A la Prima
О творчестве человека, который обладает техникой живописи в литературе.
"Точно не знаю, что побуждает меня писать, скорее всего эгоистичное чувство удовольствия от самого процесса написания, а может быть, что-то не менее существенное, в чем мне недосуг разбираться и докапываться." Если я поставлю эти слова Бориса Цветова эпиграфом к его творчеству, тогда тихо, разрывая сердце болью неосуществлённого, прозвучит голос Геннадия Шпаликова:
" Пусть моя строка другою заслонится,
Но благодарю судьбу свою
Я за право творческой бессонницы
И за счастье рядовых в строю".
И захочется спорить, доказывая сомнительность " рядового в строю". А это совсем не тот случай, когда "истина рождается в споре" : рассказы и миниатюры Бориса Цветова живут в особой Гармонии и Тишине Души, которые создают неповторимый мир человека, как его собственный Дом.
Помню, как я впервые зашла в этот Дом- чистый и уютный, немного старомодный в своей открытости и доверчивости. Среди глубоких февральских снегов моей памяти я видела, нет скорее чувствовала , как " летний вечерний ветерок подергивал выцветшие до белизны ситцевые занавески на окнах" и тогда что-то тоскливо-сладостное сжималось и ныло в груди, заставляя на цыпочках, медленно и осторожно идти по этому Дому, который " пленил своей простой красотой" и светом живой Души. Казалось, я могу найти слова, чтобы описать трепетное волнение от этой встречи, однако, моя душа, прикоснувшись к " Запаху неведомого прошлого", была настолько очарована "игрой света и тени, буйством красок цветов, чувственным запахом земли, ароматом яблок и цветов, воздухом, который дробился и проникал в легкие легко и свободно, переполняя душу и тело пьянящей свежестью", чем-то бесконечно сокровенным и "еще чем-то тонким, родным и близким, неподдающимся описанию", что я невольно замирала, словно от детского предвкушения Праздника. Как , впрочем, и то послевкусие, оставшееся после прочтения... Когда " вдруг родной запах взбудоражит внезапным своим появлением, невесть как отыскав, проникает в кровь и будит воспоминания о неведомом далеком прошлом"...
Рассказов немного: "Записки хранителя", "Запах неведомого прошлого", "Забавы ради", " Василия не хватает", " Дежавю" и " Однажды в Нью-Йорке", стоящий особняком от предыдущих рассказов по манере написания, тональности, и стилю, что, однако, не делает его менее талантливым.
Во всех рассказах Борис Цветов удивительным образом соединил Живопись и Литературу. Органично и мастерски. Жизнь нарисована воздушными мазками прозрачной акварели и легкими штрихами пастели." Всему виной моя случайная прогулка по ночному весеннему городу. Пьянящий дурман прохладного ароматного воздуха, луна, плывущая впереди и подглядывающая за тобой сквозь кроны деревьев, наполнили душу сентиментом и волнительным ощущением чего - то очень знакомого, одновременно далекого и бесконечно близкого. Ни с чем несравнимое ощущение невероятной сладкой тоски и трепетной влюбленности, заставляющие сердце биться толчками, легкие - наполняться и сжиматься от глубоких и бесполезных вздохов" ( " Дежавю")
Кисти и палитра художника создают Слово, в котором , перефразируя Эдуарда Манэ"единственным героем" становится свет. Свет души. И появляются рассказы , отражающие мимолётные состояния этой Души. Рассказы, словно, написанные Клодом Мoнэ, где сюжетом является Атмосфера. Атмосфера Прошлого с красочными переливами воспоминаний Детства и Размышлений Зрелости. Атмосфера настроения. Импрессионизм в литературе Цветова пленит метаморфозой самой атмосферы с не линейной, а воздушной перспективой.
