Земля, которая стала родной. Часть 13

Удивительная природа северного края заглушала душевную боль, щедро одаривая нас всё новыми и новыми красотами. А мы ехали дальше...
 - Ах! Какой тёплый июль в этом году!- восхищался Тимо.
 - Да, погода замечательная! Июль - «сенокосный месяц» - вполне соответствует своему названию. - улыбнулась я.
 - Давай передохнём вон там. – предложил Тимо, указывая на ближайшую стоянку.
 Мы остановились. Вокруг было тихо и пустынно. Запах свежескошенной травы и сена, окропленного утренней росой, пьянил и успокаивал.
 Загадочная уютная Финляндия встречала новый день!
 - Тимо! Посмотри! Красотища-то, какая!
 Утренний туман, блуждая в приземистых скирдах, сонно плыл над полями...  Пушистые зайчата, словно шаловливые ребята, бегали по скошенной траве, весело играя в догонялки.
 - Господи! Вот оно царство земное! А воздух, какой! Пьёшь и не напьёшься...
 - Да-а-а! Повезло нынче финскому крестьянину с погодой! - радовался муж. - Чем жарче и суше июль, тем удачнее  сенокос. Будет чем зимой кормить скотину! У нас, на севере, в конце месяца заканчивается полярный день, и ночи становятся значительно длиннее...Уходит лето...
 - Тимо, на протяжении всего пути вдоль дороги установлены таблички с надписью «Мансикка». А что эти таблички означают?
 - Таня, в этих местах  очень развито сельское хозяйство! Здесь целыми плантациями выращивают клубнику, поэтому каждый фермер, да и просто крестьянин, так зазывает каждого путешествующего, предлагая купить или помочь убрать ягоды. - объяснил муж.
 - Скоро приедем в Турку, обязательно отведаем местной клубники. Финская клубника очень сладкая и душистая.
 - Мне интересно было бы посмотреть на финское фермерское хозяйство.
 - Таня! У моего брата своя животноводческая ферма, которая находится в 20 км от Турку, там как раз всё и увидишь. - улыбнулся муж.
 И вот мы уже свернули на узкую грунтовую дорогу, вдоль которой тянется лес. Бесконечный лес вскоре сменяется полем, на котором ровными рядами стоят скирды.
 Огромная территория фермерской  земли аккуратно разделена - тут и угодья под травы и зерновые, и пастбища для скота, а дальше в окружении леса - добротный финский дом с фермерскими постройками.
 - Ну, вот и добрались. - облегчённо вздохнул муж.
 - Тимо! А вдруг опять состоится неприятный разговор. – заволновалась я.
 - Не волнуйся ! Мой брат Юкка - добрый человек! Да и Оути, жена его, приветливая!  Всё будет хорошо!
 Первый, кто выбежал к нам навстречу, так это рыжий пушистый кот.
 - Терве, терве! - улыбался Тимо, почёсывая ушко игривого хозяина. - Ну, показывай свои владения!
 Кот, крутился под ногами, ожидая продолжения ласк, а затем решительно направился к дому, словно приглашая нас идти за ним.
 Я уже была уверена, что здесь живут добрые люди. Душа успокаивалась...
 Тёплые рукопожатия, радостные приветствия и доброжелательные улыбки хозяев сняли напряжение.
 И вот, мы уже сидим за большим обеденным столом. Тимо душевно беседует с братом, а я не спеша погружаюсь в жизнь фермерского хозяйства, прислушиваясь к его звукам и запахам.  В открытое настежь окно с потоками утренней прохлады нежной струйкой льётся жасминовый дух. В  белоснежных цветах жужжат труженики-пчёлы. В  прозрачном воздухе неторопливо пролетают грузные шмели. Благоухающий сад вокруг дома усиливает волшебную атмосферу. Громкое «КУ-КА-РЕ-КУ!» и глухое мычание коров откликаются в душе далёким родным эхом из детства.
 - Как здесь легко дышится, наверное,  потому что здесь живут добрые люди. - размышляла я.
