Старый Владимир

К  «Слову»  разное.
2  -  4.
         С Т А Р Ы Й    В Л А Д И М И Р     -     М О Н О М А Х    ?
                Б.А.Рыбаков  считает,  что  Боян – певец  Ольговичей,
 а  автор  «Слова» - Мономаховичей.
       Это не совсем так.
По фрагменту  «Слова» с описанием  дел  Гориславлича видно, что таким  отношением к нему  показана  позиция  Мономаховичей. Это не может означать , что  Автор – за них.
Последний (Словный) Боян – в прямом подчинении у Святослава Вс..
И  Автор  - за  Ольговичей, но не всех.
 Автор восторгается Мономаховичами, она  видит в них сильную власть. Половцы ещё полвека помнили Мономаха. Поэтому  «путь из варяг в греки»  Русь потеряла только в 1166 году – через 40 лет. 
 Мономаховичи  ушли  из  Киевских земель, образовали  Московское государство, которое, расширяясь, стало  Россией.
Но что это за сильная власть, если не удержала Киевскую Русь?  Ольговичи помешали?  Половцы?  Ляхи? -   Это менталитет русинов : уходить от неприятностей, не тратить силы на разборки.  На новом месте – сами себе хозяева.  Но от этих хозяев простой люд уходил, бежал  на  юга  и  восток. Таким образом раздвигали границы. Следом за ними шли государевы  слуги.
 
   Смысл  «Слова» - призыв к единению.  Ярослав Мудрый (ум. 1054 г.) – при нём ещё в основном сохранялось политическое единство Руси.  Тут же появились половцы  ( а  у Нестора – в  1015 г.  -  после  Владимира  I  ).  После  Ярослава начались раздоры между князьями.   Обе полы сего времени  - от половцев и далее.  От начала  раздоров, разобщённости.   В это время появляется  Владимир Мономах, это  и  есть начало  «Слова»  и  начало  череды  событий, приведших  к  печальным  итогам  похода  Игоря.
       
 Всё  в  «Слове»  направлено  на  сравнения:
- беды  Русской  земли  больше  от  внутренних  распрей,  чем  от  половцев ;
- беды  Русской  земли   больше от  внешних  врагов  на  северо-западе,
  там  захватчики,    половцы  -  не  захватчики  земель ;
- после  Ярослава  начались  ,усилились,  «которы»= раздоры ;
- после  Ярослава  у  границ  появились  половцы,  они  беспокоили  русичей ;

- «Вдохновителем  общерусской  борьбы  с  половецкой  угрозой  стал   Владимир 
   Мономах, земли  которого  граничили  с  Половецкой  степью. Весной  1111 года,
   собрав  общерусскую  рать, он  нанёс  половцам  сокрушительный  удар. Остатки
   кочевников  ушли  в  глубь  степей. На  южных  границах  Руси  воцарился  покой.»
   ( учебник  истории   для  6-го  класса, 2003г.);

- Мономах  присмирил  половцев,  но  не  смог  вернуть  Днепр  (северное 
  Причерноморье);
-  с  этих  позиций  видно,  что  Святослав  в  1184г.  оказался  завоевателем,
  а  «старый  Владимир»,  от  которого  в  «Слове»  начинается  сравнение,  есть
  Мономах.
               
     Автор только один раз  указала  именно  на  Вл.Мономаха : - задиру  Олега Гориславича слышал  Ярослав в Киеве, а у  Владимира II  уши закладывало или он засовы задвигал  (два смысла).  Такая нелюбовь  между ними! Поэтому  и  Олег Святославич  признан  Гориславичем.   Но в последнее время проходит реабилитация  этого Гориславлича.
  В  «Слове»  есть  непрямые указания на  Мономаха.  Таковых  три :

1.        -  Ростислав утонул в Стугне  в   1093 г.  ( это брат  Мономаха). В одной  фразе  Ростислав    назван  три  раза,  если это первое  о  Мономахе, то   есть ещё два.
    Река Стугна  уношу Ростислава затворила,  плачет мать Ростислава по  уноше князе Ростиславе.  Уныша  цветы  жалобой.
2.         -  Всеслав  в ночи  волком рыскаше – и нападал, и  убегал. Убегал в  1078 г.  -  от  Мономаха
3.         - Шарукань  (дед  Кончака)  - побит в  1106 г. Мономахом.

