Борьба во имя жизни

Время от времени нас одолевают философские вопросы, морально - этического содержания. Некоторые из них мы с лёгкостью разрешаем, испытывая при этом эстетическое удовольствие и даже лёгкую эйфорию. Другие вопросы нас загоняют в тупик и прижимают к стенке как грабитель в глухой подворотне. И требуется мужество, что бы глядя ему в глаза дать отпор. Иные вопросы мы прячем в самые удалённые, потайные шуфлядки своего подсознания в тщетной надежде, что они будут там затеряны навсегда и никогда не потревожат.

Воскресным утром, подслащённым чашечкой кофе Жардин, праздно блуждая на просторах интернета наткнулся на видео, на стоп-кадре которого был запечатлён нечёткий силуэт льва на фоне африканской саванны. И как натуралист – любитель, в предвкушении интересного сюжета, я начал просмотр, не подозревая, что увиденное окунёт меня с головой в ледяную воду противоречивых эмоций и вопросов, сводящих судорогой мышцы.

Лев стремительно преследует бородавочника, поднимая позади себя клубы пыли, напоминающие инверсионный след самолёта. Настигнув свинью, ловким ударом лапы сбивает её, отчего ту разворачивает на сто восемьдесят градусов. Мощный лев и крупный бородавочник, охотник и добыча, сошлись глаза в глаза. Двести килограммов разогретых упругих мышц, челюсти – струбцины с двумя парами свирепых клыков, серповидные когти, не уступающие по остроте скальпелю хирурга, молниеносная реакция и мастерство охотника отточенное за тысячелетия против сбитого, стокилограммового крепыша, вооружённого двумя грозными клыками как бивни у слона и, унаследованной от предков, тактикой выживания в подобных противостояниях. Долгие секунды соперники пристально смотрят друг друга. Адреналин в крови зашкаливает, многократно увеличивая силу и ловкость. Первого он превращает в идеальную машину для убийства, в поле зрения которой ничего не существует кроме цели – потенциальной добычи. Лев подобен взведённой пружине. Щелчок. И мгновенно высвободится вся запасённая энергия, лавиной обрушивающаяся на жертву. Перед вторым гормон ставит роковые вопросы: “Бежать?”, “Обороняться?”, “Атаковать?”. Гонг! Лев, гонимый чувством голода и инстинктом хищника, срывается с места. В такие моменты его ничто не способно остановить, даже выстрелы в упор из крупнокалиберного оружия. Свинья, интуитивно оценив физические данные льва, скорость его атаки, окружающий ландшафт, принимает решение – обороняться. С выпрямленными передними и подогнутыми задними лапами свинья села, наклонила лыч к земле, выставив клыки-бивни вперёд. Укрыв самое уязвимое место – брюхо, ощетинившись клыками и вращаясь как волчок, бородавочник занял круговую оборону. Предугадывая действия льва, он, перебирая передними копытами поворачивается так, что какие бы стремительные манёвры не совершал хищник, тот каждый раз оказывается перед грозными клыками. Несколько минут такой круговерти поднимают в воздух облако пыли, через которое с трудом просматриваются силуэты животных. После бесперспективных лобовых наскоков, лев предпринимает несколько попыток оказаться за спиной бородавочника. Но всё безуспешно. Бородавочник действует скоординировано, рационально. Никаких лишних движений… Время идёт. Никто из животных не рискует. Одним ударом бородавочник может нанести льву тяжёлые, а то и смертельные травмы. Любое опрометчивое действие свиньи - её смерть. На фоне непрерывного противостояния накапливается усталость. Сердце, скованное грудиной норовит выскочить через глотку. Лёгкие, как надувные шары от чрезмерного напряжения готовы лопнуть и обмякнуть.   Мышцы наливаются свинцовой тяжестью. Скорость реакции замедляется. Фокус размывается. Необходимо что-то предпринимать. Одному для спасения, другому для умерщвления добычи.

Воспользовавшись фатальным замешательством свиньи, лев в несколько заряженных прыжков, используя разгоны, торможения, развороты оказывается у неё за спиной. Навалившись всей массой своего тела прижимает её к земле. Восемнадцать отточенных серпов впиваются в плоть на всю длину, челюсти, с хрустом ломающихся хрящей и костей, смыкаются на загривке жертвы. Слышно тяжёлое, учащённое дыхание, переходящее в хрип. Не разжимая цепких объятий, лев начинает выгрызать куски плоти у правой лопатки бородавочника. Свинья пронзительно визжит от боли, ужаса, безысходности. Из огромной дыры хлещет кровь, а вместе с ней утекают и жизненные силы. Перевернув, как тряпичную куклу, беспомощную жертву на бок, хищник мощным рывком с треском отрывает по бедренному суставу заднюю конечность, заодно разрывая брюшную полость. Внутренности на земле. Свинья уже не визжит, а просто мучительно стонет. Лев же, опьянённый и измазанный кровью, с нарочитым безразличием к стонам, методично, кусок за куском, выгрызает мясо и как серийный убийца наслаждающийся агонией своей жертвы, не спешит умерщвлять бородавочника.  Будучи обескровленной, на половину обглоданной, с практически выеденными внутренними органами свинья не оставляет попыток вырваться и спастись бегством. Отчаянно, захлёбываясь кровавой пеной, бьёт рылом, скребёт землю передними копытцами и затихает только после того как лев перегрызает ей горло.

