Инсульт... Глава 13. Побочный эффект лекарств

Инсульт как он есть. Глава 13. Побочный эффект лекарств

Мы успели, в гости к Богу
Не бывает опозданий...
   / «Кони привередливые» В.Высоцкий /

Начну с того, что 2011г стал для меня тяжелым – я потеряла отца. Не просто близкого человека, а помощника в борьбе с болезнью. Справиться со стрессом помогли таблетки "Централ - Б". Валериана, пассифлора и цветки боярышника - состав этого лекарства.

Однако, поставщики лекарств в Армению решили, что этот препарат им обходится дорого и нашли дешевый заменитель из Индии. Аптекари утверждают, что препарат хорош – им нужно продать. У меня есть печальный опыт использования лекарственных трав. В этот раз я узнала названия всех трав входящих в состав препарата, нашла в интернете их свойства, пользу и вред на английском языке. Среди этих трав (мне совершенно незнакомых) одна трава считается опасной для перенесших инсульт. Есть армянская поговорка – вместо того, чтобы поправить бровь, выколет глаз! Мама купила новый препарат содержащий валериану и пассифлору. Он оказался гораздо слабее. Я решила, что силу "Централ - Б" прибавляет боярышник. Мама купила плоды боярышника, заваривала и я пила, но не каждый день.

Почему пила? Иногда из-за беспомощности и слабости возникает тревожность и паника. Боярышник снимает напряжение нервов.

К сожалению, по отношению к себе врачей и мед работников вообще, близких мне людей, знакомых и малознакомых я поняла, что к человеку перенесшему тяжелый инсульт относятся, как кандидату в покойники. Даже иногда удивляются – все еще жива? Спасибо, что не говорят об этом прямо. Этот стереотип позволяет мед работникам проводить эксперименты с целью заработать побольше. Близкие люди к любой моей просьбе относятся, как к капризу. Мне так и говорят прямым текстом. Поверьте, самое худшее, что может произойти с человеком – неожиданно стать беспомощным. Это значит, во всех вопросах зависеть от настроения, самочувствия, мнения окружающих, в особенности того, кто ухаживает за мной. Мне еще повезло – за мной ухаживает мама.

Восемь с половиной лет прошло после инсульта. По мнению врачей я живу слишком долго – не вписываюсь в их статистику. Из последней рецензии к повести: «Инсульт как он есть.», поняла, что мне следовало более подробно написать о пользе плодов и вреде лекарств. Скептицизм в рецензии зашкаливает.

В 2013г я очень просила близких купить мне алоэ. У нас дома в горшочках были небольшие ростки. Однако все надо мной смеялись, считая, что я слишком верю в силу и пользу алоэ. Летом мама купила лекарство Актовегин – врач его прописал для улучшения кровообращения. Я должна была его пить курсами два раза в год и добросовестно пила. Поэтому мама смеялась над моей просьбой найти и приобрести алоэ – она же купила дорогое лекарство. Вот она вера человека в дорогое лекарство.

В Араратской долине бывают суровые зимы. В декабре 2013г. все наши комнатные растения погибли – замерзли на закрытом, но не отапливаемом балконе. Зима для меня суровое время года. Больные мышцы от холода становятся деревянными. Вся моя энергия уходит на борьбу с холодом – на выживание.

Как я понимала, что у меня проблема с кровообращением? Больная сторона тела становилась тяжелой. С постели подняться самостоятельно я не могла. В самом худшем случае, начинались и становились постоянными головокружения. Я снова стала практически лежачей больной. А ведь пила дорогое лекарство...

Мама бегала по соседям в поисках алоэ. У кого-то два листа возьмет, кто-то даст три листка. Даже ходила в соседние здания. Теперь я ем не строго 10 листьев алоэ и 10 дней обязательный перерыв, чаще так: ем алоэ 2-3 дня подряд и столько же - перерыв. Ухудшение здоровья наступает не сразу, а улучшение – еще медленней. Близкие, особенно мама, убедились, что алоэ мое основное лекарство. В 2015-м родственница мне купила два крупных деревца. Мелкие ростки мама пересадила в отдельные горшочки. В Армении есть люди, которые выращивают алоэ на продажу.