Рассказы наполнены луговым ароматным разнотравием "Именно запахи, как я давно понял, и сохраняются в «чипах» нашей памяти в файле под названием «Томительно-щемящие воспоминания сердца».( " Запах далёкого прошлого") Художник" смешивает мастихином масляные краски, вдыхая аромат льняного масла и дамарного лака, набрасывая краски на холст, пытаясь отдать ему задуманное и прочувствованное..." И возникают образы далёкого прошлого. “ Летний вечерний ветерок подергивал выцветшие до белизны ситцевые занавески на окнах, проникал в помещение вместе с ароматом яблок, чтобы смешаться с дыханием людей, с запахом их тел, домашней утвари и навеки впитаться в стены дома, в одежду и в души. И дальше, намного позже, вдруг взбудоражить их воспоминания внезапной узнаваемостью этого запаха, где - бы они не находились”
Читая Бориса Цветова, я настойчиво пытаюсь понять, в чём же его обаяние. Почему его Слово так волнует, поднимая в душе что-то пронзительно тонкое и щемящее. И с удивлением замечаю, что рядом с мальчишкой, который " смотрит сквозь окно своего детства" сидит девчонка,которая смотрит сквозь это же самое окно … “Конечно же, такое уже случалось со мной в моей предыдущей жизни, прошлой далекой жизни. Которую отделяют от моей нынешней мелькающая карусель времен года и убегающая вереница вагончиков прожитых лет. И много раз сменившиеся атомы и молекулы, образующие мое теперешнее тело. И только память не дает разделить прошлое и настоящее, пытаясь склеить их в одну, мою единственную жизнь. ”
Тихо и осторожно иду по незнакомому дому, в котором , как мне начинает казаться, я уже когда-то была, предчувствуя и пугаясь соприкосновения судеб, созвучий и совпадений. И я тоже " отхожу от окна моего детства, которого и нет уже, как и большинства из тех, к кому прикоснулся здесь памятью своею, ухожу и оглядываюсь в размытые образы, неразборчивые черты, запахи и линии. Ухожу все дальше и дальше, дальше и дальше..., запрятав обратно в душу эти воспоминания, туда, где все самое ценное мое хранится”
Не случайно, автор условно называет себя” «хранитель»,объясняя это:” поскольку большинство моих близких, тогдашних друзей и знакомых по разным причинам покинули город и разлетелись в разные города и страны, в том числе, и в самом далеком направлении, откуда, полагаю, может вернуться только душа, и то по воле Создателя, когда он сочтет, что эта душа достаточно выстоялась в небесном карантине и для нее появилось подходящее тело, которое она заслужила и в котором ей следует либо искупать прошлые грехи, либо двигаться дальше в развитие." Но это уже другая тема, а ему- «хранителю» надо выполнять свои задачи, которые он сам на себя возложил. Он живёт в новом городе и хранит воспоминания о старом. О людях, с которыми он шагал по улицам старого города, имел удовольствие разговаривать, смеяться и всепонимающе молчать..." Еще имею возможность оставлять цветы на каменных плитах родителей и близких, которых я проводил навсегда и чьи души очень далеко."
Ловлю себя на мысли, что в Слово автора входишь, словно в неведомый, загадочный и зовущий Океан, испытывая удивление и наслаждение. Слово может быть нежным,как первая влюблённость или страстным, как неудержимо влекущая любовь зрелости.Слово, которое oщущается физическим прикосновением весеннего солнца, проникая и растекаясь по всем твоим клеточкам, как по всему мирозданию. Или наоборот- по бесконечному мирозданию, как по твоим необъятным клеточкам, что, впрочем, одно и тоже. Слово грациозное. Изящное. Элегантное. Когда нет ничего вычурного, надуманного или кичливого. Слово с прекрасным чувством юмора, иронии и самоиронии. Слово пульсирующее, мерцающее, искрящееся Жизнью.
