Эх, дубинушка, ухнем!

Фёдоров Борис Иванович, член Союза журналистов России, кандидат исторических наук, автор двух книг о социально-экономическом положении африканских стран, всю свою многолетнюю профессиональную жизнь отдал Телеграфному агентству Советского Союза и России (ТАСС). т. (925) 072 09 54

Я снова иду по большаку, который проходит рядом, в десяти километрах от знамени-той, вошедшей в историю России как «дорога жизни», старой смоленской дороги, по которой рвались к Москве на протяжении всей нашей истории многочисленные захватчики, но нашедшие на ней свою могилу.
И каждый раз я подхожу к этому невысокому холму, заросшему лесом, который неиз-вестно как, зачем и когда появился на обочине Боровского тракта. Мне кажется, что этот кур-ган явно искусственного происхождения, потому что рядом находится заполненный водой во-доем неправильной формы. Невольно возникает мысль у просвещенного человека, интересу-ющегося историей своего края: не является ли этот холм местом захоронения французских захватчиков? Ведь у этой деревни 12 сентября 1812 года сводный отряд русской армии под командованием генерала И. С. Дорохова наголову разбил подразделение армии французских оккупантов. В сражении вместе с солдатами и казаками участвовали, я думаю, вооруженные дубинами и вилами партизаны, крестьяне из деревни Бурцево и окрестных деревень. История, к сожалению, не сохранила их имен. Много ли имен крепостных крестьян, партизан, которые сражались с французскими захватчиками на русской земле, ты знаешь, мой друг? Только двух: Курина и Кожиной, потому что их именем названы улицы в Москве, которую они за-щищали двести лет назад. А их тысячи! И священная обязанность историков и краеведов найти их могилы и «извлечь» из небытия их имена. Представьте себе, я нашел место упокое-ния одного такого человека (героя) и «раскопал» в пыли деревенского кладбища «имя» одного из участников тех героических событий. На семейном погосте князей Мещерских у храма По-крова, построенного в 1756 году архитектором М. Казаковым в деревне Петровское, рядом с дворцом, под могильной гранитной плитой покоится прах крестьянки, крепостной князей Мещерских, Татьяны Осиповны Барановой. На плите с изъеденными временем и непогодой буквами я с трудом прочитал надпись: «Мир праху твоему, наша дорогая няня, Татьяна Оси-повна. Во время нашествия Наполеона Т.О. Баранова сражалась с оккупантами в партизан-ском отряде».
Вот так, друзья! Теперь мы знаем имя еще одной героини, которая при приближении врага к своему дому не убежала, а взяла в руки вилы и стала бороться вместе с крестьянами своей деревни с захватчиками. Её муж и старший сын также сражались с французскими окку-пантами в рядах народного ополчения и погибли. А её хозяева, князья Мещерские, с прибли-жением французов к их имению бежали в Москву и дальше в одно из своих поместий, бросив на разграбление оккупантам свой дворец. А их няня взялась за оружие, чтобы сражаться с не-приятелем и охранять имущество своё и своих хозяев. Ведь мы знаем, во что превратили французские захватчики многие дворцы, города и деревни в России.
Но меня удивляет, скорее, возмущает то, что до сих пор, а уже прошло два столетия после Отечественной войны 1812 года, никто в этот знаменательный день даже не вспомнил о простой крестьянке, героической женщине. Её имя увековечено только на могильной плите в д. Петровское.  Тысячи и тысячи прихожан, жители Бурцева и близлежащих деревень Петров-ское и Юшкова, приходят в храм, чтобы помолиться и поклониться нарисованному лику свя-того, мифическому образу, но никто из них, не говоря о местной власти, не обращают внима-ние на то, что за их спиной в нескольких метрах от входа в церковь, за кладбищенской огра-дой покоится прах человека, которому они обязаны поклониться в ноги. Князьям Мещерским хватило совести, чтобы увековечить имя своей няни, крепостной крестьянки, защитницы Оте-чества хотя бы на могильной плите, а нам не хватает времени, да и желания (вот оно равно-душие!), чтобы воскресить в памяти и извлечь из небытия на свет божий имена своих пред-ков-героев. К сожалению, имя Т. О. Барановой «забыли» включить в мемориальный список героев Отечественной войны 1812-14 гг. на памятных мраморных досках в храме Христа Спа-сителя в Москве. Почему бы не назвать, например, школу в Петровском именем этой героини? Князья Мещерские не догадались оставить для истории портрет своей «дорогой няни». Прав-да, художник И. Прянишников на своей картине «В 1812 году» запечатлел группу замерших, одетых в лохмотья пленных французских солдат, которых ведут по заснеженной дороге рус-ские крестьяне-партизаны, вооруженные вилами и рогатинами. Среди них можно увидеть и женщину. Может быть, это Татьяна Баранова?  Да, «есть женщины в русских селеньях» (Некрасов).