Конечно можно надеть маску ироничного, самоуверенного интеллектуала, и с бесстрастностью рассуждать:” Ну и что особенного в сюжете этого видео? Ну да –кровь. Ну да – страдания. Ну да – явная, неприкрытая жестокость. Да, конечно же, увиденное оставляет тягостное впечатление. Но такова жизнь в дикой природе.  Aut vincere, aut mori – или побеждать или умирать. Ещё со школьной скамьи, из скучных учебников, мы знаем о внутривидовой, межвидовой борьбе за существование, борьбе с неблагоприятными условиями среды, благодаря которым происходит естественный отбор, помним схемы логически безупречно выстроенных пищевых цепочек. Из теории Дарвина, (при изучении которой мы не испытывали никакого культурологического шока, в отличие от интеллигенции 19 века, которой претила мысль, что мы, люди, являемся неотъемлемой частью природы и в основе своей имеем животное начало), знаем, что борьба за существование – мощнейший движущий фактор эволюции. Весь пласт живого мира, от простейших до человека, от клетки до глобальных экосистем, пропитан вездесущей идеологией жестокой борьбы. Борьбы не на жизнь, а на смерть. А схватка льва и бородавочника всего лишь её квинтэссенция.

Мир жесток. Мир полон агрессии. Что – бы существовать нужно бороться.
Борьба за существование, проецируясь на человеческое общество, проявляется во всех сферах бытия как в виде конкурентной борьбы, так и в виде непосредственно боевых столкновений. Она имеет бескомпромиссный, изощрённый, безжалостный, а порой бессмысленный характер. Бои в прямом и переносном смысле идут не прекращаясь по всем фронтам, под флагами разных мастей, под разными лозунгами, с разными стратегиями. И как на любой войне есть правые и виноватые, победители и побеждённые, оккупанты и освободители, герои и трусы, добровольцы и уклонисты. Есть мародёры, дезертиры, каратели, одним словом - военные преступники. Редко встречаются пацифисты. Кто-то вооружён “до зубов”, а у кого – то ничего нет кроме набедренной повязки. Кому - то суждено прослыть в веках, а большинству бесславно кануть в лету.

Всё многообразие человеческих поступков основано на подсознательном обращении к универсальным законам природы, обеспечивающим выживание отдельного индивидуума и вида в целом, даже если это приводит к нарушению этических норм. И обязаны мы этим – внутреннему зверю - гоминоиду, которого держим в клетке под названием “мораль” и иногда выгуливаем на коротком поводке со строгим ошейником.

Законы природы – суровые, неумолимые силы, не знающие ни морали, ни приспособления.
Истинный образ природы не одухотворённое женское лицо с правильными чертами, а морда хищника со звериным оскалом. Но нам не хватает мужества признать это.”

Такие граничащие с цинизмом, но тем не менее убедительные рассуждения звучат как приговор.

И как – то горько становится от осознания того что такова правда жизни.

Но неужели весь мир – арена гладиаторских баталий, где устанавливается гегемония сильнейшего?! Неужели одним из фундаментальных законов природы является такая категория как борьба?! А может мы, просто на просто, ошибаемся и неверно интерпретируем события? Может заблуждаемся с терминологией и формулировкой законов, их сутью из-за неосознанного стремления оправдать наши слабости и пороки что бы потом, уже осознанно, списать их на законы природы?
Чтобы выбраться из сложившейся ситуации необходимо сформировать альтернативный взгляд на проблему, а для этого нужно разобраться с понятием – борьба.

В контексте эволюционной теории борьба за существование воспринимается как жестокий процесс, сопровождающийся насилием, страданием, смертью. То есть по сути своей имеет разрушительный характер. Но система, основывающаяся на деструктивной движущей силе, обречена. Следовательно, рассматриваемое явление имеет иное естество.

Любое действие совершается с определённым намерением. Причём намерение имеет большее значение чем само действие. Так и борьба, как действие, может иметь различные интенции. Она может быть разрушительной, а может быть созидательной. Она может быть «против», а может быть «во имя». Она может быть насыщенна эгоизмом, а может быть переполнена альтруизмом. Она может порождать хаос, а может гармонию. Череду антагонизмов можно продолжать ещё долго. Их замысловатые переплетения образуют сложный клубок, только распутав который можно добраться до альтернативы, претендующей на истину: дух природы, её альфа и омега — это жертвенность! Борьба за существование – жертвенная борьба во имя жизни! А насилие, страдание, боль и смерть, её сопровождающие, многократно усиливают значимость самопожертвования! Именно борьба не даёт опуститься жертвенности до заурядного, безвольного акта жертвоприношения! Именно борьба обеспечивает стабильное развитие системы, предотвращая её деградацию!

Грандиозным памятником этого великого действа является пищевая пирамида на гранях которой высечены барельефы всех героев начиная с растений и водорослей (продуцентов) и заканчивая хищниками хищников (консументами 4-го порядка).

И напоследок. Книга под названием «Природа» учит нас принимать суть явлений жизни в их полноте,даже если нам ошибочно кажется что им присущи трагические противоречия.Ведь Природа совершенна и следовательно противоречия исключены!


Рецензии
Понравилось, Ваша манера Философствования.

Пикасо   01.06.2017 09:59     Заявить о нарушении
Но! понятие ЧЕЛОВЕК, является, не только человеком природы.
Понятие Человек, является и Человеком ДУШИ,и ЧЕЛОВЕКОМ ДУХА.
В первые КОТОРОГО, осознаёт себя именно в ПРЕДМЕТАХ ПРИРОДЫ.

Пикасо   20.11.2017 10:09   Заявить о нарушении