Актовегин я пила пять лет. Помогал ли Актовегин? Теперь не уверена, но тогда все еще была вера, что от него есть какая-то польза. Зимой 2015г я начала пить Актовегин. После седьмой таблетки заныло сердце. Потом прошло. После каждой следующей таблетки сердце болело дольше. Я не сразу поняла в чем причина. В инструкции к лекарству никаких противопоказаний нет! После десятой таблетки сердечная боль не прекращалась. В интернете набрала – побочный эффект и получила – проблемы с сердцем и пищеводом. Тогда не запомнила сайты, где прочла. Теперь снова искала и обнаружила лишь восторженные отзывы??? Да... за деньги можно всё. Вот оно – отношение к человеку перенесшему инсульт – он должен скорее умереть! Производитель недоговаривает, а продавец лжет – лишь бы продать. Бизнес – ничего личного.

Мое сердце болело – боль не проходила. Решила, что Актовегин больше пить не буду. Но как успокоить сердце? Боль была такой, как после Нейромидина – когда лежала парализованная. Тогда мне помогло лекарство Предуктал. У нас дома его не было и вообще никаких сердечных лекарств.

Какие народные средства помогут?
Боярышник. Боярышник понижает давление, улучшает работу сердца, успокаивает нервы, улучшает кровообращение. Боярышник содержит калий – так необходимый сердцу. Калий не боится тепловой обработки. Запомним это – пригодится!

По моей просьбе мама осенью на рынке купила и высушила два кг. коричневого боярышника. Боярышник я считала хорошим успокоительным средством. Оказалось, боярышник – прекрасный помощник сердцу. В интернете нашла рецепт: столовую ложку сухого боярышника залить стаканом воды, варить 10 минут. В одну столовую лодку отвара добавить столовую ложку кипяченой воды. Пить в таком соотношении 3 раза в день. После первого приема сердечная боль притупилась, но окончательно исчезла через неделю. Оставшийся боярышник мама готовила (и теперь так готовит) более экономно. Берет горсть плодов боярышника, заливает литром воды, варит 10 минут. Сцеживает первый отвар, снова на плоды наливает воду и варит 10 минут. Делает так, чтобы из боярышника выжать всё полезное. Смешивает весь полученный отвар, остужает, наливает в банку, хранит в холодильнике. Этот отвар можно пить стаканами. Три раза в день.
Внимание! Тем у кого давление может резко понижаться – принимать в небольших количествах и лучше перед приемом измерить давление.

Соседка родом из села с предгорий Арагаца. Там много боярышника. Жители села используют боярышник немного иначе. Сила боярышника – его польза, заключена в косточках. Ошибаются те, кто ест плоды, выбрасывая косточки. В том селе косточки моют, сушат и мелют в кофемолке. Готовят, как кофе – чайную ложку на кофейную чашку воды и варят. Без сахара!

Как я понимаю и чувствую пользу от боярышника?
Когда не пила боярышник, но уже появились проблемы с сердцем, пульс доходил до 105. Я каждый вечер измеряю давление, современные тонометры показывают и пульс тоже.
Когда пью боярышник, пульс равен 74 или около этой цифры.

Когда боярышник дома закончился, мама на рынке купила черный боярышник. Продавец сказал, что черный лучше. Я почитала в интернете для достоверности. Черный готовят так же, как коричневый - цвет значение не имеет. Действительно, черный оказался лучше – у него более насыщенный цвет и вкус. Когда и черный боярышник закончился, пульс постепенно вернулся к цифре 105.

Вспомним еще раз «боярышник понижает давление, улучшает работу сердца, успокаивает нервы, улучшает кровообращение».
Действительно, улучшает кровообращение. Зачем мне Актовегин? Что он мне дал кроме проблем с сердцем? Еще проблему с пищеводом. Об этом ниже.

