастыре и паломниках уберегут их от дурного пути. Добрый путь развития человека победит дурной, если в нем будет должное количество впитанной еще в детстве заботы и любви. Как много тут детей, даже зимой. Милые вы мои сестрички, будущее этих детей и в ваших руках, в ваших нежных, но крепких руках. Тут и есть передовая этой долгой войны.
   Богородице Дево, радуйся – труд ваш, сестры, как молитва за всех нас, приезжающих в монастырь. Ваша прекрасная молитва за нас помогает нам и вдохновляет. Да, теперь я знаю точно, что одна из прекрасных молитв – это труд во имя Господа и людей, и вы, сестры, так искусно читаете ее.
   Богородице Дево, радуйся, – часовня батюшки Серафима, красивая и словно парит в воздухе, нужно попробовать зайти туда.

   Богородице Дево, радуйся –
Порасплетав свои канатные дороги, смиренно встал на землю полною стопой. Ну вот и конец Канавке. Здравствуй, новая жизнь…
На прощанье забежал в монастырь. Поклонившись, поехал домой. Дорогу до дома сопровождал хор монашек: диск, купленный в монастыре, так и звучал весь путь длиною девятьсот километров. После того как проехал километров пятьсот, решил выйти и пройтись, размять ноги. Вышел из машины, а тело аж вибрирует от такой музыки и таких голосов. Когда включил его в первый раз, показалось, что не могу разобрать ни слов, ни музыки, а потом не смог выключить, так хотелось их слушать и слушать. Сейчас жалею, что купил всего один диск, в комплекте их было два. На работе показал сувениры и решил раздать по одному магнитику и маленькой иконке в каждый отдел. Когда рассказал, где побывал на новогодних праздниках, коллеги решили, что каждый хочет получить частичку Дивеевского монастыря, и стали люди разбирать все, что было привезено мною. Удовлетворив желания коллег получить сувенир из Дивеево процентов на двадцать, я задумался, как поступить дальше. Иконки, купленные для себя, с матушкой Богородицей и батюшкой Серафимом Саровским, также подарил. Святая вода, привезенная из Дивеево, пользовалась особой популярностью со стороны страждущих. Тогда подумал, что, выходит, не только я слышал об этом месте. Вода из источника была разлита по стаканам и бутылкам. Люди продолжали тянуть руки со словами: «А мне?» Все отдал, мои хорошие, и не жалко совсем. Я бы вам грязи с ботинок наковырял, да нет в   Серафимо-Дивеевском монастыре грязи.
    Пошел в церковный ларек покупать иконку Богородицы. Красива и великолепна вышла иконка, но не такая, как в Дивеево. Другие иконы Богородицы продают в Волгограде. Вот вроде «Умиление», но не такая.
   Точно придется ехать еще раз. Прошло около месяца, а так хочется вернуться туда. Конечно, есть риск не возвратиться из Дивеево, слишком уж хорошо там.
Спасибо вам, сестрички, за ваш труд! Низкий вам поклон!

Насельницам  Серафимо-Дивеевского монастыря посвящаю. 
Дивеево - Волгоград 2017 год январь- февраль.


Рецензии
По моему невоцерковлённому мнению, чем тупо повторять слова молитвы, лучше вот так - читать её и размышлять о жизни и её явлениях. Будто бы Богородица вам подсказывает... Будто бы её присутствие ощущается. Очень хорошо.

Наталья Ромодина   31.03.2017 20:14     Заявить о нарушении