Несомненно, читатель обратит внимание на то, что автор- талантливый мастер портрета, где каждый штрих отмечен светлой ноткой грусти и любви." Вся его фигура была не высокая, не мощная, а немного расслабленная. Несколько неорганизованная походка выдавала в этом человеке не столь целенаправленность, сколько мечтательность и склонность к размышлениям. О том же свидетельствовали и глаза, которые смотрели открыто и слегка близоруко сразу на весь мир, а может быть, наоборот, внутрь себя. Что, впрочем, одно и то же. На губах присутствовала едва заметная, чуть насмешливая улыбка, выдающая легкую саркастичность и присутствие иронии. Нет, скорее самоиронии. ”
Повествования выдают нам автора,-"пришельца"- человека с тонкой и трепетной душевной волной, обладающей диапазоном длины от миллиметрового единения до многокилометрового " всепонимающего молчания"." Вообще, человек, вероятнее всего, был пришельцем, появившимся на земле, как чаще всего им свойственно, в не совсем подходящем месте и времени. Капнувшая ему на темечко божественная капля интеллигентности в момент рождения, а может быть «прилета», навек приговорила его душу к мучительной ранимости, почти болезненной совестливости и, заодно, любви к музыке, истории и литературе. “
А для любимого города Борис Цветов находит разнообразие оттенков слов-красок, превращающее это место в источник магнитного притяжения, словно Бульвар Капуцинок, где уже узнаваемы Ренуар, Сислей, Моне, Сезанн, Писсарро и Дега :” Старый Витебск умиротворенно отдавал тепло, готовясь к вечерней прохладе. Улицы города, плавно сужаясь, уходили вниз и снова поднимались по пологим холмам. Кирпичные и деревянные дома, тесно прижавшись друг к другу, вереницей скатывались по ним, чтобы снова появиться и расплыться прозрачной акварелью, слившись с холмами в яблочном аромате воздуха. Постройки, пленяющие своей простой красотой, утопали в зелени деревьев, и казалось, что имеют свою душу, впрочем, как и сам город, приютивший в себе тихих, добрых, трудолюбивых и талантливых людей. Он берег их и закладывал в сердца нежную любовь, пожизненную память и сладкую тоску, как будто знал, что всем им предстоит пережить много боли, трудностей, испытаний и перемен, и большинству никогда не суждено будет вернуться в этот их сказочный мир.” ( " Запах неведомого прошлого")
Мир Бориса Цветова -мир воспоминаний сердца, поэтому рассказы написаны с любовью, упоительно красивым русским языком. Правильным, трепетным, чувственным...
Творческий процесс автора, как дорога к самому себе: "Буду смешивать мастихином масляные краски, вдыхая аромат льняного масла и дамарного лака, набрасывать краски на холст, пытаясь отдать ему задуманное и прочувствованное, буду мучиться искать цвет, свет и лепить форму до тех пор, пока холст не начнет отдавать мне обратно нежное тепло и свет портретов, ностальгию по родным и близким сердцу пейзажам." ( Забавы ради")
Мне незнакомы мучительные поиски автора. Я смотрю на готовую картину и вижу тональную и цветовую гармонию в цельности изображения. Этот особый вид живописи в слове восхищает иллюзорностью быстрого написания (в один сеанс), при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий красочного слова. Создаётся убеждение,что достоинства техники A la Prima в живописи, имеют аналогичное правило и в литературе - не предполагаются многократные прописки, что и позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний. И тогда лейтмотивом звучащие слова "Может быть, мои работы когда-нибудь кому-то отдадут и мое тепло, и в тайне буду надеяться, что Создатель, вдохнувший в меня жизнь, сделал это не просто для забавы", находят ответ в наших сердцах- ведь рассказы отдают НАМ ” обратно нежное тепло и свет портретов”. Ностальгия писателя-художника по родным и близким сердцу пейзажам превращается в нашу.
Ещё хочется непременно сказать, что прикасаясь к творчеству Б. Цветова, "душа бьётся о стенки сердца и просится наружу". И уже я, а не автор, открываю" створку и выпускаю ее полетать. Душа взмывает" выше крон деревьев, шуганув двух свихнувшихся от весны котов на крыше, пролетает вдоль кирпичных стен, портиков и карнизов кирпичных домов, любуясь ими, и редкими, интимно светящимися желтым светом, чужими окнами. И наконец, притормозив и качнув крыльями, лихо ударяет аккордом по провисающим струнам проводов, и, заложив крутой вираж, устремляется в родное небо, тщась обрести покой и умиротворение." И мне совсем не хочется " загонять ее обратно в сердце. Но только душа и сердце вместе способны ощутить, как нестерпимо хороши весенняя ночь и сама жизнь."
Оказавшись в стихии вечного движения круговорота жизни, вспомнился Николай Заболоцкий.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
И порадовалась моя душа, что живопись может переплетаться с литературой, и читатели могут прикоснуться к таланту человека, обладающего техникой живописи в литературе!
http://www.proza.ru/avtor/sanch87
Свидетельство о публикации №217032600085