Старый Владимир
2 - 4.
С Т А Р Ы Й В Л А Д И М И Р - М О Н О М А Х ?
Б.А.Рыбаков считает, что Боян – певец Ольговичей,
а автор «Слова» - Мономаховичей.
Это не совсем так.
По фрагменту «Слова» с описанием дел Гориславлича видно, что таким отношением к нему показана позиция Мономаховичей. Это не может означать , что Автор – за них.
Последний (Словный) Боян – в прямом подчинении у Святослава Вс..
И Автор - за Ольговичей, но не всех.
Автор восторгается Мономаховичами, она видит в них сильную власть. Половцы ещё полвека помнили Мономаха. Поэтому «путь из варяг в греки» Русь потеряла только в 1166 году – через 40 лет.
Мономаховичи ушли из Киевских земель, образовали Московское государство, которое, расширяясь, стало Россией.
Но что это за сильная власть, если не удержала Киевскую Русь? Ольговичи помешали? Половцы? Ляхи? - Это менталитет русинов : уходить от неприятностей, не тратить силы на разборки. На новом месте – сами себе хозяева. Но от этих хозяев простой люд уходил, бежал на юга и восток. Таким образом раздвигали границы. Следом за ними шли государевы слуги.
Смысл «Слова» - призыв к единению. Ярослав Мудрый (ум. 1054 г.) – при нём ещё в основном сохранялось политическое единство Руси. Тут же появились половцы ( а у Нестора – в 1015 г. - после Владимира I ). После Ярослава начались раздоры между князьями. Обе полы сего времени - от половцев и далее. От начала раздоров, разобщённости. В это время появляется Владимир Мономах, это и есть начало «Слова» и начало череды событий, приведших к печальным итогам похода Игоря.
Всё в «Слове» направлено на сравнения:
- беды Русской земли больше от внутренних распрей, чем от половцев ;
- беды Русской земли больше от внешних врагов на северо-западе,
там захватчики, половцы - не захватчики земель ;
- после Ярослава начались ,усилились, «которы»= раздоры ;
- после Ярослава у границ появились половцы, они беспокоили русичей ;
- «Вдохновителем общерусской борьбы с половецкой угрозой стал Владимир
Мономах, земли которого граничили с Половецкой степью. Весной 1111 года,
собрав общерусскую рать, он нанёс половцам сокрушительный удар. Остатки
кочевников ушли в глубь степей. На южных границах Руси воцарился покой.»
( учебник истории для 6-го класса, 2003г.);
- Мономах присмирил половцев, но не смог вернуть Днепр (северное
Причерноморье);
- с этих позиций видно, что Святослав в 1184г. оказался завоевателем,
а «старый Владимир», от которого в «Слове» начинается сравнение, есть
Мономах.
Автор только один раз указала именно на Вл.Мономаха : - задиру Олега Гориславича слышал Ярослав в Киеве, а у Владимира II уши закладывало или он засовы задвигал (два смысла). Такая нелюбовь между ними! Поэтому и Олег Святославич признан Гориславичем. Но в последнее время проходит реабилитация этого Гориславлича.
В «Слове» есть непрямые указания на Мономаха. Таковых три :
1. - Ростислав утонул в Стугне в 1093 г. ( это брат Мономаха). В одной фразе Ростислав назван три раза, если это первое о Мономахе, то есть ещё два.
Река Стугна уношу Ростислава затворила, плачет мать Ростислава по уноше князе Ростиславе. Уныша цветы жалобой.
2. - Всеслав в ночи волком рыскаше – и нападал, и убегал. Убегал в 1078 г. - от Мономаха
3. - Шарукань (дед Кончака) - побит в 1106 г. Мономахом.
Автор указывает на то, что его не смогли одолеть ни свои, ни чужие.
О, стонати Русской земли, помянувше первую годину ,лихую годину раздоров,и первых князей, И того стараго Владимира , которых нельзя бе пригвоздить к горам Киевским. У вас разборки, но мы Киев не брали.
Заметим, что в «Слове» нет ни одной даты, зато много двояких смыслов, что даёт возможность разным копателям находить своё желаемое. Смысл же в том, чтобы найти что-то скрытое, но не всегда это удаётся.
Ещё смотрим: первую годину и первых князей того старого Владимира нельзя…
Не старый Владимир, а князья его и после него.
Как и задумано было : от старого Владимира до нынешнего Игоря.
Есть ещё мотив : христианизация Руси.
- тут и Траян, преследовавший христиан,
- тут и Всеслав, представленный язычником,
- тут и Игорь, представленный христианином только в конце «Слова».
Боян начинает свою песнь, можно понять, и от Мономаха, и от Владимира I, Бо Ян продолжал дело христианизации Руси. Боян - песнотворец Святослава киевского. Он помнит, что при Владимире Днепр в нижнем течении не в Руси. - Автор напоминает ему об этом.
До Владимира Мономаха боевые походы князей, в том числе и на половцев, совершались осенью после уборки урожая . Мономах изменил такое : походы на половцев стали делать весной. Пошёл на половцев весной и Игорь …
У автора «Слова» упомянутый старый Владимир – Владимир Мономах. Ему достался Словутич, который вырвался из Русской земли, пробил еси каменные горы сквозь землю Половецкую. Так мог сказать половец!
В «Cлове» упомяну и Владимир помоложе. Со школы знаем, что это с ы н Игоря. Но у А.Н.Сахарова ( Учебник истории,1998 г.) автор «Слова» - киевлянин, а участник похода Владимир – брат жены Игоря, а в 2004-м году по каким-то причинам он эти сведения убрал.
Д.Аль («Историю России рассказывает Санкт-Петербург»,2001г.) утверждает, что Игорь есть князь путивльский, а Владимир – сын Глебов, наверное, переяславский князь, который был ранен при осаде Переяславля Кончаком, который до этого с Кзаком разбил дружину Игоря, а Владимира взял в плен.
Скорей всего Владимир Глебович, брат жены Всеволода, был участником похода, но не участником боёв.
Во время пребывания в плену Игорь много чего рассказал своей невестке. Да и потом, когда сын с женой оказались на Русской ( не скажешь ведь:
в Русской ) земле, рассказывал о побеге. Он сравнивал свои переживания, когда он переходил Донец, с историей гибели Ростислава. А Свобода сравнивает ситуации возле того же Переяславля: Сула уже для него не течёт,
а Стугна осталась киевской.
Игорь удачно преодолел препятствие.
Владимир Глебович был ранен в бою.
А Ростислав погиб. Он, в отличие от Игоря, не покаялся в
совершении греха : убил преподобного старца Григория.
Для сравнения :
- храбрый Мстислав, иже зареза Редедю пред полкы касожскими,
- красный Роман Святославлич, убитый половцами в Тьмуторокани.
Примеры удачного и неудачного действий.
Б.А.Рыбаков, ( 1985г., 27200 экз.) :
- Автор «Слова» - киевский боярин,
- Старый Владимир - Мономах,
- Первые усобицы - после Ярослава Мудрого, 1054г.,
- Боян - один (или с Ходыной ?) - певец «Ольговичей», а автор «Слова» -
«Мономашичей»,
- Троян – римский император (98-117гг.)
- Нъ се зло – княже ми непособие - главная фраза поэмы - сожаление.
А « за землю Русскую, за раны Игоревы» - отмщение, патриотизм.
Но в «Слове» призывы половчанки к покаянию и миру :
«Ребята! Давайте жить дружно!»
* * *
Свидетельство о публикации №217032600545
Галина Михалева 16.03.2019 04:35 Заявить о нарушении