2. Разговор о воспитании молодёжи

НА СНИМКЕ: М.С. Качан (слева) рассказывает Толстову о внешкольной работе в Академгородке.


Разговор о воспитании молодёжи (на «Вторнике» газеты ВЦСПС «Труд»)

В Новосибирск приехала бригада из профсоюзной газеты «Труд».

Меня заранее предупредили о её приезде, но опекали их не мы, а облсовпроф.

На второй день их приезда меня пригласили к зам. главного редактора газеты Толстову. Он принимал меня в кабинете зам. председателя Облсовпрофа на Красном проспекте.

Оказалось, что они давно договаривались с облсовпрофом о проведении «Вторника», как назвался круглый стол с участием редакции и всё, вроде бы было уже согласовано.

По крайней мере, было уже известно место, где будет проходить этот «Вторник» – Институт Экономики СО АН, время, участники – директора предприятий города, школ, домов культуры, учителя, руководители внешкольной работы с детьми и т.д.

Удивительно, но меня в списке участников не было, и я об этом ничего не знал. Не было и некоторых известных учёных, которые всегда участвовали в обсуждении проблемы детей и подростков, их профессиональной подготовки, не было ни директора нашего КЮТа, ни директора Станции юных натуралистов, ни нашего детского сектора.

Я довольно долго беседовал с Толстовым, и мне удалось и договориться о включении в список участников примерно 10 человек из Академгородка, и договориться о их выступлениях (мне пришлось потом в срочном порядке встречаться с каждым из этого списка и уговаривать выступить, потому что времени оставалось в обрез).

Кроме того, я довольно подробно рассказал Толстову о нашей системе внешкольной работы, и он был изумлён её результатами.

На следующий день он приехал в Академгородок, и побывал и в КЮТе, и в СЮНе, и в Доме культуры, и в Детской художественной школе, и в детской музыкальной школе, и в детских комнатах микрорайонов.

Прощаясь, он сказал мне, что когда я ему рассказывал обо всём этом вчера, он думал, что я прихвастнул. Сегодня он видит, что действительность намного превзошла всё то, что я рассказывал.

На «Вторнике» было много выступавших. Как всегда, выступление А.А. Ляпунова было блестящим. Мне показалось, что я тоже выступил неплохо. Но вот газета «За науку в Сибири» отразила все выступления скупо и весьма сдержанно [1].

«Традиционный вторник газеты «Труд» на этот раз проходил в Новосибирске.

19 апреля 1966 года в конференц-зале Института экономики собрались руководители предприятий, педагоги, председатели местных комитетов профсоюза, директора домов культуры, научные сотрудники Сибирского отделения АН СССР.

Редакцию на этой встрече представляли заместитель главного редактора «Труда» К.А. Толстов, специальные корреспонденты газеты С.Р. Орлова и С.С. Шупта.

Разговор шёл на волнующую тему – о воспитании подрастающего поколения. Вот некоторые мысли, высказанные во время этой встречи.

Профессор А.А. Ляпунов, зав. отделом Института математики:

– Система среднего образования у нас унифицирована, а ведь в научных центрах и больших городах молодёжь может получить гораздо больше знаний. Необходимо как можно раньше воспитывать у юношей и девушек те наклонности, которые нам необходимы.

Ю.Я. Керкис, зав. лабораторией Института цитологии и генетики:
– Варварское отношение к природе, которое часто проявляется детьми, - это выражение бескультурья и биологической «необразованности» родителей, которые не смогли привить детям уважения ко всему живущему и растущему на земле.

В.Н. Шубкин, кандидат экономических наук:
– Нынешняя проблема трудоустройства школьников – это в большой степени демографическое эхо войны. Сейчас в производство вступает новое, послевоенное поколение. Не случайно важность этого вопроса специально подчёркивается в Директивах XXIII съезда партии.

М.С. Качан, председатель местного комитета профсоюза СО АН СССР:
– Для взрослого населения Академгородка у нас сделано очень много: Дома культуры, конференц-залы, заканчивается Дом учёных и т.д. А вот для детей построено недостаточное количество сооружений. Это серьёзное упущение, мешающее налаживанию внешкольной работы с детьми.

У нас имеется единая система образования, а вот в системе воспитания есть пробел – организация внешкольной работы. Эту работу необходимо вести совместно всем организациям, координируя её из единого центра.

                ***

Разговор о воспитании детей и подростков был взволнованным и деловым. Редакция газеты «Труд» сделала хорошее дело, организовав это обсуждение. Выступавшие высказали ряд конкретных предложений, реализация которых поможет выполнить наказы XXIII съезда КПСС о воспитании молодёжи».

А вот газета «Труд» поместила развернутые выступления, чему я был весьма рад. Дело в том, что меньше всего я говорил о том, что написала газета «ЗНВС». Об этом я только упомянул вскользь.

На самом деле, я поставил ряд весьма острых вопросов внешкольной работы с детьми, решить которые нам было трудно. Например, об отсутствии материального обеспечения детского технического творчества, о мизерной заработной плате преподавателей детских учреждений, о практической невозможности строительства КЮТов, СЮНов, Домов пионеров, детских обсерваторий и т.п.

Я представил всё это как общественную проблему, которую и следовало решать как проблему общества на правительственном уровне.

Все выступления стенографировались, и я обрадовался, когда увидел свое выступление на страницах газеты "Труд" в довольно подробном изложении. Правда, все острые углы были тщательно скруглены.

Но я уже привык к тому, что увидеть в газете полностью свои слова невозможно.

Хорошо, если хоть немного оставалось из того, что ты говорил. Донести идею через прессу было тогда чрезвычайно трудно, а иногда и просто невозможно.

примечание:

1. Газета ЗНВС № 17-18 30 апреля 1966 г.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/26/467


Рецензии