Статья о Г. Уэллсе
Герберт Уэллс – один из виднейших английских писателей-реалистов – автор ряда социально-психологических романов, мастер научно-фантастической повести и новеллы. Для его раннего творчества характерен именно этот жанр, который и сыграл большую роль в развитии литературы 20 века. За 50 лет литературно-публицистической деятельности Уэллс написал 110 книг и 500 статей.
Герберт Уэллс родился в Южной Англии в семье садовника. Тринадцати лет он начал самостоятельно трудиться, переменил ряд профессий: работал рассыльным, учеником аптекаря, уборщиком в магазине. Позже, Г. Уэллс поступает в Нормальную школу, которая готовила учителей естественных наук, а после в Университет, где работал в лабораториях под руководством Томаса Хаксли.
В Г. Уэллсе сочетались настоящий ученый и большой писатель. Его первым печатным произведением был «Биологический справочник» - учебник по естествознанию. В дальнейшем, в научно-фантастических повестях Уэллса, всегда ощущалась подлинно научная основа.
Наиболее ярким и плодотворным периодом творчества Уэллса являются 90-е годы, когда писатель вслед за «Машиной времени» (1895), создает свои знаменитые научно-фантастические утопии – романы: «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898), «Когда спящий проснется» (1898), «Первые люди на Луне» (1901». В этих произведениях Уэллс всегда опирался на подлинные научные открытия и гипотезы, он старался исходить из рубежей уже достигнутых наукой и техникой. Обретенная благодаря изобретению авиации возможность для человека передвигаться в пространстве внушила писателю интересную идею передвижения во времени («Машина времени»). Писатель описывает фантастическую машину, с большим талантом показывает полет во времени, он же противопоставляет друг другу две выродившееся расы, на которых постепенно разделилось человечество, - элоев и морлоков. Путешественник попадает в будущее, где в полуразрушенных дворцах и запущенных садах встречает хрупких и беспомощных элоев, потомков господствующих классов, презиравших труд и потому создавших себе такие условия жизни. Подземное пространство, колодцы и пещеры занимают бледные и ужасные морлоки, постепенно вырождающееся и превращающееся в животных. Такими стали потомки рабочих. Они продолжают работать на элоев, но по ночам занимаются разбоем, убивают своих господ и питаются их мясом. Уэллс говорит этой повестью о том, что невежество неизбежно приведет к вымиранию.
Открытие рентгеновских лучей подсказало ему идею «Человека-невидимки», где автор затрагивает тему одиночества ученого в обществе и показывает, к чему может привести наука, оказавшаяся в руках озлобленных эгоистов. Повесть рассказывает о молодом одаренном ученом, который открыл секрет полного обесцвечивания тканей и стал невидимым. Однако мир жестоких обывателей не понимает его, люди, желающие использовать его открытие в корыстных целях, преследуют ученого, и он постепенно превращается в маньяка и убийцу. Все это приводит ученого к гибели.
«Война миров», в которой автор передает «рассказ очевидца» о вторжении марсиан на Землю. В этом простом рассказе нельзя не заметить оттенки сатиры. Рассказчик подробно описывает фигуры и действия марсиан, их машины и разрушительные тепловые лучи, раскрывает злобную философию алчных тварей - на крови и смерти людей строить свое государство. И как показывает наша современная жизнь вторжение марсиан не принесет нам ничего нового, у нас на земном шаре таких чудовищ и так достаточно и нам светлым русским людям придется сильно потрудиться в борьбе со злом.
Уэллс, подобно своему предшественнику Жюлю Верну, остается где-то на грани между научной истиной и смелой фантазией. Однако жюльверновская линия лишь внешне продолжается в его творчестве. Постоянная озабоченность судьбами человечества сближает его со Свифтом, чья сатира «Путешествия Гулливера», также построенная на фантастике.
В 900-е годы Уэллс написал ряд бытовых реалистических романов: «Любовь и мистер Льюишем» (1900). «Киппс» (1905), «Тоно-Бэнгей» (1909) и многие другие, которые были посвящены маленькому человеку, его мечтам и поиску своего счастья.
Одновременно с этими романами Уэллс продолжает создавать научно-фантастические повести: «Пища богов» (1904). «В дни кометы» (1906), «Война в воздухе» (1908), «Освобожденный мир» (1914). В них автор предлагает сначала переделать человеческую природу, а затем с этим новым человеческим материалом строить разумное общество. Подобные мысли высказывал и Б. Шоу; он мечтал о биологической эволюции, о рождении «сверхчеловека», а Уэллс ратовал за воспитание каждого индивидуума. В повести «Пища богов» показано это разумное, идеальное воспитание.
В повести «Освобожденный мир» (1914) показаны ужасы последствия атомной войны, создание единого мирового правительства, которое запрещает навсегда войну. Здесь Уэллс решает наболевшие вопросы в политическом плане.
Последний период творчества Уэллса приходится на 30-40 годы. Он осознал смертельную опасность, угрожавшую человеческой культуре со стороны фашизма. В эти годы он создает антифашистские произведения: «Мистер Блэтсуорси на острове Рэмпол» (1928), «Бэлпингтон Блэпский» (1933), «Облик грядущего» (1933), «Игрок в крокет» (1936), «Необходима осторожность» (1941).
Творчество Уэллса, как мастера научно-фантастических произведений, хорошо известно русскому читателю. Первое собрание сочинений замечательного английского писателя на русском языке вышло еще в 1909 году.
Свидетельство о публикации №217032601370