Человек триединый

Материя, информация, энергия.

Новизна данной работы в том, что в ней впервые предложено философское понимание человека, как и иных явлений действительности, через диалектическое единство материального, информационного и энергетического. Также предложен метод интерпретации традиционного знания, религиозных откровений.



Мудрость, в том числе накопленная вековым коллективным опытом, осмысленная рационально, или данная в откровениях, как истинное знание, на разных этапах развития человечества приобретала различные формы, в большинстве своём разрозненные. Во множестве культур, традиций, в разных географических и временных (исторических) плоскостях словно россыпи драгоценностей, как отдельные фрагменты великолепной мозаики растерялись знания об Истине. Такое  растерзанное положение фрагментов способствует их погребению под слоем мусора иллюзий и заблуждений, в том числе научных (или якобы научных), ложных представлений, ереси. В таком положении отдельные части свидетельства об Истине находили своё выражение в разных системах человеческой коммуникации, сообразно месту и моменту, в разных способах информационного обмена, в том числе с использованием ныне утраченных или мало употребляемых языков.

На разных этапах развития различных культур попытки системного "всеобъемлющего" познания мироздания и человека в нём предпринимались многократно в разнообразных формах, от мифологем до наиболее цельных религиозных учений. Научный метод познания через опыт и доказывание априори не предполагал изначально даже постановку такой сверхзадачи. Известные философские изыскания, при всей их высочайшей значимости для своего времени, тем не менее сегодня представляются лишь ограниченными попытками "сложить мозаику", что объяснимо ограниченным уровнем развития естественнонаучного знания. Сегодня же достигнутый уровень такого знания позволяет "замахнуться" на новую попытку обобщающего осмысления и с удивлением обнаружить гармонию результатов естественнонаучного поиска и религиозного откровения.



Пробуем определить материю через её основные свойства: материя всегда и одновременно выполняет функцию проводника, накопителя и преобразователя энергии, а также и носителя информации. При этом, если энергетическая сущность есть, в любых случаях, ответ на вопрос о мощности, то есть обиходно — насколько сильно или слабо произойдёт (может произойти) воздействие, то информационная сущность — это ответ на вопросы: как будет (была,может быть) преобразована энергия, куда будет направлен её выход (воздействие) и каким трансформациям подвергнется материя. В результате любого рода воздействий происходят изменения материи: механические, физико-химические. Следовательно, материя сохраняет информацию о произошедшем воздействии. Но также материя, что хорошо видно на примерах высоко организованных её форм, в своей структуре содержит информацию в виде алгоритмов, программ, предопределяющих физико-химические процессы, как реакцию на что-либо. Причинно-следственная связь не произвольна, а предопределена объективным законом — Истиной, проявляющей себя в каждом акте взаимодействия во вселенной, в том числе и в каждом случае преобразования материи и энергии. Поведение индивидуума и социальные процессы есть такое же следствие действия объективного закона, как и всё сущее. 
Поведение отдельного человека и социальные процессы есть такое же проявление взаимодействия трёх нераздельных сущностей — материи, информации и энергии.

Если же игнорировать понимание триединой сущности человека, как индивидуума, так и любого рода социумов ( буть то семья,  группа, толпа или более сложные формы организации людских сообществ, объединённых по признаку общей информационной  среды, единой культуры), именно как взаимодействие этих трёх, указанных выше сущностей (материи — физическое тело, информации — как биологической (гены, днк, программы зачатия, рождения, развития, старения и вся физиология), так и социальной ( всей информации, поступившей в распоряжение индивида из вне, в том числе индивидуальный и общественный опыт , то есть то что можно и нужно определять как культура в широком смысле, как весь объём приобретённых знаний и навыков), то тогда, собственно в случаях такого игнорирования именно триединой сущности человека,  любые изначально мировоззренческие, а следом и прикладные учения и практики будут заведомо ограниченными, ущербными. Такие учения и практики способствуют развитию социального нездоровья, возникновению укладов, основанных на дисбалансах, на дисгармониях.

Человек, как особый вид (форма) высокоорганизованной материи отличается от остальных видов (форм) так называемых живой или неживой материи в первую очередь тем, что обладает на социально развитом своём уровне (если не младенец и не в случаях крайних форм психической патологии)  свойством разнообразия, вариативности реагирования. То же касается и людских сообществ. Его, или их поведенческие мотивации могут быть различны, и чем выше в социальном плане развита личность, тем больше вариантов поведения теоретически возможны, но  все же этот перечень вариантов поведения (форм "выхода" энергии) всегда будет исчерпывающим. Прямо выражаясь: мотивационная и поведенческая линейка для любого уровня развития личности не столь уж широка, следовательно доступна прогнозированию.

