Интервью с Геннадием Хазановым

«У МЕНЯ С МИЛИЦИЕЙ ВСЕГДА БЫЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Интервью было подготовлено для газеты «Петровка, 38» в 2009 году и вышло под псевдонимом «Наталья Алексеева» (имя моей жены). Перечитывая его сегодня, невольно ловишь себя на мысли, что всё в нём до сих пор актуально.

ДОСЬЕ
Родился 1 декабря 1945 года в Москве. Окончил эстрадное отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ). 1969 году в качестве конферансье работал в Государственном эстрадном оркестре РСФСР под управлением Л.О. Утёсова. В 1973 году – артист разговорного жанра Москонцерта, много гастролирует. В 1974 году становится лауреатом V Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Тесно сотрудничает с кинематографом, играет в спектаклях. С 1997 года – художественный руководитель Театра Эстрады. Народный артист РСФСР (1991), лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (1996), лауреат национальной премии «Россиянин года» в номинации «Искусство и культура» (2005). Награждён орденами Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II и I степеней.

– Недавно по телеканалу «Культура» была передача, в которой вы сказали, что оставили эстраду после того, как почувствовали, что зритель перестал смеяться над тем, что лично вам казалось смешным. Как вы считаете, те, кто остались на эстраде, подстроились под сегодняшнего зрителя?

– А может быть, им и подстраиваться-то не надо было? Может быть, они всегда были, что называется, на одной волне. Мне думается, что это проблемы скорее мои, нежели зрителя. Нельзя в данном случае измерять эти отрезки наложением. В советское время была совершенно другая жизнь, зритель шёл в театр. Сегодня же заполучить зрителей на своё выступление гораздо сложнее. Во-первых, количество театров и эстрадных площадок в Москве увеличилось. А, во-вторых, сказывается обилие развлекательной продукции. Сегодня человек может, годами не выходя из дома, поглощать бесконечное количество фильмов, спектаклей, концертов. И в наше непростое рыночное время должно быть что-то уж совсем выдающееся, чтобы заставить человека вживую посмотреть тот или иной спектакль, приобретя иногда очень даже недешёвые билеты. 

– Какой он, сегодняшний зритель? Насколько он отличатся от зрителя из советских времен?

– Совсем другой. Я бы даже сказал – разный. Очень разный. То, что люди в своей массе стали читать меньше – это очевидно. Хотя, те, кто любил читать, и сегодня читает. Но многим просто некогда – много забот, много других соблазнов. И это не взирая на то, что книжные магазины забиты продукцией потрясающего качества. В советское время о таком можно было только мечтать. Воистину безбрежный рынок отечественной, зарубежной, переводной литературы. А какая бумага, печать! Также огромное количество музыки – развлекательной, симфонической, джазовой. Пожалуйста, выбирай на свой вкус. Никто ничего не запрещает. Так что сегодня у человека, который желает утолить свой культурный голод, никаких проблем нет. А когда такой большой выбор, наступает проблема – что выбрать? Так что сегодняшнему зрителю непросто – слишком обилен рынок развлечений.

– На эстраде вы в основном работали сольно. Насколько быстро и безболезненно прошло привыкание к наличию партнёров по сцене?

– Процесс был непростой. Какие-то вещи я проскочил достаточно быстро, а вот по этическим моментам я столкнулся с некоторыми проблемами. Я привык жить в режиме моносуществования, а с партнёрами история немного другая. Иногда приходится сталкиваться с этакой ярмаркой тщеславия – с честолюбием, со звёздностью, с тем, что люди иногда позволяют себе больше, чем с моей точки зрения, можно позволить в рамках служебного этикета. В этом смысле кое-какие проблемы были и остаются до сих пор.

– Как известно, в своих эстрадных монологах вы успешно копировали чужие голоса. А как вы относитесь к сегодняшним пародистам? Есть ли такие, которые вам нравятся?

– Я сегодня к этому жанру отношусь достаточно спокойно, хотя для себя, конечно, отмечаю талантливые вещи. Надо сказать, что очень удачные пародии иногда случается видеть в передаче «Большая разница». А если говорить об эстрадниках, это, конечно же, Галкин. Природа щедро наделила его пародийным талантом. Но проблема заключается в том, что количественный спрос обязательно рано или поздно ставит вопрос о качественном соответствии. Просто в таком количестве нельзя этого делать. Это приводит к перенасыщению. У него появился азарт гонорарной востребованности. Тут нечего лукавить. Мы, кстати, такими же были, хотелось и больше работать, и больше зарабатывать. Просто деньги были другие. И платили только строгие концертные ставки. Иногда, правда, к концертным ставкам прилагали и конверты в знак особой благодарности. Всё это было.

– Геннадий Викторович, хотелось услышать ваше мнение, как художественного руководителя Театра эстрады и театрального актёра, о сегодняшней ситуации, происходящей в обществе.