Скоро началось лето, и созрели абрикосы. Мы убедились, что абрикосы – природное лекарство для сердца. Видимо, из-за высокого содержания в нем калия. Всего пять штук абрикосов достаточно, чтобы пульс равнялся 74. тот год оказался урожайным, значит долгим. Вспомним, что калий не боится тепловой обработки, значит можно в сезон заготовить компот. Дольки абрикоса из компота почти так же полезны, как свежие плоды.

Сахар вреден и в компотах мама использует сахар в минимальных количествах – как консервант. Мама старается закрывать компот в литровых банках.
Компот готовить так: плоды освободить от косточек, уложить в чистую банку. Заполнить банку плодами до верха. Насыпать сахар, налить кипяток и стерилизовать. Количество сахарного песка зависит от фрукта. Если абрикос зрелый, сладкий, для литровой банки достаточно одной столовой ложки сахара. Для недозрелого плода нужно две столовых ложки сахарного песка.

Кстати, этот способ заготовки компота подходит ко многим плодам. Таким способом мама закатывает: абрикосы, персики, сливы, груши, айву.

После абрикосов появляются персики. Хотя персики уступают абрикосам по количеству калия, но тоже хороши для сердца.

Есть один универсальный плод, который полезен во многих случаях. Это авокадо. В нем много калия, железа, йода. Авокадо экзотический фрукт и для многих дорогой. Его эффект оказанный на сердце ошеломит вас.

Кажется, в 2013г подруга на мой день рождения принесла два плода авокадо. Один плод мама очистила и поделила пополам. У авокадо большая косточка. Половину плода дала мне, как имениннице. Вторую поделили мама и подруга. Мне плод понравился – им нет. По вкусу авокадо напоминает сливочное масло. Я с удовольствием ем авокадо без добавок. Второй плод мы оставили на следующий день. Вечером мама измерила мне давление. Все цифры (верхнее и нижнее давление, и пульс) оказались в норме (120/80/74). Главное, у меня было прекрасное самочувствие. Если пульс нормальный, сердце работает спокойно, самочувствие отличное. Если пульс = 105 при обычном разговоре появляется одышка будто говорю, поднимаясь в гору.

Из второго плода авокадо сделали салат. Если плод очень мягкий, его можно взять ложкой и протереть с творогом и очищенным помидором. Мелко нарезать острый перец и зелень (укроп или молодую петрушку). Полить лимонным соком. Не солить! Полученную пасту можно намазать на хлеб. Мама просто нарезает авокадо и помидоры, добавляет творог, перец, зелень, лимон, как в пасте.

В конце лета – начале осени появляется еще один фрукт полезный сердцу – инжир. Этот плод практически не уступает абрикосу по содержанию калия. 5 штук инжира достаточно для сердца.

Не забываем о боярышнике – заготавливаем его впрок. Сколько? Не меньше 5 кг.

Осень радует нас появлением оранжевых плодов – это хурма и королек. Достаточно двух – трех плодов в день для хорошей работы сердца. Если плод вяжет, положите его в морозилку на день или два(если он зеленый). Хурма боится мороза, созреет и станет слаще. Вяжущий фрукт есть не рекомендуется.

Есть еще один плод – киви, в нем достаточно калия. Думаю, для сердца хватит двух плодов в день.

Вниманию диабетиков! Абрикос, персик, инжир и хурма для вас строго в ограниченных количествах! Авокадо и киви вам не навредят.

Кто-то разочарованно скажет – всё экзотическое, мало доступное. Есть плоды доступные всем. Это свекла и тыква. Оба плода хороши для сердца – содержат калий. На себе проверила следующий рецепт. Одну небольшую головку свеклы очистить, порезать на доли, положить в кастрюлю, залить водой, чтобы вода покрывала свеклу полностью. Варить 10 минут, добавить нарезанную тыкву – по количеству столько же. Варить 5 минут. Водичку слить в кружку и выпить. Свеклу и тыкву съесть на ужин с творогом и сметаной. Можно съесть с орешками и мандарином – сытнее и полезнее.

Помогает сердцу минеральная вода «Джермук» - содержит калий. Однако не стоит пить много этой воды. Иногда пью всего 70-100 грамм.

