Рассказ. Он нашел счастье

      Далеко-далеко от России, во Франции, жил русский полковник, коего большевики отправили в эмиграцию.

      Он думал, что счастье навсегда покинуло его и никогда не вернется.

      Россия разгромлена кровавой демонической силой, счастья нет… нет!..

      Он — седой скромный старичок, сидел на парижской лавочке и вспоминал горькие и в то же время сладкие годы, когда он — Жорка, Пашка, Василий и Лексей, Бонифатич, как его звали, выступали против красного террора и также усердно били большевиков.

      Но также, Георгий Степанович Громов вспомнил и о той горестной минуте, когда погиб дружище Васька Денисов…

      Как они хоронили его у костра, рядом с рекой…

      И голос Павла:

— Покойся с миром, Василий Александрович!..

      В одну чудесную секунду, Георгий приподнял пенсне и вгляделся в парижскую улицу.

— Пашка?.. — спросил он сам у себя. — Пашка?! Живой?!

      Именно в эту подходящую минуту к Георгию подошел старичок, его ровесник.

— Извините, господин, я понял, что вы тоже из России, мне кажется, что я вас где-то видел!..

— Видел, Пашка! Двадцать лет тому назад!..

— Стой, Жора! Это что, ты?!

— Да, братец!.. Промелькнули годы молодости и у тебя перед глазами? — спросил Георгий.

— И у меня…

— Где устроился, братец?..

— У меня «изба» тут есть… Похожа на графский дом… Живу тихо в своей «богатой землянке!»

— Ясно… А я в отеле поселился!..

— Давай ко мне, браток?.. Прокатимся снова с 17 по 20? Три года на войне… Но ведь она длилась шесть лет… Но мы натерпелись… Прогуляемся до моей усадьбы…

      Мелькали французские бутики один за другим.

      А ведь Паша, Леша, Жора и Вася не были военными по профессии… Они записались в Белую армию, будучи уже почти взрослыми людьми, и лишь характер у них был мальчишеский.

      Дошли они, значит, до «избы», стали есть и разговаривать.

      Чавкая печеной индейкой, Георгий Степанович спросил у друга:

— А что с Алексеем? С Бонифатичем что?..

      Павел Митрофанович погрустнел и замялся.

— Ты что… газет не читаешь?..

— Не-а.

— Плохо… Недавно о нем писали советские журналисты…

— И что?

— Как о яром патриоте и враге советской власти. Он отказался сдать оружие чекистам, сказав им фразу Колчака: «Не вы мне его вручали, не вы и отнимете…»

— И что? Как Колчак? Выкинул за борт?..

— Нет… Он взял твердую и не гибкую шашку свою…

— И?.. — с замиранием сердца.

— И согнул… А потом швырнул в комиссара…

— Угмх! — кивнул Георгий.

— Потом начал кричать патриотические стихи, которые сам и написал… Его пытались успокоить… А потом загнали в подвал и грянул выстрел!.. Последним его словом было патриотическое:
«Не сумеете, твари!..»

      Поговорили на славу, поплакали вместе и посмеялись вместе.

      После своего явления к другу, Г. С. сел на ту же самую скамейку, закрыл глаза, и… его сердце перестало биться… Бог дал ему знак перед смертью, дал понять, что он счастлив… Это было блаженство…

      ОН НАШЕЛ СЧАСТЬЕ…


Рецензии