Критерий сознания

Психологическая проблема принятия феномена искусственного интеллекта состоит в том, что люди не видят разницы между интеллектом и сознанием.

Искусственный интеллект не обладает сознанием и не должен им обладать. Поэтому тест Тьюринга, направленный именно на обнаружение у машины сознания, просто не имеет никакой практической ценности.

Сознание — это то, чем обладает в той или иной степени любое живое существо, любой ребенок. Это врожденная способность чувствовать, различать, осознавать своё существование. Можно не быть интеллектуалом, но при этом иметь высокую степень сознания, которая выражается в разумном поведении, наличии совести, нравственных принципов и т. д.

Интеллект — это способность к мыслительной деятельности, к логике, которая базируется на элементарной способности различать. Но он никак не связан с волей, с эмоциями, желаниями, с личной ответственностью.

Человек может быть высоко развит интеллектуально, но при этом иметь низкую степень сознания и личной ответственности за свой нравственный выбор. Такие люди больше похожи на роботов, чем на людей. Их называют бездушными.

Как мы видим, и сознание, и интеллект основаны на способности к различению, но затем развиваются в разном направлении.

Различение — это способность отличать внутреннее от внешнего, целое от множества, живое от мертвого и т. д. Обладая различением, мы понимаем, является ли рассматриваемое явление чем-то целостным, живым или это множество различных объектов, находящихся рядом. Например, пока человек жив, он представляет собой нечто целостное, личность, а когда он умирает, мы видим лишь тело — массу органического вещества, лишенную внутреннего единства и поэтому подверженную разложению. Мы также способны понимать, что есть различные градации, уровни сознания. Например, колония муравьев — это не просто множество насекомых, а организованное сообщество, обладающее коллективным разумом. Вода — это не просто множество молекул, а связанное вещество, и мы рассматриваем свойства вещества отдельно от свойств молекул и атомов, из которых оно состоит. Мы называем это внутренними и внешними свойствами (химическими и физическими).

Не обладая развитым различением, человек может приписывать множеству свойства, которыми оно не обладает. Например, древнее язычество приписывало различным природным явлениям наличие разума и воли, подобно человеческим. Люди пытались общаться с духами стихий как с разумными созданиями и поклонялись им, не понимая, что те не являются самостоятельными сущностями, принимающими решения, а наоборот — являются послушными исполнителями, следствиями явлений более высокого порядка.
Высочайший уровень различения выражается в способности обнаружить все существующие в природе системы и их взаимосвязи, т. е. в способности к систематизации знаний.

От искусственного интеллекта нам требуется безукоризненная логика (интеллект) и развитая способность к различению (систематизации). Это то, что можно проверить, протестировать и подтвердить на практике.

Всё, что касается сознания, религиозных, нравственных, эмоциональных критериев к искусственному интеллекту никакого отношения не имеет. Это исключительно человеческие «заморочки». Разумеется, они важны и дороги нам. Это, что для нас свято и составляет наши жизненные ценности, наш смысл жизни. Это то, что необходимо беречь и развивать. Но не надо наделять этим смыслом то, что с ним не связано. Иначе мы вновь опустимся до языческого уровня и станем приписывать Богу свои собственные недостатки (жестокость, алчность, страстность и т. д.).


Рецензии
Интересно!!
думаю, стОит -
попытаться хотя бы-
прийти с этим в Ф.рф -
сайт Фантастика.РФ

как сказал Мимино,
"я так думаю"!

Андрей Рябоконь   14.04.2017 19:51     Заявить о нарушении