– Если говорить о ситуации с кризисом, которая как выяснилась не только российская, но и планетарная, то она не может не сказываться и на театрах. Театры – это такие же живые организмы. Условия, в которых оказались зрители, в свою очередь внесли коррективы и в работу театров. Но, тем не менее, никакой катастрофы не происходит. Говоря о московском Театре Эстрады, я, пользуясь случаем, могу только в очередной раз поблагодарить мэра Москвы Юрия Лужкова и председателя Мосгордумы Владимира Платонова, поскольку эти два человека сыграли решающую роль в том, что театр пережил позитивную реконструкцию. Если бы не их помощь, мы бы сейчас с вами беседовали в полуразрушенном помещении. Что же касается творческого процесса, и речь идёт не только о нашем театре, то кризисные явления способствовали тому, что плохое стало вовсе непотребляемым. Успех того или иного проекта и жёсткий режим выделяемых на него средств, во многом зависит от профессионализма артистов, их популярности, народной любви к ним. Поэтому люди, которые в силу ряда причин до этого уровня не поднялись, сегодня чувствуют этот кризис на себе особенно остро. Я не могу сказать, что у них и раньше была очень вольготная жизнь, но сейчас им и вовсе не сладко. Впрочем, это касается не только театрального поприща. Коль уж скоро мы ведём беседу с конкретным изданием – «Петровкой, 38», я хочу сказать, что любое ухудшение жизни автоматически добавляет нагрузку и на всех работников правоохранительных органов, поскольку в такие периоды у людей на поверхность вылезает не самое лучшее, что в них заложено. Мало того, что сотрудники такие же люди, и все проблемы общества в не меньшей степени бьют и по ним, но плюс ко всему они призваны решать чужие проблемы, ещё более усугубившиеся в последнее время.

– Как вы относитесь к тем упрекам, которые сегодня звучат в адрес сотрудников милиции?

– Я не сторонник огульного обвинения сотрудников во всех смертных грехах и не поддерживаю тех, кто заявляет, что если поменять милицию, то всё сразу станет замечательно. Да, безусловно, сотрудники милиции имеют некий властный ресурс по отношению к обычным гражданам, но если кто-то говорит, что в нашей милиции работают люди, которых можно отнести к разряду держиморд, то я могу задать встречный вопрос: «А со строителями у нас как обстоят дела? А с актёрами? Что, все такие воспитанные, культурные? Никто не хамит? Никто не пользуется ненормативной лексикой?» Как будто люди, которые работают в правоохранительных органах, сделаны из другого теста, родились в другой стране, как будто они ходили в другие школы. Видит Бог, мне очень повезло в течение жизни, и я видел фантастических людей, которые носили милицейские погоны. Среди них были ученые, психологи, просто оперативные сотрудники.

– Как складывались на протяжении жизни ваши отношения с милицией?

– Я одно время был регулярным участником концертов, посвящённых дню милиции. Это был конец семидесятых годов. Помню, как в то время министр внутренних дел Николай Анисимович Щёлоков, отбирая артистов для участия в одном из таких концертов, напротив моей фамилии в списке выступающих поставил знак вопроса и спросил своих подчиненных: «Кто это такой?» Он меня тогда по фамилии ещё не знал. Ему ответили: «Это тот, который про кулинарный техникум рассказывает». Щёлоков помолчал немного и произнес: «О, это сильная вещь!» Так что я знал, что как только приближается день милиции, я должен готовится к концерту. Это был для меня, да и для моих коллег, был самый главный концерт в году, и я хорошо помню свои переживания.
Вот, например, 10 ноября 1982 года я ждал машину, чтобы ехать в концертный зал «Россия» на праздничный концерт. Машина не пришла. Потом выяснилось, что концерт отменён, так как умер генеральный секретарь…
В общем, у меня с милицией всегда были замечательные отношения. Так что мне грех жаловаться.

– Какие бы пожелания вы хотели адресовать защитникам правопорядка?

– Им сейчас нелегко – и парням, и девушкам, работающим на этой очень нелёгкой ниве. Я хочу, чтобы они меньше видели от окружающих злых взглядов. Я хочу, чтобы все люди максимально часто вспоминали, что милицейскую форму носят такие же россияне, у которых внутри есть сердце, и есть нервная система, и есть родители, и есть семьи. И, вообще, я думаю, что если будет во взаимоотношениях граждан и нашей милиции чуть больше взаимопонимания, а не ненависти и желания все свои личные несчастья и беды списать на каких-то варваров в милицейской форме, то это будет самый большой подарок для наших очень мною уважаемых защитников правопорядка.

– И последний, несколько философский вопрос. Как вы считаете, что правит этим миром? Неужели деньги?

– Если говорить по правде, к сожалению, правят деньги. Но деньги уверены, что они правят всем… и в этом смысле они ошибаются.


Опубликовано в газете «Петровка, 38» (№ 41-2009).


И в качестве бонуса приведу стишок, написанный по следам этой встречи для юмористического портала «Хохмодром»:

Я в тусню богемную не мечу
(Связей маловато и лавэ),
Но вчера приятнейшую встречу
Проводил с Хазановым Г.В.
Был у нас контакт довольно тесный –
Около ходили, да вокруг…
Очень, доложу вам, интересный
Собеседник этот их худрук.
Ну, сидим, болтаем, коры мочим,
Средь театрэстрадовских хором,
Я возьми и ляпни между прочим
Про любимый сайт, про Хохмодром.
Даже рассмешил одним сонетом.
Пояснив: «Таких там – через край…»
Он сказал: «Ты там своим поэтам
От меня привет передавай!»
Попрощались (дело-то уж к ночи).
Каждый чухнул в сторону свою…
А привет я пёр что было мочи.
Что?
          Готовы?!
                Вот!
                Передаю!!!



В сентябре 2017 года вышла в свет моя новая книга «Поэзия быстрого реагирования», изданная по программе «Печать по требованию». Книгу можно приобрести во всех крупных интернет-магазинах, достаточно набрать ее название в поисковой строке.


Рецензии