Меня подстерегала еще одна проблема – с пищеводом.
Как могла возникнуть эта проблема? Все лекарства, которые я принимала агрессивные. Согласно инструкции все лекарства принимала на голодный желудок за 15 мин до еды. Сироп Сомазина пила больше положенного.

Вы всерьез думаете, что химия, стекая по пищеводу, никак ему не вредит?
О том, что у меня есть серьезная проблема я узнала случайно. Точнее, когда съела немного того, что дало проблеме мгновенный рост. Дело было зимой.
Мама на ужин отварила рис с куриной грудкой (мелко нарезанной). Я съела три ложки и начала задыхаться. Обычно, на ужин мы едим мацун – кисломолочный продукт. Я пыталась им запить еду, но было ощущение, что пищевод забит – мацун вернулся, рис застрял. Мама мацун развела водой, я выпила тан. Что-то просочилось, что-то вернулось. Интуиция подсказала, что нужен лимон. Съела дольку лимона и через две минуты успокоилась. От ужина я отказалась.

Признаюсь, не поняла в чем дело. Ситуация повторилась через две недели – тот же рис, куриная грудка, мацун. Теперь я была грамотной и съела дольку лимона. Зимой у нас всегда есть цитрусовые. От риса я наотрез отказалась. Однако, что именно происходит, я не понимала. Весной, летом, осенью ничего подобного не случалось. Однажды я поняла в чем дело. В пищеводе возникли ранки, в них поселился грибок. Кто-то там пробормочет – рак. Я из тех, кто считает рак – это гриб. С ним можно бороться. Как вы заметили с ним справился лимон – всего лишь небольшая долька лимона.

Что служит грибку пищей? С помощью чего грибок разрастается и занимает весь пищевод? Помог случай. Вернее, я поняла сразу в чем дело, потому что ничего другого я не ела. Дело было так.
Соседка принесла нам солидный кусок торта. Я ем мало сладкого, поэтому съела маленький кусок. Торт соседка пекла сама из качественных продуктов. В этом я не сомневаюсь – мой желудок сразу скажет о качестве продукта. Более того, по запаху я могу определить качество продукта. Если что-то мне не понравится, есть не стану.
Мы ужинали через полтора часа. Ничего другого я не ела. Ситуация повторилась – я задыхалась. К счастью дома оказались мандарины. Проглотить я не могла – жвала, глотала сок, сплевывала остальное. Несколько минут спустя, рискнула и стала глотать весь разжеванный мандарин – пищевод открылся.

Получается, что причина в сладком. Виновник – сахар. Любой кислый плод: цитрусовые (лимон, мандарин, апельсин), киви, сливы, яблоки, ягоды, вишня справляются с этой проблемой.

Вывод один – не есть продукты содержащие сахар. Ничего сладкого, даже одно печенье. Сладкие фрукты не вредят. Так я справляюсь с проблемой пищевода.

Хотела еще об одном написать, но зачем повторяться?
Речь о некоторых странных эпизодах, которые происходили со мной после инсульта. На все волновавшие меня вопросы сама себе ответила семь лет спустя - Что за орган шишковидная железа? Личный опыт - http://www.proza.ru/2016/04/15/1230 - это интересно, почитайте.

Кажется, написала всё об инсульте, произошедшем со мной, и его последствиях.

Глава 14 - http://www.proza.ru/2018/09/20/1021


Рецензии
Карин, интересная глава. Надо действительно прислушиваться к своему организму и анализировать, что ему подходит, а от чего следует отказаться.
С уважением,

Татьяна Арутюнова   27.03.2017 18:19     Заявить о нарушении
и не забывать свой опыт.
Мне кажется, после 50-ти всем следует ограничить употребление продуктов содержащих сахар. Сладкие фрукты полезны, но сахар - нет. Кислые плоды, не только цитрусовые, действительно полезны и помогают пищеварению.
Татьяна, благодарю за отклик!
с теплом

Карин Андреас   27.03.2017 18:46   Заявить о нарушении