Мой дядя - Пастернак Виктор Степанович

Четыре года назад, 23 февраля 2013 года умер один из моих родственников, дядя Витя. На эту смерть откликнулись многие средства массовой информации. Некролог был опубликован в центральных газетах и в том регионе, где он в основном и трудился – в Хабаровском крае. Там он и похоронен, рядом со своими родителями, как он завещал. Жалко, что ушел из жизни такой замечательный человек.  Я решил  поделиться своими воспоминаниями о нем, изложив их на бумаге.

Часть этих воспоминаний у меня сложилась после рассказов  моих родных, от мамы и папы, от Агнии Иннокентьевны Кокориной, нашей добрейшей бабы Аги, которые были в очень хороших отношениях с Витей, как они называли его. Баба Ага  рассказывала, что когда он учился в 8 классе и жил в Херпучах, а мой отец ухаживал за своей будущей женой, она часто приходила со свиданий с замершими ногами (форсила, не надевала толстые валенки),  и младший брат отогревал ей ноги. Именно в ту пору мой будущий отец и дядя Витя очень сдружились,  и эта дружба пронесена через всю жизнь. Они начали играть в волейбол, который потом стал для дяди путевкой в большую жизнь.

Я  с дядей Витей более тесно столкнулся в 1957 году, когда в связи с отъездом моих родителей на курорт осенью учился полгода в Ильинской школе и жил у бабушки с дедушкой. Дядя Витя приехал тогда из Комсомольска на матч сборных команд Хабаровского и Приморского краев по волейболу. Он взял меня с дедушкой с собой на игру. Я хорошо запомнил атмосферу на том матче. Хабаровский и Приморский края - извечные соперники, и в волейболе тоже. Игра состоялась в зале Дома офицеров Советской армии. Зал был битком набит. Дядя Витя попросил какого-то мужчину устроить нас с дедушкой на трибуне, а сам пошел на разминку. Я не помню всех деталей той игры, помню лишь, что наши проигрывали, когда на подачу вышел дядя Витя и мощнейшей боковой подачей выиграл несколько очков и внес перелом в игру. Наши победили и я был такой радостный, что мой родной дядя такой чудесный игрок, да еще капитан сборной команды края. Я потом узнал, что дядя Витя был капитаном и команды "Металлург" из Комсомольска, которая при нем постоянно выигрывала чемпионат края. Именно поэтому в Хабаровске и решили создать команду во главе с Пастернаком, чтобы побеждать, и пригласили его в Хабаровск на должность главного инженера кислородного завода и одновременно в команду "Динамо". Я помню, как мы с Володей дважды принимали участие в переезде семьи дяди Вити на квартиры на 5-й площадке, таскали мебель и вещи. Дядя Витя учил нас с Володей правильно играть в волейбол, и мы с Вовкой потом часами играли вдвоем, отрабатывая прием мяча и нападающий удар. Именно благодаря такой школе я научился неплохо играть в волейбол, которая была поистине народной игрой. Во многих дворах были площадки для игры в эту простую на первый взгляд, но на самом деле очень сложную и интересную игру. Продолжая тренироваться, я стал лучшим волейболистом не только в нашем поселке, но и в районе имени Полины Осипенко. Меня всегда охотно брали в команды и на пляже в Хабаровске.

Но я чуть отклонился от темы своих воспоминаний. Уже когда дядя Витя работал в райкоме партии, к нему попало письмо от гражданки, которая возмущалась тем, что небольшой участок дороги, которая вела от "Стройки" в "Ильинку",  рядом с асфальтным заводом,  остался не заасфальтированным.  По нему невозможно пройти из-за пыли от машин в хорошую погоду,  или из-за грязи в дождь. Дочитав письмо до конца, он понял, что эта возмущенная гражданка - его старшая сестра Шура. И пришлось брату принимать меры по жалобе гражданки. Кстати, дорогу так и не заасфальтировали, она была ничейная, уже не городская и еще не районная.

Когда я учился в 11-ом классе, на Новый год приехал в Хабаровск. И как-то в выходной к бабушке в дом завалилась ватага - дядя Витя в детьми и Павел Морозов, в ту пору работник райисполкома. Они приехали кататься с гор на лыжах. Мы покатались и потом, пока женщины готовили ужин, стали играть в карты. Именно дядя Витя и Павел Леонтьевич научили нас с Володей азам игры в преферанс.   Вот такие у нас были учителя этой замечательной карточной игры.

