Покаяние в Слове

             Единение  через  покаяние.

     Считают,что   «Слово о полку  Игореве» - призыв  к  единению.
Карл Маркс  :  « призыв   р у с с к и х    к н я з е й    к  единению…»
Тут, может быть,  - неудачный  перевод. 
«Слово»  - призыв   к   русским  князьям,  а  не  призыв князей.
         Что  же  такое  натворили  князья?
Междоусобицы  внутри  Руси  и  конфликты  с  соседями – половцами.
         Конфликты – от  грешаших, обижающих  других.
Кто-то  кается  сам,  а  кому-то  надо  напомнить.

I
         В  самой  первой  фразе  «Слова»   сразу  показывается  что  что-то  неладное,
связанное  с  обидой  и  взаимным  непониманием. 
Произошло  событие.  Рассказ  об  этом  выдавал  некий  священнослужитель – подчинённый  князю. Этот  рассказ  -  искаженная  картина  события.
Автор  же  имеет  свою  - правдивую - песнь  о  походе  и  пытается  донести  её
до  сознания  обманутых  Бояном  слушателей.
Автор  упрекает  Бояна : «нёс  бы  правдивые  вести  сего  времени  с  Поля  на  Горы».
«Ты  же  там  был, всё  видел. Почему же врёшь?»
«С  Поля  на  Горы».   Вы  считаете, что   с  земли  Половецкой  на  горы  Киевские  должен  нести  вести  о  событии   русич?
Русич  -  Боян  -  поп    мог  бы    «свивать  славы  сего  времени, рыща  в  тропу  Трояню    с  Гор,  с  Руси   на   Поля, Степи» .

II
«За  180  лет  ( 1055-1236)  половцы  нападали  на  Русь   12  раз.
Это  в  среднем -  раз  в  15  лет.  Это  говорит  о  большой  терпимости.
И  русичи  на  половцев  -  12  раз.
А    совместных  междоусобных  войн  было  30.
   Идея  извечной  принципиальной  борьбы  со  Степью -  явно  искусственного, надуманного  происхождения.»    (Л.Гумилёв) 

III -  грехи  и  покаяния

1.  Упоминается   «храбрый» Мстислав, который  зарезал  Редедю.
      Зарезал   нечестно.  – Согрешил, но  совестливый   п о к а я л с я   и   
      на  месте  преступления   поставил  церковь.
2.     Но  там  же был  убит  половцами  Роман Святославич.
Из-за  чего? – неясно.
3.     Игорь  собрался  в  поход  на  землю  Половецкую  за  землю  Русскую.
         Что  он  там  забыл?   
          Игорь  осознавал, что  с  небольшим  войском  мог  быть  побитым  или  даже
          взятым  в  плен.  Мужество?  =  Упрямство!
         Но  «жалость  ему  знамение  заступи  искусити  Дону  великого».
         Необъяснимое  природное явление  не  смогло  удержать  Игоря  от  согрешения.
             Русин  не  считает  походы на половцев  грехом.
                Но  вставала  обида  у  половцев.
4    В  «Слове»  два  раза  Игорь  «встречается»  с  солнечным  затмением.
       Всяк по-всякому  перекладывает   это.
В  первом  случае  об  этом  «сообщает»  Боян  :  -  вот  такие  намерения  Игоря.
         Во  втором  -   
         « солнце  ему  тьмою  путь  заступаше»,  «велит  послушати» :  жди  беды.
        И  беда  случилась.
        Но  «не  было  оно  обиде  порождено  ни  соколу  (Игорю),
                Ни  кречету  (лучшему из соколов -  князю Святославу).
                Ни  тебе, чёрный  ворон – поганый половчине!»  -  Ключевая  фраза  «Слова».
                По  смыслу  означает :
                «Ребята!  Давайте  жить  дружно!»
  5    «Игорь  к  Дону  вои  ведёт!
Уже  бог  ему  беду  накликает…»
И  вот  уже   Русская  земля  за  холмом.  Тревожно.
           Долго  ночь  меркнет…  Завтра  будет  что-то…

6.   После   первой  стычки -   Набрали  добра  и  взяли  девок.
       Вот  она   русская  гордость!   А   само   «Слово»  о   «патриотизме» .
        Бежать  бы  назад   от  греха  подальше… 
        Барахло  побросали, но  знаки  власти- флаги  надо сохранить. 
         Привал. В  поле  Ольгово  хороброе  гнездо  завеселилось. 
         -   Д а л е ч е    залетело!

7.    «Другого  дня  весьма  рано  к р о в а в ы е   зори  свет  поведают.
        Быть  грому  великому!       (Надо  отвечать  за  нанесённую  обиду )
           Тут  бы  копьям  изломиться,
           тут  бы  саблям  иступиться  о  шеломы  половецкие
             у  Дона  великого!»
       У  Дона  Великого -  это   была  цель  похода. И  задача  выполнена.
       И  надо  тикать.
        О  Русская  земля!  Как  ты  близко!..   Но  всё  ещё  за  холмом…

8    «Ярый  тур  Всеволод!  Стоишь в обороне.
         Но что  это?- воины  наёмные  дрогнули.
        Молнии  проклятий на их головы ты  прыщешь!
          Бранными  глаголами  гремишь!
     Когда  же  сам  куда , тур,  поскочаше,
     своим  златым  шеломом  посвечивая,
     там  лежат  поганые  головы  половецкие –
     расщеплены  саблями  калёными
     шеломы  оварские  тобою,  ярый  тур  Всеволод!
           П р о к л и н а я   всех  и  себя,  братие,  что  ввязался
          П р е ж д е    в р е м е н и     в   поход.
               Из-за  чего   з а б ы л   о   ч е с т и
               и  о  своей  жизни  бесшабашной,
               и  града  Чернигова – отчего  злата  стола,
               и  о  своей  милой  красавице –
               желанной  Глебовне, которую  совсем  недавно  привычно  обнимал».