 В Юкке я видела хозяина, твердо стоящего на этой суровой малоплодородной земле. Добрая улыбка, умные, слегка прищуренные, глаза, огромные ладони указывали на то, что ему по плечу все трудности нелёгкой крестьянской жизни.
 Оути - образец  гостеприимства.
 - Вот, пожалуйста, парное молоко! С утренней дойки! - потчевала нас добродушная хозяюшка. - Вот хлебушек, тоже свой. Сегодня испекла.
 Юкка поставил на стол банку с мёдом  и весело добавил:
 - Угощайтесь! - все продукты с нашего двора.
 - Значит, экологически чистые! - улыбнулся Тимо.
 - М-м-м! Какое вкусное молочко! Настоящее! Его вкус невозможно забыть! Такое молоко и  деревенский воздух лечат и душу, и тело! – благодарила я хозяев.
 Я смотрела на гостеприимных хозяев и думала:
 - Как хорошо, что есть такие пары!  С первого взгляда видно, что Юкка и Оутти созданы друг для друга, словно части единого целого.
 А после завтрака Юкка  пригласил нас посетить фермерский коровник.
 По пути он рассказал, о том, что  коров они кормят в основном травой выращенной на своих гектарах.
 - Землю удобряем органическими удобрениями, а минеральные удобрения используем очень редко. Чистый, лесной воздух и хорошая трава - вот залог качественного молока! Молоко - это здоровье детей и взрослых. -  увлеченно объяснял фермер.
 Юкка пригласил нас в небольшое помещение, где находилось все, что необходимо для содержания коровника: компьютеры управления автоматикой, документация и пособия.
 Здесь мы облачились в белые халаты, одноразовые бахилы и отправились в коровник.
 - А кто ведёт бухгалтерию. - интересовалась я.
 - Этим заведует жена. - улыбнулся фермер. - Если что-то у нас не получается в расчётах, вызываем специалиста из компании Valio. Заодно скажу вам, что наша ферма входит в один из кооперативов-собственников доблестной компании Valio.
 - А кто является собственником этой компании? Наверное, это топ-менеджеры, советы директоров или олигархи! – спросила я.
 - Не-е-ет, никаких олигархов! Что ты! - засмеялся Юкка. - В нашей компании, очень дружелюбные и трудолюбивые люди. Все мы и являемся настоящими собственниками компании Valio. Фермы объединены в кооперативы и владеют их паями. А кооперативы, в свою очередь, владеют акциями Valio. Правление  состоит из четырех фермеров. В наблюдательном совете около двух десятков человек, большинство тоже собственники молочных ферм. Поэтому решения принимаются с учетом требований фермерского сообщества. Мы  чувствуем себя частью большой семьи. Главное, чтобы была стабильность, и закупочные цены несильно колебались. Иначе трудно инвестировать.
 - А если вы прекратите производить молоко? Что тогда?
 -Тогда нам возвратят наш пай. 
 - Справедливо!
 Огромный коровник с высокой крышей, напоминал спортивную арену. На окнах жалюзи, регулирующие количество солнечного света и воздухообмен.
 - Вентилятор, включаем по необходимости. Корм подается механическим способом строго по таймеру.
 - А для чего эти щётки?
 - Это массажные щетки,- пояснил Юкка. – Корова подходит ближе, они тут же автоматически срабатывают.
 Навозоуборочные автоматы работают с налаженной  регулярностью, поэтому запах коровника особо не чувствуется.
 - Ой! Как всё интересно! А здесь что?-  кивнула я в сторону маленького загона.
 В нише стояли бочки из нержавейки с соской и всякими индикаторами.
 - Это ясли для телят. - улыбнулся Юкка.
 - А сколько на вашей ферме коров?
 - У  нас 70 коров и 50 бычков!
 - Как же вы управляетесь с таким хозяйством? - удивлялась я.