          Автор  указывает  на  то,  что  его  не  смогли  одолеть  ни  свои, ни  чужие.
  О,  стонати  Русской  земли,  помянувше   первую  годину  ,лихую  годину  раздоров,и  первых   князей,   И    того  стараго  Владимира ,   которых    нельзя  бе  пригвоздить к горам Киевским.    У  вас  разборки,  но  мы   Киев  не  брали.
 Заметим, что в  «Слове»  нет ни одной даты, зато много двояких смыслов, что даёт возможность разным копателям находить своё желаемое. Смысл же в том, чтобы найти  что-то скрытое,  но  не  всегда  это  удаётся.
Ещё  смотрим:  первую  годину  и  первых  князей  того  старого  Владимира  нельзя…
Не  старый  Владимир, а  князья  его  и  после  него.
Как  и  задумано  было  :  от  старого  Владимира  до  нынешнего  Игоря.

                Есть  ещё  мотив :  христианизация  Руси.
-   тут  и   Траян,      преследовавший  христиан, 
-   тут  и   Всеслав,  представленный  язычником,
-   тут  и   Игорь,     представленный  христианином   только  в  конце   «Слова».

         Боян  начинает  свою песнь, можно  понять, и  от  Мономаха, и   от  Владимира I,  Бо Ян  продолжал дело  христианизации  Руси.  Боян -  песнотворец  Святослава киевского.  Он  помнит, что при  Владимире  Днепр   в  нижнем  течении    не  в   Руси. -  Автор  напоминает  ему  об  этом.
      До  Владимира  Мономаха   боевые  походы  князей,  в  том  числе  и  на  половцев, совершались  осенью  после  уборки  урожая .  Мономах  изменил  такое :  походы  на  половцев  стали  делать  весной.   Пошёл  на  половцев   весной  и  Игорь …
      У  автора  «Слова»  упомянутый   старый  Владимир – Владимир  Мономах.  Ему  достался  Словутич, который вырвался из Русской земли, пробил  еси  каменные горы сквозь  землю Половецкую. Так мог сказать половец! 
     В  «Cлове» упомяну и  Владимир помоложе. Со школы знаем, что  это с ы н   Игоря.  Но  у  А.Н.Сахарова ( Учебник истории,1998 г.)  автор «Слова» - киевлянин, а  участник похода   Владимир – брат жены Игоря, а  в 2004-м году  по каким-то причинам он  эти сведения  убрал.       
Д.Аль («Историю России рассказывает Санкт-Петербург»,2001г.)  утверждает, что  Игорь  есть  князь  путивльский,   а  Владимир – сын  Глебов, наверное, переяславский князь, который был ранен при осаде  Переяславля   Кончаком, который до  этого  с  Кзаком  разбил дружину  Игоря, а  Владимира взял в плен.
  Скорей  всего  Владимир Глебович,  брат  жены  Всеволода,  был  участником  похода, но  не  участником  боёв.
                Во  время  пребывания  в плену  Игорь много  чего  рассказал  своей  невестке.  Да  и  потом, когда  сын  с  женой  оказались  на  Русской  ( не  скажешь ведь:
в  Русской )   земле, рассказывал  о  побеге.  Он  сравнивал  свои  переживания, когда  он  переходил  Донец, с  историей  гибели  Ростислава.    А  Свобода  сравнивает  ситуации  возле    того  же  Переяславля:  Сула  уже  для  него  не  течёт,
а   Стугна  осталась киевской.
                Игорь  удачно  преодолел  препятствие.
                Владимир Глебович  был  ранен  в  бою. 
                А  Ростислав  погиб.   Он, в  отличие  от  Игоря, не  покаялся  в
                совершении  греха :  убил  преподобного  старца  Григория.
Для  сравнения :
-   храбрый  Мстислав, иже  зареза  Редедю  пред  полкы  касожскими,
-   красный  Роман Святославлич, убитый половцами  в  Тьмуторокани.
           Примеры  удачного  и  неудачного  действий.

                Б.А.Рыбаков, ( 1985г.,  27200 экз.) :
-   Автор  «Слова»  -  киевский  боярин,
-   Старый  Владимир  -  Мономах,
-   Первые  усобицы -  после  Ярослава  Мудрого, 1054г.,
-   Боян -  один   (или  с  Ходыной  ?) -  певец  «Ольговичей»,  а  автор  «Слова» -
    «Мономашичей»,
-   Троян – римский  император  (98-117гг.)
-   Нъ  се  зло – княже  ми  непособие  -  главная  фраза  поэмы   -  сожаление.
                А  « за  землю  Русскую,  за  раны  Игоревы» -  отмщение, патриотизм.
    
   Но  в  «Слове»  призывы  половчанки  к  покаянию   и  миру : 
        «Ребята! Давайте  жить  дружно!»   

                *     *     *


Рецензии
Интересный анализ " о бранях первых времен." Спасибо, Станислав! Творческих успехов Вам!

Галина Михалева   16.03.2019 04:35     Заявить о нарушении