9     Междоусобицы.
Олег  Гориславич – смутьян.  С   Мономахом  конфликтовал.
   «Бориса  же  Вячеславича  - молодого  и  храброго  князя
   слава  за  разборки  на  суд  привела
   и  на  Канине-реке
 на  зелену  постель  уложила
                за    о б и д у   Олегову.
                С  той  же  Канины ,  где  бы   п о к а я т ь с я,
                полелеял  Святополк  отца  своего
                ко  святой  Софии  -  храму  в  Киеве
                отпевать  грехи.
( По  летописям  почти   в с е   б о и    привязывают  к  ближайшей  реке)


10   «Жаль  бо  ему  мила  брата  Всеволода»
Куда  мы  попали?   
        «В третьем дне  к полудню
          пали  стяги  Игоревы
          там,  куда  их  загнали
          и  разлучили  на  бреге  быстрой  реки.»
                Но  встала  обида  в  силах  половецких,
                таких  же   Дажьбожьих  внуков.»

11    «И  тогда  начали  князи…
      сами на себя крамолу ковати»

12 .   «О,далече в мыслях сокол залетел, птиц  бия!
                Не  воскресить  храброго полка Игоря.
             Кайся – не  кайся:
             Его    обкарнали,   подрезали  ему  крылья.
                И  скорбь  поскакала  по  Русской  земле.
                В  пламени  пожаров  и  смраде   мыкались  люди.»
          «Тоска  разлияся  по  Русской  земли,
           печаль  жирна  тече  средь  земли  Рускыи,
                а  князи  сами  на  себе  крамолу  коваху».

13.    «Из-за  этих  двух  храбрых  Святославичей-
          Игоря  и  Всеволода
          уже  потеряли  русичи  Днепр (торговую  артерию).
                А  недавно, в прошлом годе,
                н а р у ш и в    долгий  шаткий  мир,
                враждою  взять  его  было  успел    отец  их
                Святослав  - грозный  киевский  великий»
14.     «В  гриднице  Святославовой   гости-купцы  иноземные
            п о ю т    славу   Святославу,
             к а ю т    князя  Игоря:
                из-за  него  пропала  их  прибыль
                неизвестно  где -  в  Половецкой  той  земле.»   

15.      Вот  и  Святославу   Автор  даёт  мутен  сон.
              «Сыплют худые  вдовы  иноземных  язычников
              великие   женчуга   слёз
              мне  на  лоно  и   негодуют».
               Тощие= худые. Худые = плохие.
16.     «Великое  буйство  подали   князья  половцам:
           На  реке  на  окаянной   тьмою  свет  покрыли».

IV       
1.           Плач- молитва  Ярославны  -  обращения  к  силам  природы.
       Угасающее  верование  в  языческих  богах.
       Каяла-река  -  Ярославна  пытается  замолить  грехи  Игоря.
           Но  она  не  искренна.
                По  некоторым  соображениям  -  она  беспокоилась  о  пасынке.
2    «Игорю-князю  бог  путь  кажет
                Из  земли  Половецкой  на  землю  Русскую»
               Бог  помог   Игорю  в  пути.
                Донец -  помог.
                А  Стугна   юношу  князя  Ростислава  поглотила.

V
Покаявшись, признав  свои  прегрешения,  объединить  свои  усилия
для   добрососедских  отношений.
Вот  и  Святослав -  «робкий»- «совестливый»,  безвольный.
Удалось  взять  Кобяка.
Но  не  удалось  удержать  успех.
В  «златом  слове»  одни  сетования,
                «а  Игорева  храброго  полку  не   воскресить!»

.«А  ведь  помним  о  прежних  годинах,
и  тогда  стонала  Русская  земля.
   И  первых  князей,  и  того  старого   Владимира
   не  удавалось  пригвоздить   к  горам  киевским.
        Хоть  и  были  усобицы,
        но  Киев  не  был  под  степняками.
  Ныне  же  стоят
  о д н и   стяги  Рюриковы,
  а  напротив -  Давыдовы.
  Направления  ветров   кому  попутные,  а   кому- встречные.
  И  копья  от  ветров  поют…»         
         
VI
Как-то  странно  всё  получилось.
После  этих  событий :
-  Киевская  Русь   потеряла  своё  заметное  значение.
    Князья  не  объединили  княжества  в  единое  государство.
   Русь   перемещалась  на  северо-восток  -  Московское  государство.
-  Территория  половцев  увеличилась  на  запад.
-  Взаимоотношения  между   русичами  Киевскими  и  половцами  были  более-менее    терпимыми.   Половцы  растворялись  в  русичах.   Орду  Батыя   встречали  вместе.
    


Рецензии