Вардан Багдасарян Никто кроме России...

Вардан Багдасарян: « Я в своем выступлении попытаюсь соединить два компонента; с одной стороны –вынесена повестка «Ценностный кризис в России», а с другой: общая шапка – «российский суверенитет». Будет вынесен тезис то, что именно с вопроса о ценностях закладывается фундамент суверенитета. Начну я, продолжая мысль Евгения Алексеевича  о мировой конкуренции,  с такой неполиткорректной фразы – высказывания американского  режиссера Стэнли Кубрика : « Великие державы всегда вели себя как бандиты, а малые – как проститутки» и это, переводя уже на язык политкорректный, о чем идет речь. Что далеко не все те, порядка 200 государств, которые существуют в мире, во- первых, обладают реальным суверенитетом, во-вторых, влияют на мировой политический процесс. Кто влияет на мировой политический процесс? Тот, кто имеет собственный ценностный цивилизационный проект.

В мире сегодня существует ряд проектов: Проект Pax Americana, Проект нового Халифата, Проект Великого Китая, Проект неоосманизма, различные панэтнические проекты. Как быть в отношении этих проектов?

Первая возможность. Это принять «зонтик» Большого проекта сильного, лишиться суверенитета, принять другую ценностную установку. Второе: быть раздавленным, как катком, этим проектом. И третье, собственно о чем и пойдет речь, это предложить реализовывать собственный ценностный проект.

В классике государственного управления выделяется следующая разверстка: ценности, цели, средства, результат. Значит, соответственно, вопрос  если мы говорим о суверенной государственной политике, начинать надо с ценностей, с  суверенных ценностей. И, соответственно, если  ставится задача десуверенизации соответствующего государства, то фундаментальным образом это можно сделать, подменив эту ценностную матрицу соответствующего государства. И тут очевиден вопрос, что такое «статья 13» Конституции с запретом на государственную идеологию, запрет иметь собственные ценности.
Ценности все-равно будут, только это уже будут неартикулированные ценности геополитического противника. В действительности наша элита….Мы говорим о том, что деидеологизированное государство…

В действительности наша элита свою идеологию имеет. Я бы эту идеологию свел к трем составляющим. Первое – вхождение в западноцентричный мир, Второе – глобальный рынок, Третье – прибыль, как мерило успешности, высокое потребление. Что из этого следует, когда, развивая логику этой идеологии.
Первое: страна десуверенизуется и в конечном итоге уничтожается; второе: большинство в глобальной конкуренции  проигрывает и часть неуспешных либо маргинализуется, а, в конечном итоге, возможно, умирает  (?); в-третьих, бедный человек второго сорта не может быть свободным, что уже звучало на большом уровне и неуспешные становятся де-факто рабами.

Что в реальности? Вот достаточно индикативный, как мне представляется, рисунок. Это проект «Мировые ценности». Количественные данные,  ведется опрос с начала восьмидесятых годов. Всем, утверждающим, что Россия в ценностном  с Западом едина. Вот многочисленные опросные показатели. Несколько сот. Они интегрируются в этом проекте по двум таким параметрам:  «секуляризм-интернационализм» и «индивидуализм-коллективизм». И вот мы видим, где находится Россия и православные страны, несмотря на фактическую десуверенизацию многих из них в ценностном отношении и где находится Запад. Они находятся на разных полюсах. Но если мы посмотрим, а где находится российская элита, то обнаружим, что она находится не в том ценностном пространстве, в котором находится народ.

Более того, если посмотреть в такой временной развертке с 81 года, несмотря на все инверсии 90-х годов, мы видим куда идет Запад, вслед за ним идет весь остальной мир. Китай, правда, стоит на месте, но значительная часть мира идет туда, в направлении постмодерна. Но мы видим куда в ценностном отношении, несмотря ни на что, идет Россия. Мы видим, кто в настоящее время может предложить ценностную альтернативу. Ну и второе измерение – народ, этот вектор  обозначен на демонстрируемом плакате красной стрелкой, но элита (обозначено синей стрелкой) движется в противоположном направлении, туда, где находится Запад, постмодерн .Из этого вывод, что рано или поздно это расслоение элита-народ должно привести к сбою, в конечном итоге это будет внутренняя схватка. К такому выводу мы приходим на основе социологических данных.