Осенью 1965 года, когда я поступил в мединститут, сборная нашего края по волейболу, которую тренировал дядя Витя, ездила на товарищеские игры в Японию. Дядя Витя брился в ту пору станком с лезвиями "Балтика", ужасно тупыми (других не было). А у меня была электробритва. Вот дядя Витя и взял у меня эту бритву в поездку, чтобы не позорится перед японцами.

Потом мы довольно редко встречались. Я, уже без Володи, который уехал на учебу в Питер, помогал дяде Вите с переездом на квартиру, которую он получил, будучи вторым секретарем горкома партии. Та, что была на Амурском бульваре в доме, где был магазин «Прогресс».  Потом дядю Витю перевели на работу в Еврейскую автономную область, но помогать грузить домашний скарб меня не пригласили, все делали рабочие. Мне еще раз пришлось помогать дяде Вите с переездом из Биробиджана уже тот дом, где сейчас живет семья его дочери Тани, на Уссурийском бульваре.

Как-то я, уж не помню по какому вопросу, пришел к нему в кабинет, когда он был первым заместителем председателя крайисполкома. До этого я уже бывал во многих чиновничьих кабинетах, потому что к этому времени несколько лет был секретарем партийной организации больницы. Но такого к себе отношения не ожидал. Дядя Витя встал ко мне навстречу из-за стола, пожал руку, усадил, напоил чаем. И как мне потом сказали, он ко всем так относился. Может, не всех поил чаем, но вставал из-за стола и пожимал руку вошедшему всегда, независимо от статуса.

Вообще о нем, как краевом руководителе у большинства остались самые хорошие воспоминания. Он никогда не заискивал, был строгим, но справедливым руководителем. И, намылив кому-то голову  за упущения в работе, объяснял, как лучше выйти из положения, что сделать и как. Большой личный опыт и знание проблем края помогали ему в этом.

В 1978 году меня, в ту пору простого врача-рентгенолога городской больницы № 11, но  к тому времени уже 2 года как секретаря партийной организации этой большой (около 3 тысяч сотрудников и более 80 членов КПСС) больницы города, вдруг стали сватать в главные врачи городской больницы № 10, в Краснофлотском районе. Водили меня в городской отдел здравоохранения, в горисполком, в горком партии. Я отказывался. И не потому что боялся, просто у меня не было ни нужных знаний, ни опыта руководства никаким коллективом вообще, а уж 2-х тысячным коллективом в частности. Но на меня наседали, упирали на  партийную сознательность.  Моя мама, видя, как на меня давят, обратилась за советом к брату Виктору.  Тот пригласил меня для разговора. Я объяснил ему ситуацию, он согласился со мной и позвонил Морозову, который был в ту пору председателем горисполкома, и Шетенко, заведующей отделом здравоохранения.  Попросил оставить меня в покое. И от меня отстали. Но это мое приглашение сыграло и положительную роль. Чтобы не отпускать меня из Индустриального района в Краснофлотский, где мне обещали квартиру, мне не только пообещали, но и дали квартиру. Вначале на "Заводской" 2-х комнатную (на семью из 5 человек) в отремонтированной "хрущевке", а потом  новую, уже 3-х комнатную в "Затоне".

Потом в тот период, когда дядя Витя уже уехал из Хабаровска, меня пригласили на работу главным рентгенологом края в краевую больницу. Но третий секретарь райкома партии Шопина уперлась, никак не хотела отпускать из больницы опытного парторга. Первым секретарем райкома партии был Данилюк Н.Н, который уже собирался на новую должность председателя крайисполкома, т.е. приемником Пастернака. Я пошел к нему на прием. Сказал, что если райком партии считает,  что должность заведующего отделением в больнице - это мой потолок служебной карьеры, то я останусь. Но приглашение на новую должность краевого специалиста - это плюс и для районной партийной организации. Данилюк знал, что Пастернак мой дядя и отпустил. Потом мы с ним встречались по служебным делам, когда я стал работать в краевом отделе здравоохранения. 