Если принять данное теоретическое основание, то тогда с неизбежностью на уровень первоочередных, основополагающих выдвигаются вопросы социального моделирования, разработки и освоения методик и практик позитивного  манипулирования индивидуальными  и коллективными человеческими реакциями, а также защиты от  подобного же, но тлетворного негативного воздействия.   Такое моделирование в своём положительном значении определено — как воспитание и образование, а также общественное (в том числе и государственное) строительство. Или, иным словом, — культивирование праведных ценностей, среды для формирования личности, введение её в духовное, информационное пространство способствующее гармонизации внешних отношений и внутреннего мира, привитие, поддержание и защита системы ценностей, обеспечивающих "спасение", то есть самосохранение личности и общества и возможность их сбалансированного развития.


Такое понимание триединой сущности человека находится в гармоничном созвучии с наиболее развитыми и распространёнными системами религиозного знания. Особенно с христианским учением о Святой Троице. Обнаружение этого удивительного созвучия сродни чуду и может быть определено, как великое откровение, то есть соприкосновение с Истиной. Свидетельство о ней.

Давайте, разумом (логикой, буквально, рационально) и сердцем ( интуитивным поиском, на уровне подсознания, позволяющим мгновенно опосредовать огромный информационный массив в виде накопленных знаний, а также через эмоциональнное восприятие, которое, в свою очередь, непосредственно основано как на сознательном, так и на бессознательном) прикоснёмся к открывшемуся.

Истина, в самом широком смысле, — объективный закон бытия, полная система причинно-следственных связей всего сущего. Абсолют. Естественно в полноте своей недостижимый для человека в силу ограниченности его познавательных способностей.

Уместны ли для обозначения этого Закона такие эпитеты: Всетворящий, Всевеликий, Вездесущий, Справедливейший, Всемогущий, Всемилостивый, Всевидящий, Управляющий всем, Господствующий над всем и подобные? Полагаю, да.

Истинный закон присутствует (есть) во всём и всегда. Он проявляет себя и в наименьшей и в наибольшей формах сущего, в частях и целом. Он одновременно присутствует в каждой точке пространства и времени вне зависимости от уровня человеческого познания. Он живой, поскольку проявляет себя беспрерывно в каждом акте взаимодействия во вселенной. Он вездесущ и одновременно неосязаем. Он присутствует всемерно в каждом человеке в любой миг и также каждый человек наряду со всем сущим есть часть Него, Его проявление.

Отец — полная и достоверная информация, вселенская мудрость, истинное знание, опыт,— Сама Истина. Не осязаем, но понимаем. Идея. Информационная сущность всего. Абсолютная власть, какую имеет объективный закон.

Сын — продолжение, воплощение Отца в живом человеческом теле, Его часть и Его выражение, в некотором роде Он сам, явленный во плоти, в материи. Находящийся одновременно и в соподчинёном отношении к Отцу, как материя к информации, но также и как способ проявления идеи через материализованное действие, голос, речь, язык, образ, чувство. Любовь Сына к Отцу, и преклонение перед ним есть принятие его власти, власти объективного закона, Истины над всем сущим. Над материей, над каждым. Единственный путь явления Истины человеку — через его сознание ( и подсознание), то есть через самого человека. Это единственная точка (мост, окно) и явления Истины человеку, людям, и присутствия человека в Истине.

Дух — следующая сущность — энергия. В разных формах присутствует всегда, везде, во всём перетекая, накапливаясь и преобразуясь. Источник жизни, сама жизнь.  Жизнь не может быть бестелесна. Энергия всегда сопряжена с материей, с телом, однако допускаю, что не все виды материи доступны прямому человеческому восприятию. Но лишь Законом, Идеей, информацией предопределены пути преобразований энергии и соответственно материальных трансформаций.

Такова триединая природа всего сущего, и человека и человечества, как части сущего.

Лишь такое сложное, не упрощённое, диалектическое понимание и ощущение самого человека и рода человеческого в мироздании способно сохранить и спасти себя и среду своего обитания. Это восприятие мира и каждого человека, как его части, следует культивировать. Это спасительный путь, многотрудный путь к становлению гармоничного, здорового общества, примирённого с собой и миром.

Из этого осознания естественным образом следует "новое" отношение к якобы  "старым" религиозным истинам, к традиции. Также естественным образом укрепляется понимание необходимости крайне бережного отношения к культурной, духовной, а выражаясь современным языком —  к информационной среде, и соответственно к ответственным социальным институтам, её защищающим самоотверженным служением Истине.

