Сокровища из мусора

Дети разбили банку с энзимами.
Причем, когда я примчалась на звук бьющегося стекла, у банки был самый маленький, нежный лялик) Он очаровательно улыбался, стоя рядом с разбитой банкой.
Пришлось убирать три литра энзимов с пола. Они же эффективные микроорганизмы, они же ферменты, они же средство... не только повышения плодородия почв. Нет, всё гораздо круче.
Я бы не писала эту статью, если бы не чудесный запах, который стоял в ванной ещё час после того, как я вытерла с пола большую лужу энзимов. Это благоухание стояло бы и дольше, если бы на полу не оказалась очередная лужа вода.
Но запах разлитых энзимов... Это было настоящее нежное благоухание. Причем, эта банка простояла у меня 1,5 года.

Сначала о том, что такое энзимы.
Проще рассказать, как они делаются.
Фрукты и овощи заливаются водой и частью меда/патоки/коричневого сахара. Я использовала престарелое варенье. Потом они стоят минимум три месяца. Казалось бы, за это время они должны протухнуть и сгнить.
А вот и нет.
После всех этапов брожения, виды которого сменяют друг друга, получается такая жидкость... которая своеобразно пахнет.
Если своими словами, органика путем цепочки реакций превращается в жидкость, содержащую в себе одновременно и катализаторы биохимических реакций, и вещества, которые стремительно разлагают органику. Может, ещё что-то, потому что детального описания, что происходит при этом, я не нашла. Описываю, как поняла и наблюдала.

Что бы там ни было, эта жидкость простояла 1,5 года, и при разливе благоухала, как ничто другое.
Совсем она не испортилась. Наоборот, она перешла в отличное состояние.

Возможностей для применения энзимов полно.
Для своего дома и участка это просто находка. Энзимы очищают сточные воды. Ускоряют перегной в компосте. Помогают безопасно для окружающей среды мыть посуду.

В стирке они быстро и тщательно отстирывают белковые загрязнения. Порошки и хозяйственное мыло белковые загрязнения отстирывают плохо. Следы еды хорошо убирают только энзимы.

Поищите в поисковиках информацию по слову "энзимы". Там описаны разные способы их применения.

Конечно, самую большую пользу они приносят на своем участке.

Когда я искала, как можно ещё применить энзимы, я полила почву в цветочном горшке. Цветок рос и цвел, но почему-то наклонился в горшке. Оказалось, что за месяц энзимы растворили все корни(!) цветка. Но производимых ими веществ хватало, чтобы цветок продолжал расти. Только вот вывалился из горшка... Больше живую органику я энзимами не поливала. Зато лила их в компостную яму. Вокруг неё даже чахлые растения наливались жизнью и зелеными упругими листьями.
Возможно, слабый раствор энзимов (не больше 1%), будет хорош в гидропонике.

В стирке энзимы были хороши. Почти прекрасны, за исключением одного...
Белье они отстирывали тщательно. Выводили даже те пятна, с которыми не могли справиться порошки. Улучшали цвет ткани. Белье после них было мягкое-мягкое. Единственным минусом был своеобразный запах. Мне он не нравился. В итоге, я перестала применять энзимы при стирке.
Но разбитая банка энзимов навела меня на мысль, что я просто не дала им дозреть. Три месяца им оказалось мало. А вот 1,5 года было в самый раз. В старых энзимах своеобразный запах сменился чудесным благоуханием.

В общем, эту тему проверять и проверять.

Для меня лично энзимы, как рукотворные эффективные микроорганизмы, которые ускоряют разложение органики, просто находка.
Они называются "мусорные энзимы", потому что их можно делать из очисток овощей и фруктов.

Шкурки плодов и старое варенье превращать в средство плодородия почв, уничтожения запаха выгребной ямы, ускоритель созревания компоста, и т.д. - отличная идея!

Из опыта: чтобы энзимы имели приятный запах, надо добавлять в закладку для них шкурку цитрусов, независимо от других компонентов. Подойдут любые цитрусовые.

И да, энзимы получаются очень-очень-очень концентрированными!

Пропорции 1:100 - это адекватно.
Хотя, теперь я думаю, что могла быть эффективной пропорция 1:500 или 1:1000

Подробно, как делать энзимы, описано здесь https://vedinstvo.blogspot.ru/2013/07/blog-post_8966.html
Ну, и поисковики помогут найти больше информации.

Примерно так в начале энзимы выглядят.

********
Благодарю вас за время и внимание!
Я желаю вам здоровья, любви, удачи, успехов, благополучия во всем и счастья!
Автор: Юлия Староселец


Рецензии