Улучшить законодательство о перевозке детей

А.И. Бастрыкин

заслуженный юрист Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор

Необходимо совершенствовать нормативно-правовые акты, регулирующие организованную перевозку групп детей
(предложения законодателю)

Следственная практика убедительно свидетельствует о том, что транспортные происшествия, связанные с перевозкой детей на дальние расстояния, в значительной степени связаны с несовершенством нормативно-правовых актов, регулирующих организованную перевозку несовершеннолетних. В этой связи, с нашей точки зрения, необходимо внести ряд изменений и дополнений в действующее законодательство. Основные предложения заключаются в следующем.
С целью реализации дополнительных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, осуществляющих организованную перевозку групп детей по маршруту следования, и обеспечения приоритетного передвижения указанных транспортных средств, представляется необходимым, предусмотреть обязательное сопровождение подразделениями ГИБДД даже одного автобуса, осуществляющего организованную перевозку детей, в связи с чем необходимо внести изменения:
- в пункт 10 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177, изложив его в следующей редакции:
«10. Руководитель или должностное лицо, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивают в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке подачу заявки на сопровождение автомобилями подразделения Госавтоинспекции транспортного средства, осуществляющего организованную перевозку группы детей»;
- в пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 № 20 «Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции», изложив его в следующей редакции:
«Сопровождение с применением автомобилей Госавтоинспекции должно осуществляться в следующих случаях:»;
в пункт 10 Инструкции по осуществлению сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями государственной автоинспекции, утвержденных Приказом МВД России от 31.08.2007 № 767, изложив его в следующей редакции:
«10. Подразделения Госавтоинспекции обязаны осуществлять следующие виды сопровождения».
Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организованной перевозки групп детей, не содержат запрета на организованную перевозку детей в количестве восьми и более человек на автотранспортных средствах, относящихся к маршрутным транспортным средствам, что в свою очередь влечет несоблюдение требований, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177.
В связи с этим целесообразно введение запрета на осуществление организованной перевозки групп детей маршрутными автотранспортными средствами, в связи с чем предлагается внести изменения:
в п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», изложив их в следующей редакции:
«п. 1 ст. 19. Регулярные перевозки пассажиров и багажа, за исключением организованной перевозки группы детей свыше 8 человещ осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок».
«п. 1 ст. 27. Перевозка пассажиров и багажа по заказу, а также организованная перевозка групп детей свыше 8 человек, осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме»;
в ст. 1 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ, изложив ее в следующей редакции:
«Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров, за исключением организованной перевозки групп детей свыше 8 человек, и багажа автомобильным транспортом...»;
в п. 89 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», изложив его в следующей редакции:
«Перевозка пассажиров и багажа по заказу, а также организованная перевозка группы детей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
в п. 1.2, п. 22.6 Правил дорожного движения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, изложив их в следующей редакции:
«п. 1.2 В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Маршрутное транспортное средство» - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки людей, кроме организованной перевозки групп детей, и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
"Организованная перевозка группы детей" - перевозка в автобусе группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представителъ(ли) является(ются) назначенным (и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником».
«п. 22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, не являющемся маршрутным транспортным средством,обозначенным опознавательными знаками «Перевозка детей».
Законодательством в области лицензирования предъявляются требования об обязательном наличии лицензии при осуществлении регулярных автомобильных перевозок, тогда как в случае нерегулярных (разовых) автомобильных перевозок данная лицензия не требуется.
Такие положения законодательства приводят к тому, что к перевозке организованных групп детей может быть допущен перевозчик (исполнитель услуги по договору фрахтования), не имеющий лицензии на перевозку пассажиров.
В связи с этим целесообразно введение запрета на осуществление организованной перевозки групп детей при отсутствии лицензии, в связи с чем предлагается внести изменения в:
п. 24 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, изложив его в следующей редакции:
«В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в том числе деятельность по организованным перевозкам групп детей автомобильным транспортом».
в п. 1, п. 3, пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, изложив их в следующей редакции:
«п. 1 Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в том числе порядок лицензирования деятельности по организованной перевозке группы детей»;
«п. 3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:
а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении;
в) перевозки организованной группы детей свыше 8 человек, осуществляемые на регулярной основе, по заказам или для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя»;
«пп. «а» п. 6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или предоставляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям:
а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств, а в отношениитранспортного средства, предполагаемого к использованию для организованной перевозки группы детей - документа, подтверждающего соответствие указанного транспортного средства техническим требованиям, предъявляемым к транспортным средствам для перевозки детей».
Методическими рекомендациями, регламентирующими вопросы перевозки группы детей, предусмотрены случаи (погодные явления), когда перевозка организованной группы детей автомобильным транспортом не допускается (запрещается), к которым, в том числе, относятся гололедица и снегопад.
Между тем, действующее законодательство не содержит норм, регламентирующих указанные случаи, а также не содержит нормативного определения понятий «снегопад» и «гололедица», в связи с чем применение этих норм во многих случаях зависит от субъективной оценки и правосознательности водителей и должностных лиц органов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения.
В связи с этим представляется необходимым законодательно закрепить понятия «снегопад» и «гололедица», а также запретить перевозку организованных групп детей при указанных погодных явлениях, в связи с чем предлагаем внести изменения:
в п. 1.2, п. 22.6 Правил дорожного движения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090:
п. 1.2. дополнить следующими абзацами:
«Снегопад» - продолжительное интенсивное выпадение снега, приводящее к значительному ухудшению видимости (горизонтальная видимость - менее 1 ООО метров) и затруднению движения транспорта;
«Гололедица» - слой плотного льда, образующийся на поверхности проезжей части автомобильных дорог общего пользования.
в п. 22.6 внести следующие изменения:
«Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».Запрещается организованная перевозка группы детей автобусами в условиях недостаточной видимости (туман, снегопад и др.), либо когда дорожные (гололедица и др.) и метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозки»;
в Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177, дополнив их п. 101:
«п. 101 - запрещается организованная перевозка групп детей автобусами в условиях недостаточной видимости (туман, снегопад и др.), либо когда дорожные (гололедица и др.) и метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозки».
В соответствии с действующим законодательством доставка детей к месту проведения спортивных мероприятий из других муниципалитетов является обязанностью командирующих организаций, в том числе спортивных учреждений.
В связи с тем, что данный вопрос требует специальных познаний в области обеспечения безопасности дорожного движения, представляется целесообразным возложить обязанность по организации перевозки детей на специализированные органы местного самоуправления и/или должностных лиц муниципального образования, на территории которого расположены учреждения, инициирующие организованную перевозку детей в другой муниципалитет (населенный пункт), или же на одну региональную организацию (учреждение).
В связи с этим целесообразно внести изменения в: - п. 21 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», изложив его в следующей редакции:
«фрахтователь - физическое или юридическое лицо, а при организованной перевозке группы детей, проходящих обучение в государственных или муниципальных учреждениях - орган местного самоуправления, который по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов».
Выявлено отсутствие четко регламентированного порядка с установленными сроками внесения в электронную базу данных органа внутренних дел сведений о принятом судом решении о лишении лица (водителя) права управления транспортными средствами.
Это влечет за собой ситуации, когда с момента вынесения такого решения судом до момента внесения данных сведений в электронную базу данных проходит длительное время, в течение которого водитель продолжает иметь возможность управлять транспортным средством.
В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о возвращении к редакции ч. 3 ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действовавшей до 01.09.2013, «предусматривавшей изъятие водительского удостоверения и выдачу временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца».


Рецензии