Чай из самовара

  Каждый год в мамин день рождения я перебираю старые фотографии и вспоминаю о ней что-то интересное. Вот на этом фото за столом, накрытым во дворе дома для чаепития, сидят женщины, а одну из них обнимает моя мама. В центре стола возвышается большой самовар, а на столе пироги, печенье, конфеты. Вот я и расскажу эту историю.
 Мама с двенадцати лет осталась без родителей. Я уже писала в рассказе "Про девочку Капу", что ее отца забрали и отправили в лагерь на Колыму, как врага народа, а ее мама вскоре умерла. Маме моей пришлось одной защищать и растить своего младшего братика Гришу в детском доме для детей врагов народа.
 Столько горя и одиночества пережила моя мама, столько отторжения от пугливых односельчан-соседей, что выйдя замуж, мечтала иметь большую дружную семью, чтобы все друг друга любили и поддерживали. Мечтала иметь дружных соседей, уютный двор. Чтобы можно было всем двором чай пить из самовара, истории рассказывать, песни петь.
Однажды летом мама сказала отцу:
-Семен, сколоти-ка стол большой, чтоб во дворе у подъезда поставить.
-Зачем еще?- насторожился отец.
-Вот бы нам всем двором чай попить из нашего самовара, а?- осторожно начала мама.
-Опять хочешь всех подружить? Да зачем тебе это? Пирогов, поди, для всех решила напечь?- заводился отец.
- Ну так я всем скажу, пусть от каждой квартиры приносят что-нибудь к столу, вот нам и будет ладно да весело,- успокаивала его мама.
  Отец сначала ворчал, иногда кричал, но маму переубедить было невозможно.
Бурча и матерясь, отец взялся за дело. Стол был сколочен, его поставили у нашего подъезда.
 В назначенный вечер мама накрыла его клеенкой, поставила наш семейный самовар, чай из которого мы любили пить на балконе летом. Отец раскочегарил его старым сапогом, мама заварила душистый байховый чай, нарезала пирог с картошкой, насыпала карамельки-подушечки "дунькину радость" в вазочку и они с отцом стали ждать.
 Первой пришла тетя Рая из соседнего подъезда. Потом подтянулись и другие соседки. А когда уже почти все собрались, мама забеспокоилась, что нет тети Сони.
  Тетя Соня была из сосланных крымских татар, говорила смешно, перемежая в  речи  сибирский говор и татарские ругательства, а все мужское у нее было женского рода. Семья тети Сони жила под нами на первом этаже. С самых первых дней, как только мои родители получили квартиру в доме, тетя Соня и мама подружились. Дружили крепко, но это не мешало им  периодически ссориться. Ссоры были разные и по любому поводу. Но всегда тетя Соня все переводила на любимую тему:
 -Ты, Капка, дура! Зачем жалеш мужиков? Мужик -тьфу! Всегда бабу найдет. А ты жалеш. Тьфу!
  В этот раз ссора, как всегда, была по глупости, но затяжной. Мама встала и пошла звать тетю Соню. Все притихли и стали прислушиваться. Стол стоял близко к ее окнам и через открытую форточку все было слышно.
  -Соня! