Покаяние в Слове
Считают,что «Слово о полку Игореве» - призыв к единению.
Карл Маркс : « призыв р у с с к и х к н я з е й к единению…»
Тут, может быть, - неудачный перевод.
«Слово» - призыв к русским князьям, а не призыв князей.
Что же такое натворили князья?
Междоусобицы внутри Руси и конфликты с соседями – половцами.
Конфликты – от грешаших, обижающих других.
Кто-то кается сам, а кому-то надо напомнить.
I
В самой первой фразе «Слова» сразу показывается что что-то неладное,
связанное с обидой и взаимным непониманием.
Произошло событие. Рассказ об этом выдавал некий священнослужитель – подчинённый князю. Этот рассказ - искаженная картина события.
Автор же имеет свою - правдивую - песнь о походе и пытается донести её
до сознания обманутых Бояном слушателей.
Автор упрекает Бояна : «нёс бы правдивые вести сего времени с Поля на Горы».
«Ты же там был, всё видел. Почему же врёшь?»
«С Поля на Горы». Вы считаете, что с земли Половецкой на горы Киевские должен нести вести о событии русич?
Русич - Боян - поп мог бы «свивать славы сего времени, рыща в тропу Трояню с Гор, с Руси на Поля, Степи» .
II
«За 180 лет ( 1055-1236) половцы нападали на Русь 12 раз.
Это в среднем - раз в 15 лет. Это говорит о большой терпимости.
И русичи на половцев - 12 раз.
А совместных междоусобных войн было 30.
Идея извечной принципиальной борьбы со Степью - явно искусственного, надуманного происхождения.» (Л.Гумилёв)
III - грехи и покаяния
1. Упоминается «храбрый» Мстислав, который зарезал Редедю.
Зарезал нечестно. – Согрешил, но совестливый п о к а я л с я и
на месте преступления поставил церковь.
2. Но там же был убит половцами Роман Святославич.
Из-за чего? – неясно.
3. Игорь собрался в поход на землю Половецкую за землю Русскую.
Что он там забыл?
Игорь осознавал, что с небольшим войском мог быть побитым или даже
взятым в плен. Мужество? = Упрямство!
Но «жалость ему знамение заступи искусити Дону великого».
Необъяснимое природное явление не смогло удержать Игоря от согрешения.
Русин не считает походы на половцев грехом.
Но вставала обида у половцев.
4 В «Слове» два раза Игорь «встречается» с солнечным затмением.
Всяк по-всякому перекладывает это.
В первом случае об этом «сообщает» Боян : - вот такие намерения Игоря.
Во втором -
« солнце ему тьмою путь заступаше», «велит послушати» : жди беды.
И беда случилась.
Но «не было оно обиде порождено ни соколу (Игорю),
Ни кречету (лучшему из соколов - князю Святославу).
Ни тебе, чёрный ворон – поганый половчине!» - Ключевая фраза «Слова».
По смыслу означает :
«Ребята! Давайте жить дружно!»
5 «Игорь к Дону вои ведёт!
Уже бог ему беду накликает…»
И вот уже Русская земля за холмом. Тревожно.
Долго ночь меркнет… Завтра будет что-то…
6. После первой стычки - Набрали добра и взяли девок.
Вот она русская гордость! А само «Слово» о «патриотизме» .
Бежать бы назад от греха подальше…
Барахло побросали, но знаки власти- флаги надо сохранить.
Привал. В поле Ольгово хороброе гнездо завеселилось.
- Д а л е ч е залетело!
7. «Другого дня весьма рано к р о в а в ы е зори свет поведают.
Быть грому великому! (Надо отвечать за нанесённую обиду )
Тут бы копьям изломиться,
тут бы саблям иступиться о шеломы половецкие
у Дона великого!»
У Дона Великого - это была цель похода. И задача выполнена.
И надо тикать.
О Русская земля! Как ты близко!.. Но всё ещё за холмом…
8 «Ярый тур Всеволод! Стоишь в обороне.
Но что это?- воины наёмные дрогнули.
Молнии проклятий на их головы ты прыщешь!
Бранными глаголами гремишь!
Когда же сам куда , тур, поскочаше,
своим златым шеломом посвечивая,
там лежат поганые головы половецкие –
расщеплены саблями калёными
шеломы оварские тобою, ярый тур Всеволод!
П р о к л и н а я всех и себя, братие, что ввязался
П р е ж д е в р е м е н и в поход.
Из-за чего з а б ы л о ч е с т и
и о своей жизни бесшабашной,
и града Чернигова – отчего злата стола,
и о своей милой красавице –
желанной Глебовне, которую совсем недавно привычно обнимал».
9 Междоусобицы.
Олег Гориславич – смутьян. С Мономахом конфликтовал.
«Бориса же Вячеславича - молодого и храброго князя
слава за разборки на суд привела
и на Канине-реке
на зелену постель уложила
за о б и д у Олегову.
С той же Канины , где бы п о к а я т ь с я,
полелеял Святополк отца своего
ко святой Софии - храму в Киеве
отпевать грехи.
( По летописям почти в с е б о и привязывают к ближайшей реке)
10 «Жаль бо ему мила брата Всеволода»
Куда мы попали?
«В третьем дне к полудню
пали стяги Игоревы
там, куда их загнали
и разлучили на бреге быстрой реки.»
Но встала обида в силах половецких,
таких же Дажьбожьих внуков.»
11 «И тогда начали князи…
сами на себя крамолу ковати»
12 . «О,далече в мыслях сокол залетел, птиц бия!
Не воскресить храброго полка Игоря.
Кайся – не кайся:
Его обкарнали, подрезали ему крылья.
И скорбь поскакала по Русской земле.
В пламени пожаров и смраде мыкались люди.»
«Тоска разлияся по Русской земли,
печаль жирна тече средь земли Рускыи,
а князи сами на себе крамолу коваху».
13. «Из-за этих двух храбрых Святославичей-
Игоря и Всеволода
уже потеряли русичи Днепр (торговую артерию).
А недавно, в прошлом годе,
н а р у ш и в долгий шаткий мир,
враждою взять его было успел отец их
Святослав - грозный киевский великий»
14. «В гриднице Святославовой гости-купцы иноземные
п о ю т славу Святославу,
к а ю т князя Игоря:
из-за него пропала их прибыль
неизвестно где - в Половецкой той земле.»
15. Вот и Святославу Автор даёт мутен сон.
«Сыплют худые вдовы иноземных язычников
великие женчуга слёз
мне на лоно и негодуют».
Тощие= худые. Худые = плохие.
16. «Великое буйство подали князья половцам:
На реке на окаянной тьмою свет покрыли».
IV
1. Плач- молитва Ярославны - обращения к силам природы.
Угасающее верование в языческих богах.
Каяла-река - Ярославна пытается замолить грехи Игоря.
Но она не искренна.
По некоторым соображениям - она беспокоилась о пасынке.
2 «Игорю-князю бог путь кажет
Из земли Половецкой на землю Русскую»
Бог помог Игорю в пути.
Донец - помог.
А Стугна юношу князя Ростислава поглотила.
V
Покаявшись, признав свои прегрешения, объединить свои усилия
для добрососедских отношений.
Вот и Святослав - «робкий»- «совестливый», безвольный.
Удалось взять Кобяка.
Но не удалось удержать успех.
В «златом слове» одни сетования,
«а Игорева храброго полку не воскресить!»
.«А ведь помним о прежних годинах,
и тогда стонала Русская земля.
И первых князей, и того старого Владимира
не удавалось пригвоздить к горам киевским.
Хоть и были усобицы,
но Киев не был под степняками.
Ныне же стоят
о д н и стяги Рюриковы,
а напротив - Давыдовы.
Направления ветров кому попутные, а кому- встречные.
И копья от ветров поют…»
VI
Как-то странно всё получилось.
После этих событий :
- Киевская Русь потеряла своё заметное значение.
Князья не объединили княжества в единое государство.
Русь перемещалась на северо-восток - Московское государство.
- Территория половцев увеличилась на запад.
- Взаимоотношения между русичами Киевскими и половцами были более-менее терпимыми. Половцы растворялись в русичах. Орду Батыя встречали вместе.
Свидетельство о публикации №217032600262