Рыцари могил
По дорожному полотну замелькали темно-зеленые пятна мохнатых сосновых веток, разбросанные по трассе на некотором расстоянии друг от друга. Они образовали редкую цепочку – будто чьи-то следы. «Следы» свернули с грунтовки на проселок и протянулись к лесочку на взгорке, за которым спряталось сельское кладбище. Пассажиры глазами провожали уходящую к березняку темную полосу земляной дороги с еще более темнеющими на ней «следами». Кто-то крестился, кто-то вздыхал.
Тетя Маруся, управившись с чебуреком, вытерла рот и руки чебуречной салфеткой:
– Опять кого-то хоронили. Народ мрет, как мухи.
– И то… Месяца не проходит, как кого-нибудь хоронят, – отозвался старик Егорыч, – ладно, мы уже отжили свое, а молодым то еще жить да жить.
– И чего людям не хватает? – Тетя Маруся достала бутылку магазинного морса, – наркоманят, пьют, потом дурЯт.
– Туго молодежи в наше время, особенно в деревне. Работы нет, семьи нет…
– Да кто ж за него, за наркомана, замуж пойдет?
– Вот я и говорю, – замкнутый круг какой-то получается.
– Ладно, хоть у нас – помрешь – тело земле предадут, а в больших городах то, что деется! Жгут покойничков в адских печах, будто земли на Руси-матушке не хватает…
Оставшуюся дорогу Егорыч с тетей Марусей ругали хронически во всем виноватую власть, начиная с местной, поселковой, и заканчивая кремлевской.
Слушая их, я думала, что один покойник в месяц, в среднем, – для райцентра это не так много, но для деревень в сорок-семьдесят дворов, где в год рождается один, от силы три младенца – это демографическая катастрофа.
Вспомнилась череда похорон, на которых мне пришлось побывать в последние несколько лет. Уход близких людей затмевает белый свет. И эту боль мне приходилось переживать не раз. Но в эти годы уходили дальние родственники, знакомые, одноклассники. В какой-то момент начинаешь воспринимать происходящее будто со стороны, отстраненно. Начинаешь замечать то, на что раньше не приходилось обращать внимание…
В ритуальном зале священник отпевал усопшего. Вдруг, мужчина, стоявший позади меня, прошептал:
– О! Рыцари кирки и лопаты пришли.
Мужчина серьезного вида выдал более мрачную версию:
– Скорее, рыцари могил.
У входа в зал стояли парни и молодые мужчины в одинаковой зеленой спецовке и рабочих перчатках. Среди них выделялся высокий, немного грузноватый голубоглазый блондин. Волевое выражение его лица говорило о начальственных полномочиях его обладателя. «Бригадир, наверное», – подумала я.
В пятидесятитысячном городке шесть-семь похоронных команд, которые едва справляются с «объемом» работы. Особенно тяжело приходится после новогодних всероссийских «каникул», во время которых морги тоже не работают. И после праздников «рыцарям» приходится трудиться буквально на износ. В район они не выезжают, если только по большой просьбе родственников, за отдельную плату и по договоренности.
Голубоглазый блондин действительно оказался бригадиром. Едва батюшка закончил отпевание и провел «ревизию» гроба на предмет изъятия из него посторонних предметов, как то: бутылок со спиртным, сотовых телефонов, наборов косметики или парфюмерии, ноутбуков и других «необходимых» усопшему вещей, похоронная команда вступила в свои обязанности. Бригадир отдавая негромкие, но точные распоряжения своим подчиненным, повысив голос, обратился к родственникам:
– Так! Сейчас мы поднимем гроб, а вы все по очереди присядете на лавочку, вот сюда, на место, где он стоял.
Молоденькая девушка повернулась к своей матери:
– Это еще зачем?
Та, не поворачивая головы, тихо процедила сквозь зубы:
– Чтобы покойника потом не бояться.
Гроб на руках зеленых комбинезонов поплыл к выходу, родственники плюхались на лавку, а кто забывал, тех усаживали силой.
Бригадир тем временем командовал возле входной двери:
– Берем венки, встаем в две шеренги: мужчины справа, женщины слева.
Мужчина, стоявший на отпевании позади меня, не удержался от иронии:
– А если не в ту шеренгу встанем? Накажете?
