Наука ближних странствий. Верея

Хотелось бы думать, что Верея получила свое название от какого-нибудь     женского имени, хотелось бы услышать трогательную романтическую историю о любви русской красавицы к заморскому князю, который впоследствии стал называться князем Верейским. Но нет, «верея» – это всего-навсего столб для ворот.
 
Город-крепость на границе Московского княжества, если верить историкам, впервые  упоминается в летописи в четырнадцатом веке. Средневековье! Пока у них там, в Европе, гибеллины сражались с гвельфами, а великий Данте слагал «Божественную комедию», на берегу речонки Протвы шло оборонительное строительство.  Будто знали, что скоро пойдет походом на Москву княжество Литовское…

 «Золотым» веком для Вереи стал восемнадцатый – она превращается в процветающий уездный город, многонаселенный (по тем временам), шумный, оживленный, купеческий. Купцы – народ состоятельный, оборотистый, основательный – строили на совесть. Традиция  строить так, чтобы и внукам жильё досталось, была подхвачена  девятнадцатым веком. И сейчас встречаются домики  хороших хозяев, которые на строительство не скупились. Так отрадно видеть эту рукотворную красоту…

Тут и там виднеются маковки церквушек да стройные колоколенки.  Церковь Ильи Пророка, Богоявленская церковь –  гордость городка. Только собор Рождества Христова старше их лет на двести – это первое каменное культовое здание. Есть тут Покровская старообрядческая церковь-часовня, построенная в 19 веке и содержащаяся в образцовом виде. А еще есть  печальная церковь Константина и Елены (18 в.), находящаяся в бедственном состоянии и терпеливо ожидающая своего часа.

Каждый город гордится именами знаменитостей родившихся, учившихся, творивших в нем в незапамятные времена. В Верее как-то переночевал сам Наполеон Бонапарт. Но долго ему бесчинствовать там не позволили, а изгнали с позором. Генерал Дорохов лично распорядился, чтобы и духу его здесь не было. Воля генеральская – закон. Выпроводили французов. С тех пор они сюда ни ногой. А в 1941  по осени нагрянули  немцы. Оккупация длилась несколько месяцев – трудных, горьких, страшных… Потом жители вздохнули свободно. И зажили своей тихой, но уже неподневольной, жизнью.

Безлюдный игрушечный городок на берегу  Протвы по-домашнему чистый,  деревенский. Его украшает до сих пор здание уездного училища, воцарившееся на площади – как раз напротив Гостиного двора. На него  – теперь уже вечно – смотрит бесстрашный генерал И.С. Дорохов, застывший с оружием в руках на древнем Городище.

Улиц Советских целых две, и обе пересекаются с улицей Спартаковской. Непреклонно прямая Ленинская улица, как ей и положено, бдительно присматривает за Рождественским собором, но  на некотором расстоянии – согласно декрету 1918 года. Улица Кировская пересекается с улицей Комсомольской и Овражным переулком, соблюдая строгую параллель с улицей Красной. Редко встретишь прохожего. Видно, все сидят по домам, заняты каждодневными делами. Некогда верейским жителям по улицам-то прогуливаться.

Верея считается самым маленьким городом Московской области. Проверить трудно, остается поверить. И можно предположить, что часа за три городок можно выучить наизусть. Но почему-то хочется сюда еще когда-нибудь вернуться – просто так,  для души.

ФОТО АВТОРА


Рецензии