Этим же летом 1986 года меня направили на учебу в Москву. В этот период там проводились "Игры доброй воли" и город был закрыт для простых смертных. Но командированных пускали. Я сумел дозвониться до дяди Вити в ЦК и он предложил нам встретиться. Я подошел в назначенное время к зданию ЦК КПСС на Старой площади к черной "Волге" с номером 00-13 МОС и назвал себя. Шофер был предупрежден. Он связался с дядей Витей по радиотелефону и вскоре я увидел своего дядю, выходящего из подъезда здания. Мы обнялись и поехали к нему на дачу. По пути заехали на квартиру, которую ему дали в Плотниковом переулке. Так я впервые увидел, как живет партийная номенклатура в Москве. Большая многокомнатная квартира, с большими прихожими и специальными комнатами, с двумя туалетами в разных концах квартиры. Потом, уже после выхода на пенсию, дядя Витя жил в этой квартире вначале со своей старшей дочерью  Галей, сделав из двух прихожих проходные комнаты.   В лифте он представил меня пожилому соседу, который жил выше двумя или тремя этажами. Потом этот сосед по фамилии Кручина после событий августа 1991 года и  ГК ЧП, будучи заведующим общим отделом ЦК КПСС, "выпал" из своей квартиры во время скандала с партийными деньгами.

По пути на дачу все милиционеры. увидев нашу "Волгу",  отдавали честь. Я был такой гордый за своего дядю. Потом, после ужина мы пошли с ним гулять по тропинкам лесного массива, где была его дача, и он рассказал мне, как состоялось его назначение на должность заведующего отделом транспорта и связи ЦК КПСС. Кстати, эта должность была только что введена в структуру ЦК и после перехода дяди Вити на работу в Хабаровск сокращена.

Когда с моим отцом случилось несчастье и он лежал обездвиженный в больнице, дядя Витя, будучи в кратковременной командировке в Хабаровском крае, нашел время и навестил отца, которого очень уважал, в больнице. Он не только справился о состоянии здоровья отца, пожелал ему выздоровления, но и сказал несколько слов о его  сыне, т.е. про меня. Он сказал, что обо мне, в то время главном рентгенологе края, очень высокого мнения в краевом отделе здравоохранения.

Когда дядя Витя вернулся на работу в Хабаровск, я уже был первым заместителем заведующего краевым отделом здравоохранения. По служебным делам мы с ним не пересекались. Только однажды, когда я замещал своего начальника Вялкова, и был на заседании крайисполкома, был свидетелем, как дядя Витя, будучи членом исполкома,  мучил вопросами своего друга П.Л. Морозова, который был в то время начальником ГлавПЭО крайисполкома и выступал с докладом. Его неопровержимая логика убивала некоторые решения о внедрении станков с числовым вычислительным механизмом без учета потребности в деталях, выпускаемых на этих станках.

Потом у нас с дядей Витей было несколько встреч во время его приездов в Хабаровск, уже в период, когда он был пенсионером. Однажды на квартире у Нины отмечался чей-то день рождения. Собралась вся большая родня по линии Пастернаков. В то время все были еще живы, кроме тети Лизы. И моя мама, и дядя Петя, и Нина, многочисленные двоюродные сестры и братья. Были и другие люди, знакомые и малознакомые. Дядя Витя в это время был в Хабаровске и я привез его на машине на этой сабантуй. Тогда очень хорошо посидели, вспоминали о всех, в том числе и об Алле и Володе, младших в семье Пастернаков, которые отсутствовали на этом дне рождения. У меня сохранилось много фотографий об этом дне. Одна из них украшает наш «Семейный альбом».

Последний раз мы виделись с ним во время моего приезда в Москву в 2004 году, Мы тогда уже переехали в Сибирь и жили в Нефтеюганске. Дядя Витя расспросил о нашем житье-бытье и о всех моих детях и внуках. В ту пору в его большой московской квартире жили с ним младшая дочь Наташа и её семья. У Наташи уже было двое взрослых детей.  У меня есть фотография обоих братьев на кухне у дяди Вити. Я тоже вставил её в наш "Семейный альбом".

Вот такие у меня воспоминания остались от моего дяди, человека большой души, прожившего трудную жизнь. Будучи сыном колхозников, бесправных по своей сути, без паспортов, он сумел не только получить высшее образование, закончив Хабаровский институт железнодорожного транспорта, но и прошел путь от мастера на заводе «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре до заведующего отделом транспорта и связи ЦК КПСС.  Пройдя по карьерной лестнице все ступени (главного инженера, работника райкома, горкома и обкома партии, председателя крайисполкома, первого секретаря крайкома партии) он никогда, ни на одном посту не забывал, что вышел из народа и всегда думал о нем.


Рецензии