Бригадир поглядел на мужчину долгим взглядом, но ни одним мускулом не выдал своего настроения.
По дороге на кладбище мы вызвались подвезти до церкви батюшку – как раз по пути.
– Очень кстати, спаси, Господи! Я сегодня безлошадный.
Наш водитель глянул в зеркало заднего вида:
– Ну, что показал обыск гроба?
– Ой, и не говорите! Приходится обыскивать. Ведь чего только не кладут! Любимые лакомства, средства связи… хорошо, что не телевизоры. Хотя, была бы возможность – и холодильник бы положили.
– Ага! С запасом продуктов до второго пришествия!
– А один раз даже оружие пришлось изъять. Настоящий пистолет! И зачем он усопшему нужен? От бесов отстреливаться, что ли?
Давно замечено, что люди, часто соприкасающиеся со смертью по долгу службы: военные, спасатели, священники, патологоанатомы обладают специфическим юмором - этакая психологическая защита от внешних травмирующих воздействий. Наш водитель оценил юмор священника и осмелился задать давно мучивший его вопрос:
– Батюшка, я вот давно хотел спросить: почему в церкви говорят, что нельзя поминать умерших вином? И родители наши поминали, и деды с бабками…
– Да, да, – священник на секунду задумался, – а вот прадеды ваши вряд ли на поминках вино пили.
– Это почему?
– Да потому что традиция эта повелась со времен Великой Отечественной войны. А до тех пор вином усопших не поминали. Испокон века люди пили вино по праздникам только за здравие, и то в умеренных количествах. Это в окопах, там убитых товарищей и помянуть то часто нечем было, кроме нескольких глотков спирта в солдатской фляжке. Фронтовики эту привычку, которую сейчас называют «традицией», принесли с фронта. Им простительно, они войну прошли. А у нас разве помянуть больше нечем?
Водитель почесал затылок:
– Да-а… Но с рюмочкой оно как-то привычнее.
– Не всякая привычка ко спасению души. Остановите, пожалуйста, я, пожалуй, приехал.
Высадив батюшку у церкви, мы догнали вереницу машин, двигавшуюся за микроавтобусом – катафалком. На кладбище «рыцари кирки и лопаты» установили гроб у могилы и отошли на перекур, ожидая, пока родственники попрощаются с усопшим. Отдав последнее целование – в венчик на лбу и кресту в руках усопшего, – последнего закрыли саваном, и старший из мужчин крестообразно высыпал поверх савана землю, которую дал родственникам священник после обряда отпевания.
Рабочие ритуальной команды, выкурив по сигарете, ловко опустили домовину в «открытый рот родной земли», как поет в своей бардовской песне протоиерей Олег Скобля, и взялись за лопаты. Бригадир громким поставленным голосом сделал объявление:
– Так! По очереди подходим к могиле и ПРАВОЙ рукой бросаем землю с лопаты на гроб, а ЛЕВОЙ бросаем деньги.
От такого распоряжения я оторопела и тихонько спрашиваю соседей:
– Какая разница, какой рукой бросать землю? И зачем вообще бросать в могилу деньги? Предрассудки какие-то! Неоязычество!
Женщины, стоявшие рядом, пожимали плечами, а мужчина, запомнившийся мне в ритуальном зале, и здесь не без иронии заметил:
– Ну, что? Откупимся от смёртушки полушкой?
Люди послушно семенили к краю могилы, брали с подставленной лопаты комочки земли, извинялись, если делали это «не той» рукой, бросали на гулкую крышку гроба. Вместе с землей брякали деньги, дзинькая, затихали на глинистом дне могилы.
Когда над могилой взбугрилась насыпь рыжей глины, за дело взялся бригадир. Точными и выверенными движениями он, словно скульптор, лепил могильный холмик. Что-то завораживающее было в его работе. Родственники, уставшие от слез, тихо смотрели, как устанавливают крест, укладывают цветы, зажигают лампадки.
Уже направляясь к калитке погоста, бригадир оглянулся на стоящих у оградки людей:
– Кто будет последним уходить – закрывайте калитку!
– Зачем? Чтобы покойник не сбежал? – Ироничный мужчина и тут не промолчал.
Бригадир то ли не расслышал, то ли не захотел отвечать. Я предположила:
– Может, чтобы животные не заходили?