Человечество на данном витке своего развития, благодаря так называемому научно-техническому прогрессу, приобрело некоторые знания и навыки в области управления серьёзными (даже в масштабе планеты) объёмами энергии, научилось влиять на процессы преобразования энергии. Вместе с видимыми достижениями это одновременно увеличивает риски для того же человечества увеличивая и цену ошибки. Тем более, что также так называемый "современный человек", то есть  человек некоей универсальной городской, в большей степени материалистической культуры, "развиваясь" в  направлении освоения "внешней" энергии, одновременно утрачивает имеющиеся в традиционных культурах и системах религиозного знания значимые не менее, а то и более для человеческого организма и психики, навыки и умения управления "внутренними" энергиями.

Естественный интерес любого человеческого сообщества и человечества в целом — сохранить себя и обеспечить возможность гармоничного развития.
Решение этой задачи невозможно без внимательного, в наивысшей степени, отношения к состоянию духовной — информационной среды. Жизнь человечества, это постоянная смена поколений, следовательно здраво и разумно (мягко выражаясь) трепетное отношение общества к качеству воспитания своей молодёжи. К тому же  с недавнего (по историческим меркам) времени интенсивность и объём информационных потоков, обрушивающихся на человека, приобрели беспрецедентные значения. Добавить к этому высокий уровень социальной миграции, влекущей культурную информационную дестабилизацию, разрушение традиционных сред. Эти крайне значимые обстоятельства требуют адекватного компенсаторного ответа в виде повышения усердий общества в деле восстановления и защиты здоровой информационной среды, культурной традиции, религиозного знания.


Только в христианском учении так определённо дано диалектическое представление о  единстве и одновременном различии трёх начал. Однако важно понимать, что во времена возникновения Священного Писания отсутствовали употребляемые сегодня повсеместно термины "энергия", "информация", "материя", а сходные понятия обозначались терминами "дух", "душа", "закон" (не в юридическом смысле, конечно), "Истина", "тело", "плоть".

Действительно, в неизменном объёме, но в постоянно изменяемых видах и формах вечно и всецело наполняет энергия вселенную, проявляя себя во всём, но оставаясь незримой (для человека) при этом. Также незримой по своей идеальной природе остаётся информация, лишь отображаясь и сохраняясь через носители. Однако идея, причинно-следственный закон познанный или не познанный человеком, будучи Истиной, предопределяет всё в этом мире, в том числе и все внешне материальные процессы и явления. Материя же являясь средством и способом бытия для энергии и информации в видах и формах как доступных человеческому непосредственному восприятию, так и в иных обеспечивает собою сохранение и преобразования и энергии и информации.

Слово есть акт информационного обмена в среде человеческого сознания. Значимость слова, а следовательно и обязанность развитого сознания быть крайне внимательным (-ми) к слову — велики. Слово само по себе являясь лишь символом, знаком для обозначения чего-либо, непосредственно энергию не содержит и не проводит. Однако, сила его влияния на поведение человека, человечества и соответственно через действия людей на окружающий мир значительно. Человек, будучи также материальным объектом способен преобразовывать,  накапливать и отдавать энергию. Выражаясь технически, образно являет собой и проводник и генератор и аккумулятор. Но направления преобразований и "выплесков" энергии как индивида, так и соответственно при массовом действии и социума, задаёт и предопределяет именно информационное содержание человека биологического и социального. Слово — информационный обмен предопределяет и направляет преобразование и выходы социальной энергии, побуждает к действию, реагированию или бездействию, воздержанию от действенного реагирования. При этом, качество информационного обмена зависит от способности передающей стороны изложить, сформулировать полно и точно, а воспринимающей усвоить, то есть принять сведения без искажения. Учитывая заведомую разницу содержания сознаний даже близких по множеству параметров индивидов, не говоря уже о различиях более высокого порядка, таких как локальная культурная — информационная среда проживания (среда в которой формировалось сознание, личность), психотип, уровень образованности, профессиональная принадлежность, возраст, пол и прочее, объективно наиболее эффективный способ изложения максимально широкой аудитории основной мировоззренческой (системообразующей для формирования личности) информации — это изложение во многом иносказанием, аллегориями. Именно такая подача информации позволяет задействовать весь потенциал воспринимающей стороны, пробудить интеллектуальную, духовную работу по "расшифровке" смыслов сообразно уровню развитости личности, к которой обращено слово. Обратите, пожалуйста, внимание: все источники религиозного знания избирают именно этот путь, этот язык изложения. Это не архаика, не пережитки прошлого, не догматическое и необъяснимое следование традиции ( что само по себе тоже ценно), это самый эффективный способ свидетельства об Истине.

Это крайне рациональная, прагматическая, математически правильная техника передачи знания, позволяющая задействовать все уровни восприятия.

Приведённый довод также способствует осознанию ошибочности и ущербности поспешного огульного отрицания религиозного знания и противопоставления его научному знанию, эфемерности их кардинального разделения.




02.2015


Рецензии