Сашка

Мимо нашего дома, нарушая деревенскую тишину, пыхтя и рыча, пронёсся синенький трактор, похожий на танцующий василёк. Это соседский Сашка, дом которого стоит рядом с бабушкиным домом, приехал с поля на обед. Я выбежала на свежевымытое и непросохшее, натёртое до блеска резиновой калошей, крыльцо. Щурясь от назойливого солнца, помахала Сашке рукой, а он в ответ помахал мне.
 
Сашка отслужил в армии, вернулся и работал в своём родном колхозе. Загорелый, в клетчатой рубашке нараспашку и с пшеничной копной на голове. Сашка мелькал мимо нашего дома по утрам, когда уезжал на работу, в обед, если не оставался обедать в поле и поздно вечером, возвращаясь после смены.

Когда съезжались родственники в бабушкином доме, все собирались за огромным столом (тётя Валя, Сашкина мама была крёстной моего брата Толика). В центре стола стоял напыщенный и начищенный до блеска самовар. Сашка сидел уже в чистой рубашке, молчаливый и улыбчивый. В то время казалось, что он намного старше меня, но спустя много лет, оказалось, что разница в возрасте у нас небольшая.

Сашка не бегал с нами на танцы в другую деревню Копачёво. Не купался ночами весёлой гурьбой, при костре на Грибенце( так называется берег озера), не отмечал в августе в заброшенном доме за деревней яблочный Спас. Он не ходил в наш деревенский клуб, где "крутили"по выходным кино. Сашка всю жизнь так и прожил бобылём, не разу не женился.

Через дорогу от нашего дома, я сбегала вниз по тропинке, чтобы окунуться в журчащем ручейке. Сашка незаметно подкрадывался, бросал разноцветные камешки в воду и  брызги разлетались во все стороны. Это было неожиданно, мы смеялись и эхо разносило наш смех на много, много вёрст в округе. Сашка брал коромысло, чтобы принести воды в дом, я срывала травинки и бросала в ведро, он уворачивался и вода выплёскивалась ему на ноги. И только слова тёти Вали:"Сашка, ты скоро?"возвращали нас на землю.

Первым из жизни ушёл Сашкин отец, дядя Вася. Деревенское кладбище было видно из окна дома. Пёс, который много лет жил в их семье, каждый день ходил на могилку к своему хозяину и от горя выл на всю деревню. И через некоторое время исчез вовсе.

С тех пор минуло много, много лет. В бабушкином доме давно живут чужие люди. Мы каждый год приезжаем навестить на её могилку. Тётя Валя, Сашкина мама, ей было уже за 80 лет, жаловалась, что сильно болеет и скоро покинет этот мир. Страшно переживала за Сашку, что он останется жить один. Последнее время не было работы в деревне, так случайные заработки. Любил к тому же выпить, а до пенсии оставалось несколько лет. Так и случилось, вскоре Сашка остался один.

Очередная наша поездка на могилку к бабушке. Сашкин второй дом в начале деревни, на дверях висит замок, хозяина нет. Соседи сказали, что Сашка на Грибенце халтурит, строит дачникам баню. Издалека видим какой-то старичок, маленький, лысенький, мастерит на берегу озера. Я только открыла рот, чтобы спросить про Сашку, но подойдя поближе поняла, что это и есть наш Сашка. Он не жаловался на свою жизнь. Говорил, что за лето удаётся заработать на заварку и крупы, а кругом лес - ягоды, грибы. Зимой конечно похуже, но помогают соседи, понемногу, кто чем может.

Через какое-то время Сашка пропал и никто не знал, где он находится. Огромный амбарный замок висел на двери дома почти целый год.

А потом Сашка внезапно появился, так же как и внезапно пропал. Жарким летним днём мы сидели у Сашки во дворе и он рассказывал про то, что этот год провёл в плену у цыганского барона, про свою службу в армии десантником, а десантники никогда не сдаются. Он опять не жаловался на жизнь. В плену с ним обходились даже очень не плохо, наркотиками не пичкали, на обед давали курицу и овощи. Жил в пристройке отдельно, ухаживал за скотиной. Даже местные цыганки рассматривали его, как потенциального жениха. Но Сашка закоренелый холостяк, что уж менять в своей жизни на старости лет, привык жить бобылём. Потом была полицейская облава у наркоторговца и Сашку вернули домой, обещали восстановить паспорт. И когда в доме было пусто из еды, он даже немного жалел, что его вернули обратно домой.

Сашки не стало как раз на Рождество Пресвятой Богородицы. Хочется верить, что почтальон постучался в одинокую и скрипучую дверь Сашкиного дома и принёс первую, долгожданную пенсию. На радостях он накупил много, много шоколадных конфет в шуршащих, цветных обёртках, которые так сильно любил. Согрел самовар, поставил на огромный старинный дубовый стол, вздохнул облегчённо и сказал:"Слава Богу, я дома".

(на фото Сашкин дом)


Рецензии