 - Нам помогают  умные и ловкие механические руки. Вот здесь открывается бортик, одна из коров самостоятельно проходит  на дойку в спецзагон. Сначала робот моет все четыре соска вымени. Затем к ним «прилипают» доильные стаканы. Один поворот механизма, другой,  и молоко струится по шлангам в емкости. А экран компьютера показывает информацию: имя и номер коровы, время предыдущей дойки, количество молока, скорость молокоотдачи. Не проходит и пяти минут, и дойка заканчивается. Вот и всё! А корова тем временем получает приманочный комбикорм - это как конфета для ребенка, вроде поощрения за хорошее поведение.
 - А планы по сдаче молока какиe?
 - Тысяча тонн в год! - пояснил Юкка.
 Я задумалась...
 - А сейчас пройдём на пастбище. - пригласил радушный фермер.
 На огромном лугу вольно разгуливали ухоженные породистые бурёнки. Одни мирно жевали жвачку,  другие   лежали на траве, третьи щипали траву -  короче, каждая нагуливала новую порцию молока. При нашем приближении коровы дружно повернули головы в нашу сторону.
 - Ай! Какие красавицы! - не выдержала я. – А самые резвые не убегают из стада?
 - У каждого животного имеется свой биометрический паспорт и навигатор, который прикреплен к каждой корове.- так что таких случаев не наблюдалось. - улыбнулся Юкка.
 Одна из коров подошла к хозяину.
 - А она не бодается?
 - Ну что вы, - удивился Юкка. - Она же очень добрая и любимая, и об этом она знает.
 Юкка потрепал её и что-то прошептал на ухо. Та в знак благодарности облизала хозяина с ног до головы.
 - Чем комфортнее корове, тем лучше молоко. Вот так мы и живём. - добавил Юкка. - Управляемся с женой, да еще и дети помогают. Они всегда в курсе фермерских дел! Мы их приучаем с детства к сельскому труду. Кому-то из троих будет по душе фермерская работа, тот и продолжит наше дело.
 - А у ваших соседей тоже есть своя ферма? - не отставала я.
 - Тут почти у каждого  своё хозяйство.  У Ёнаса -  свинная ферма, а сосед Пааво уже много лет разводит лошадей! Лошадка - верный помощник крестьянину. Наша  фермерская жизнь проходит в тесной связи с землей, с природой.
 - А государство чем-нибудь вам помогает?
 - А как же!  Государство предоставляет нам субсидии на инвестиции. Или освобождает от налога при покупке топлива для сельскохозяйственных нужд. А это, между прочим, 24%.
 - Таня, топливо для сельскохозяйственных машин  специально подкрашивают, так что его ни украсть, ни перепродать по высокой цене. Нам, фермерам, даже свою машину им заправить нельзя. Полиция в любой момент может остановить и проверить цвет бензина.
 - Ну, что? Как вам наша ферма?! - улыбнулся Юкка.
 - Скажу прямо - образцовая ферма! Хорошо у вас! - восторженно произнесла я.
 - Да-а-а! Молодцы! Нечего добавить! - оценил Тимо.
 - Огромное хозяйство! Трудно, наверное? А может у вас есть свой секрет? – не выдержала я.
 - Работаем с утра до ночи без выходных. Коровам не объяснишь, что бывают праздники и выходные. Кормить и доить надо ежедневно. Ну, и обязательно придерживаемся стандартов качества. Вот и весь секрет.
 - А это наш гараж! - гордо произнёс фермер.
 Чистые тракторы, косилка «Вольво» стояли в полной готовности,  как заправские солдаты. Ухоженный инвентарь указывал на то, что здесь живут старательные и аккуратные хозяева.
 - Проходите в дом, отдыхайте! Устали, наверное, с дороги! – предложил Юкка. - А я, пожалуй, займусь техникой. Сенокос начался, надо всё перепроверить.
 - Да, передохнём и двинемся в обратный путь.
 -  Как? Не успели приехать и уже в обратный путь собрались! Оставайтесь с ночёвкой!  Сходим в баню, хорошенько отдохнёте, а утром с новыми силами поедете! Вечером  можем навестить наших соседей Пирьё и Юхани. Здесь недалеко. У них огромные клубничные поля. Заодно увидите, как они выращивают клубнику.
 - А что, Тимо, давай так и сделаем. Да и Настя с детьми вон как подружилась.