А ведь можно было бы к 200-летию Отечественной войны 1812 года сделать это и, может быть, создать здесь мемориальный комплекс. Для этого надо небольшие усилия и, главное, желание властей, чтобы восстановить и реставрировать дворец князей Мещерских и открыть в нем музей, посвященный, например, партизанам двух Отечественных войн. И глав-ным «экспонатом» исторического значения стала бы, конечно, могилка партизанки, русской крестьянки Т. О. Барановой. Разумеется, чиновники скажут, что нет средств. А её потомок, бывший «голова» Апрелевки и Нарофоминского района, а ныне почти «министр» в прави-тельстве Московской области Баранов, по-видимому, даже и не слышал и не знает имя этой женщины-героини, своей однофамилицы, а может быть и родственницы. Не сомневаюсь: наш народ откликнулся бы на призыв о сборе средств на создание этого мемориального комплекса.
О, боже! Это – истина: захватчики всегда находят свою могилу на земле русской. Она стара, как сама история, которая повторяется, но не всегда в виде фарса.
Спустя 130 лет по этому тракту пронеслись, вздымая снежную пыль, танки советской армии, как некогда гусары и казаки генерала Дорохова, давя и разрывая на части германских захватчиков, извечных опустошителей нашей земли. Это было зимой в 1941-42 гг. во время Второй отечественной войны.
Снова останавливаюсь у загадочного кургана на обочине нашего большака. Может быть, это забытое мемориальное захоронение, может быть это братская могила русских сол-дат, погибших в годы двух отечественных войн? Эта мысль не дает мне покоя с самого дет-ства, когда я бегал по этой дороге в лес по грибы и ягоды. Позднее, заинтересовавшись исто-рией своего края, я стал задумываться, почему моя земля, наша Родина на протяжении тыся-челетия притягивала, как магнит, многочисленных захватчиков со всех сторон света? Ответ на этот вопрос (частично) я нашел в записках адъютанта Наполеона (вы знаете, кто такой Напо-леон и Гитлер?) Сегюра «Поход в Россию», которому посчастливилось унести ноги из России и вернуться живым из этого «похода» во Францию, которая провозгласила своим жизне-утверждающим девизом «Свобода, равенство, братство» и под этим «знаменем» огнем и ме-чом опустошила и покорила всю Европу. Но в России Наполеон споткнулся и нашел в ней свою могилу...
На какую бы высоту не вознесли Наполеона его захватнические устремления, с вдох-новением пишет адъютант о своём кумире, перед его взором вставала великая славянская держава на востоке Европы, которая стояла на его пути к цели: завоевание Азии. Сила и мощь этой державы, благодаря своему «вечно угрожающему положению» заставила Наполеона, по его словам, отправиться в поход в Россию, чтобы проложить себе путь дальше, в Персию и Индию. Видите ли, даже само существование Великой России представляло «опасность» для Европы! Не об этом ли говорят современные «поборники» демократии западного образца типа Гитлера, Бжезинского, Черчилля, Бушей и других.
«Он остался один, - вещает далее Сегюр, - и только он является защитником цивили-зации, богатства и владений народов юга от невежественной грубости алчных вожделений не-имущих народов севера. Очевидно, - делает вывод недобитый шерамыжник, - что только вой-на могла разрешить этот великий спор, эту вечную борьбу нищего с богатым». Воистину: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» Не правда ли, такие знакомые слова, и мы их слы-шали из уст другого уже почившего «защитника» расовой чистоты и «самого исключительно-го» народа на нашей планете. Этот «великий спор» продолжается до сих пор, но с помощью других «аргументов», которые человечество совершенствует изо дня в день.
Так вот, «где собака зарыта!». Не напоминает ли вам, друзья, потуги современных по-борников чистоты расы и сверхчеловека (супермена) отхватить себе у «варваров» на Востоке жирный кусочек жизненного пространства. На них похож и наш заокеанский «партнер», а лучше сказать «заклятый друг», который во всех точках земного шара вдруг «увидел» свои жизненные интересы и сует свой длинный, грязный нос в дела всех стран и народов. А ларчик просто открывается: этим «цивилизованным» захватчикам просто-напросто нужны сказочные богатства нашей страны и других стран, но для этого сначала нужно огнем и мечом свергнуть не «демократические» (не угодные им) режимы. Я спрашиваю вас, «поборники» демократии, где же справедливость? Впрочем, когда речь заходит о «золотом тельце», о справедливости и правах человека следует забыть. Наш великий предок говорил (повторяю), что «не мы владеем собственностью, а собственность владеет нами; не мы владеем духовным богатством, а мате-риальное богатство владеет нашей душой».