Здесь, на «Круглом столе» предлагается рассмотреть: «Не является ли это наследием 90-х». Если мы посмотрим ситуацию  80-х годов, биполярная система. Это  западноцентричная система  с одной стороны и россиецентричная система с другой. Соответственно -  две системы ценностей. Россиецентричная система ценностей выступала, как антизапад, запад соответственно выступал как антироссия. Борьба ценностей!

Что происходит в 90-е годы? Был выдвинут тезис  о вхождении России в единый западноцентричный  мир. Но, входя туда, мы берем их ценности. Но их ценности – это ценности антироссии. Идя туда, мы принимаем ценности антироссии. Это надо называть четко

Что в итоге этой инверсии получилось? Я по нескольким параметрам кратко эти инверсионные изменения сопоставлю. Итак, вместо коллективизма индивидуализм, вместо солидаризации конкуренция, трудовая собственность – частная собственность, человек -  социальная личность --        человек-индивидуум, альтруизм – прагматизм; минимальность потребности – потребительская культура, герой, как жертва – герой, как супермен, психологическая культура – культура развлечений,  воспитательная школа – школа образовательных услуг, социальное равенство – социальная селекция успешности, братское единение народов – толерантность, надэтническое цивилизационное  идентичность – внеэтническая идентичность гражданской нации, нестяжательство – прибыль, как мерило успешности, нелегитимность  ростовщического капитала - приоритетность банковской экономики.

Что говорят наши противники? А ведь они четко говорят то же самое, когда рассуждают, а в чем слабость России, в чем главная уязвимость. Пожалуйста, высказывание  Барака Обамы: «Мы не вступаем в новую «холодную войну», ведь Россия, в отличие от Советского Союза, не возглавляет блок  государств, не представляет глобальную идеологию».

А вот высказывание З. Бжезинского: «Чтобы быть военным противником США в мировом масштабе, России придется выполнять какую-то миссию, осуществлять глобальную стратегию, возможно обрести идеологические основы. Это представляется мне маловероятным. Если
говорить коротко, ту тотальную  мобилизацию, которую Советский строй смог навязать России, очень трудно будет обосновать и узаконить  при отсутствии корректного и  всеобъемлющего идеологического фундамента». Все четко сказано. Значит главная слабость видится в отсутствии идеологического фундамента. Соответственно вопрос о принятии этого фундамента для России.

И, завершая, я хотел бы процитировать нашего великого мыслителя Александра Зиновьева, он анализировал ситуацию, почему так случилось, о причинах поражения в холодной войне: «Для Запада проблема разгрома Советского Союза была не просто проблемой ослабления военного, политического, идеологического  и экономического конкурента. Это была проблема уничтожения эволюционного конкурента, угрожающего устроить мировой порядок по своему плану и имевшего на это реальные шансы». То есть вопрос сегодня не только даже для российского суверенитета, хотя эта тема у нас сегодня ключевая, но и вопрос о выживании человечества, о преодолении этой модели  глобального доминирования этого глобального олигархата нам видится выдвижение  альтернативного проекта и вся социология , и все другие данные, исторический опыт показывают, что никто кроме России, потенциально эту альтернативу артикулировать не способен. Поэтому сегодняшний дискурс внутрироссийский , в том числе и наше с вами обсуждение на этой площадке, оно вливается в эту большую постановку задачи. Спасибо за внимание.

P.S. Расшифровка видеоролика: «Вардан Багдасарян на круглом столе о ценностном кризисе в России. 10.03.2017. Адрес на youtube https://www.youtube.com/watch?v=nMLjz_fXaQY


Рецензии