 - Хорошо, остаёмся! - весело поддержал муж. - Таня, я помогу брату с техникой, а вы с Оути занимайтесь хозяйством.
 Скошенная трава блаженно сушилась под лучами жаркого июльского солнца. Оути аккуратно переворачивала ароматное сено и приговаривала:
 - Высохла трава, полегчала. Будет хороший корм для наших коров. Большую часть сена Юкка упакует в тюки, а здесь поставим скирды. Ловкие руки радушной хозяюшки играючи собирали вилами траву и легко подкидывали в стог.
 - Таня, вот так, так! Молодец!
 - Господи! Как человеку мало надо! Всего лишь несколько тёплых слов, и  душа оттаяла! Я уже готова была свернуть горы для этих добрых людей.
 - Пойдём в дом, передохнем, кофейком побалуемся. - улыбнулась Оути.
 По пути мы зашли в курятник.
 - Проходи! - пригласила Оути.
 - Ой, какие хорошенькие цыплятки! - радовалась я.
 Вскоре моё внимание привлёк петух, который с гордо поднятой головой демонстрировал курам свою значимость.  Как вожак, он наблюдал за всем, что происходит на его территории. Он важно прохаживался от одной курочки к другой, то и дело косо поглядывая в нашу сторону, а вскоре  от избытка чувств огласил окрестность звонким «Кукареку!».
 Я смотрела на весёлое хозяйство, и почувствовала, что непроизвольная улыбка давно поселилась на моём лице.
 Оути улыбнулась в ответ и поделилась:
 - Это наш образ жизни, и без этого мы себя не мыслим!
 А под вечер, когда спала жара, на велосипедах через поле по хорошо укатанной дороге мы отправились к «клубничным соседям».
 - Хей! Пирьё! - поприветствовала хозяйку Оути.
 - Хей! Гей! Как дела?
 - Хорошо! Слава Богу!
 - Вот привезла вам молока. А это наши гости. - представила нас Оути.
 - В дом приглашать не буду, пойдём сразу на поле. - предложила хозяйка.
 Огромные клубничные плантации раскинулись перед нами. Какой  воздух! Чем больше я вдыхаю,  тем больше хочется дышать! В нём столько энергии!
 Ягода крупная, сочная и ароматная! А какая вкусная!
 - Пожалуйста, это вам! Кушайте на здоровье! - улыбалась Пирьё , вручая на прощание корзину с отборной клубникой.
 Мы с Оути возвращались, а я всё думала;
 - Каким же трудом достаются эти поля! С каждого метра земли надо выкорчевать лес, вытащить валуны, удобрить землю. Тяжёлый труд фермеров. Я выросла в деревне и знаю, как непросто работать на земле! Как надо любить землю, чтобы вырастить такую клубнику на северной земле.
 Время в гостях пролетело быстро. Утром, попрощавшись с радушными хозяевами, мы отправились в обратный путь.
 Я  смотрела на проплывающие мимо гороховые и рапсовые поля, леса, перелески, голубоглазые озёра и подсчитывала в уме:
  - Это же, сколько надо надоить молока при норме тысяча тонн в год. Ого-го! В моей деревне это считалось бы так: три ведра и банка от каждой коровы ежедневно. Это настоящие рекордистки!
 Молодцы финны! И колорадского жука у них нет! И нет лазеек для воровства! Всё у них продуманно! Везде порядок и слаженность. Родина любит своих фермеров и помогает им.
 Неужели это и есть тот самый капитализм с человеческим лицом, о котором так долго молчали большевики?
 - Ох, и не лёгкий  крестьянский труд, какой бы цивилизованной не была страна! - вырвалось у меня.
 -  Да, Таня. Труженики-крестьяне - соль Земли! Так жили испокон веков их отцы и деды, и так будут жить их дети, чувствуя непрерывную связь поколений. Жизнь крестьян связана с сельским укладом, и именно они составляют в любой стране ту часть народа, которая и является корнем нации.

            Продолжение тут: http://proza.ru/2017/04/06/730


Рецензии