Как утверждал В. И. Ленин, великий преобразователь и философ, войны бывают «справедливые и не справедливые». Он проанализировал историю отношений Запада и Восто-ка, выявил мотивы, причины и цели войн и пришел к такому выводу. Смею утверждать, что такие войны, а их было не мало, вела Россия на протяжении всей своей истории.
Ответ, думаю, очевиден: история тому свидетель. Но наши западные «заклятые дру-зья»», позволю себе их так назвать, на всех перекрестках, все время, как в иерихонскую трубу, кричат по поводу и без повода об агрессивности России. В пыли истории не скроешь, а из па-мяти народов не выбросишь тот факт, что, например, в Европе нет ни одной страны, вопиют наши «партнёры» в Европе и Америке, где за последние три столетия не побывала русская ар-мия. Тем не менее, западные поборники демократии и свободы, которые недавно с помощью ракет и бомб «стерли» с лица Земли прекрасную страну Югославию и пытаются это сделать с Украиной и другими странами, преподносят это не искушенному читателю и слушателю как свидетельство агрессивности Востока. Но стоит открыть учебник истории и все встанет на свои места. Да, русская армия побывала во всех странах Европы. Но русские солдаты не раз-рушили и не уничтожили ни одной европейской столицы (помните горящую Москву и бло-кадный Ленинград), а наоборот (Вена, Будапешт, Белград и другие), потому что они пришли туда с освободительной миссией. Догадываюсь: мой собеседник скептически улыбнется. Но если кто-нибудь назовет мне хоть одну столицу или город, стертый с лица Земли русской ар-мией, я готов извиниться (даже стреляться). Вспомним, сколько городов в Европе, особенно в России (более 600), германская армия в течение этого времени превратила в руины. В то же время русская армия трижды (повторяю, трижды) побывала в столице Германии, но она стоит до сих пор в отличие от Хиросимы, Нагасаки, Дрездена и тысяч других городов. Но наши за-падные «друзья» под маской миротворцев и поборников «демократии» всячески скрывают свои агрессивные устремления (впрочем, «шила в мешке не утаишь»). Результаты подобных «миротворческих» акций в современной истории («тому мы тьму примеров сыщем») у всех на виду. И народы, жертвы подобных «миротворческих» акций, этого никогда не забудут. Как Россия никогда не забудет пожар Москвы и блокадный и голодный Ленинград.
Объезжая поле сражения при Бородино, Наполеон был поражен количеством жертв с обеих сторон. Но его не тронули крики и стенания раненых на поле боя, которые были обречены на мучительную смерть (как не тронули фашистов умирающие от голода ленинградцы). Его не тронули боль и страдания солдат своей пятисоттысячной армии, которую русский народ «загнал» в снег и грязь, а потом закопал в своей земле. Как свидетельствует адъютант Наполеона, выживший в этой кровавой бойне, потому что все время «держался» за полу шинели своего «кумира», умирающие русские солдаты «более стойко переносили боль и страда-ние». Потому что, видите ли, делает заключение лакей «гениального» убийцы, они «менее чувствительны как в физическом, так и умственном отношении, что зависит от менее развитой цивилизации». Оказывается, русские, эти «дикари» с Востока, менее чувствительны к смерти человека и страданиям других народов, поэтому они и снизошли до того, что похоро-нили в своей земле этот «цивилизованный» сброд, собранный со всей Европы, а потом уста-новили на Бородинском поле, поле своей воинской славы, мемориальные стелы в честь пав-ших солдат «великой» армии своего врага. Ах, какой агрессивный характер у этих бесчувственных русских, которые через 130 лет также сбросили в общую (не братскую) могилу другой сброд «чистокровной» расы. Если «злой гений» войны Наполеон не замечал и не чувство-вал страдания покоренных им народов Европы, как и другой представитель (палач) «цивили-зованной» Европы в 20 веке, «изобретатель» Освенцима и Треблинки, то по какой шкале человеческих страданий измерить ту физическую и душевную боль, которую испытали тысячи и тысячи советских военнопленных за колючей проволокой в концлагерях под открытом небом в голоде и холоде и обреченные на смерть в печах крематория. Даже в страшном сне я не могу представить себе, что чувствовал и испытывал мой отец, Иван Михайлович Федоров, который в течение двух лет провел в таких лагерях. Но он, этот «бесчувственный» русский солдат, вы-стоял, выжил и, благодаря своему мужеству и любви к Отечеству, вырвался из когтей смерти и снова вступил в ряды советской армии, продолжая сражаться с захватчиками-расистами, и пал в этой борьбе. Таков русский человек, который в очередной раз освободил народы Европы от германского ига и третий раз ворвался в Берлин, чтобы раз и навсегда похоронить фашистского зверя в его собственной берлоге.


Рецензии