– Да не смешите меня, – мужчина сделал мах рукой, – посмотрите, тут половину изгороди пастухи по осени на костер перевели.
Спустя какое-то время, были еще одни похороны, и еще… И на всех похоронах, куда бы я ни приходила, неизменно появлялся голубоглазый бригадир со своими «рыцарями». Если учесть, что в городе было не менее шести похоронных бригад, то вероятность наших встреч должна быть ничтожно малой. Однако, на всех похоронах, где бы я ни появлялась, чтобы выразить соболезнование близким покойного, неизменно видела своего «старого знакомого».
Дома стала делиться своими наблюдениями с мужем, на что он с недоумением заметил:
– А ты-то, что молчала? Усопшие были крещены в православную веру, хоронили их по православным обычаям. Какие «левые-правые» руки? А тем более – кидание денег в могилу?
– Да я то деньги не кидала, – слабо оправдывалась перед мужем, – да и как-то неудобно было, вроде, не к месту делать замечания…
– Неудобно штаны через голову надевать и на кобыле задом наперед ездить. А после похорон нельзя было с ними переговорить, с тем же бригадиром?
– Они так быстро уезжают! Плотный график, много работы… Да и боюсь я… Вот так взять и сказать, стыдно отчего-то…
– Ты литературу православную читаешь? Проповедь батюшки на Радоницу слышала? Чего тут стыдного? Стыдишься того, что тебя не поймут? Даже, если не поймут сразу, зато дома обсудят, подумают. Кто Господа постыдится, того и Господь постыдится. Ты подумай, Бог хочет каждого спасти, и этого бригадира тоже. Не зря люди в этом мире встречаются будто «случайно». Он сам грешит верой в суеверие, еще и народ соблазняет. А если кто соблазнит одного из малых сих, лучше бы ему жернов на шею одеть и… Ну, в общем, ты помнишь.
Одним словом, убедил меня муж. Следующие похороны не заставили долго ждать. И я даже не удивилась, встретив все того же голубоглазого блондина-бригадира. Когда дело дошло до его речи по поводу бросания монет, я собралась с духом и громко сказала:
– Не надо бросать деньги в могилу! Это грех. Суеверие…
Люди стали оборачиваться в мою сторону, бригадир искал глазами поверх голов: кто это такая, дерзкая, прервала накатанный сценарий? От всеобщего внимания я стушевалась, но все-таки закончила, хотя и более тихо:
– Лучше помяните человека в церкви, свечу поставьте…
Бригадир как-то смолк и не стал напоминать людям об открытой калитке.
После этих событий прошло года два. И опять встреча с бригадиром. Другое кладбище, другие похороны, и бригадир, будто другой. Но что-то изменилось в его облике, как-то поник он, посерел и даже постарел за эти два года. Сошли с него деловитость и самоуверенность. И голоса его почти не было слышно. Подчиненные понимали его по едва заметным жестам и кивку головы. Может, заболел? Может, выпивать стал?
Хоронили пожилую женщину – прихожанку нашего храма. Среди провожающих были несколько ее подруг. Одна из них, Нина Карповна, шустрая и энергичная для своего возраста старушка, быстро двигалась вдоль стоящих людей, предлагая зажечь свечи.
Гроб опустили в могилу с песнопением «Святый Боже», и бригадир молча отошел в сторону, передав организацию обряда в руки молодого парня, который громким голосом произнес:
– Подходите все по очереди и бросайте землю правой рукой.
На меня навалилось какое-то теплохладное безразличие. Ну, что толку что-то говорить? Все равно ничего не меняется. Первые комья земли полетели вниз вперемешку со звенящей мелочью. И тут черной птицей метнулась вдоль людей Нина Карповна:
– Люди, миленькие! Не делайте этого! Не бросайте деньги в могилу. Землю? Да, землю можно бросать, только нет никакой разницы, какой рукой! Левой, впрочем, удобнее, потому что правой рукой мы крестимся…
Молодой парень вопросительно поглядел на бригадира. А бригадир как-то вяло и безразлично посмотрел на Нину Карповну. В его взгляде читалось: «А, опять эти…» Так же виртуозно, как и прежде, слепил он могильный холмик и идеально точно, на глаз, выверил вертикальность установленного креста.
Про закрывание кладбищенской калитки напоминать нам не стали.
Свидетельство о публикации №217032601452