Путь апостолов. Икона. 24
Глава 24
Икона
«Руками же апостолов совершались многие знамения и чудеса в народе».
(Деян.5,12)
Стоя у церкви, на вершине Ставровуни, я выслушал проникновенные слова Дашкова о Луке.
-А Спас сейчас существует? - спросил я
-Вначале картина оказалась в Константинополе, потом , спасаясь от турок оказался в Генуе и хранится там в церкви Святого Варфоломея Армянского. На обзор образ выставляется один раз в году, в праздник Пятидесятницы, в день сошествия Святого Духа на апостолов.
-Да, -протянул я,- икона –это некое видение, это совсем не доска с рисунком.
-Вы знаете, просто если задуматься, -сказал Дашков,- храм, сам храм есть тело человека, а алтарь – его душа. Богословы считают, что в алтаре сокрыто таинство непостижимой троицы, а в храме-ее познаваемый в мире промысел и силы.
-Но есть и космологическое объяснение,-вставил я,- алтарь-символ неба, а сам храм –символ земли.
-У нас, на Руси, центральный купол –это Христос, а четыре по бокам купола символизируют четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку, Иоанна,-дополнил евгений Петрович.
-А разделяет два мира, тот и этот – иконостас! –воскликнул я.
-Поэтому, в основе иконы лежит духовный опыт. И здесь чрезвычайно важен канон. Их даже классифицировать можно: библейские, потребные по памяти, писанные по преданию, явленные по видению и сновидению…
-А кто установил канон?-спросил я.
-Думаю, отсчет идет от Луки. Канон очень важная деталь. Вначале художник-подмастерье учится рисовать канон. Это техника, которой надо так научиться, чтобы забыть о технике. Дальше должна быть истина и душа. Индивидуальность художника тонет в чувстве.
-И первый канон был запечатлен самим Христом на ткани Спаса, - взволнованно вымолвил я.
-Поэтому любая настоящая икона- весть из самых глубин бытия. Бесконечного бытия…Это окно в духовный мир.
Мы зашли в пустую церковь и в торжественной обстановке , перед иконостасом, Дашков закончил свое изложение об иконах:
-В иконе следует различать личники и доличники, это как деление на внутреннее и внешнее. Внутреннее «Я» – человеческое лицо, а внешнее – что не есть лицо- тело, деревья, архитектура, одежды. Это нам указал Христос своим Спасом. А свет на иконах золотится, ибо это поток Божественного света. Настоящая икона излучает свет, его надо только видеть. Все внутренее мы видим через свет…, тихо закончил свою речь мой спутник.
Когда мы вышли из церкви я задал снова вопрос о Луке.
-Итак, Лука нарисовал иконы Девы Марии.
-Первую икону, он нарисовал вот здесь на Ставровуни. Эта та икона, которая у нас на Руси известна, как икона Владимирской Пресвятой Богородицы. Да! Да! Та самая наша знаменитая икона, празднование которой на Руси отмечают три раза, в честь троекратного избавления от врагов.
-А как она попала в Россию?- спросил я.
-Об этом есть только догадки и предания,- начал задумчиво говорить Дашков,- я уже упоминал, что она была сделана из части стола, за которым трапезовало Святое Семейство. Долгое время икона хранилась здесь, на этой горе, вместе с остатками креста. Здесь была память о Христе: икона-земная жизнь, крест –казнь и Вознесение. Эта икона наполнена громадной жизненой силой и приносит победу над смертью и само собой над врагами...
-Но как она оказалась в России и чем прославилась? –снова спросил я.
-Предания говорят, что икону перенесли вначале в Иерусалим, а потом , в пятом веке, в Константинополь и уже в 12 веке она попадает в Киев. Далее она была поставлена в девичьем монастыре в городе Вышгороде, который был удельным городом княгини Ольги. Отсюда она отправилась по городам: Суздаль, Ростов , Владимир, Москва. Здесь с этой иконой проходит целая история Руси. Здесь наши святые имена – Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Кутузов…А перечислять историю нескольких столетий нам понадобиться время,- внезапно закончил Дашков, -давайте в следующий раз вспомним здесь, на Кипре, у теплого Средиземного моря нашу холодную историю времен Андрея Боголюбского и Дмитрия Донского, а сейчас нам надо спускаться вниз. Слава Богу , что нам удалось посмотреть такую красоту.
По дороге в отель каждый размышлял о своем. У отеля мы попрощались , договорившись завтра встретиться.
Но на следующий день, мы так и не встретились. В номер ко мне постучал портье и передал несколько печатных страниц.
« Дорогой , Саша!
Мне было приятно общаться с вами. Тема , которую мы подняли бесконечна и глубинна как жизнь и космос. Но, так складывается судьба, что я должен внезапно отъехать в Россию. Дай Бог, может еще с вами и встретимся. Всего вам доброго. Вы оказались очень терпеливым слушателем.
Евгений.
P.S.
Передаю вам несколько заметок об апостолах Павле и Варнаве, а так же поэму о Кипре. Пусть это будет мой скромный дар, который позволит вам сохранить частичку теплоты и уважения к истории этого замечательного острова.
Свидетельство о публикации №217032600122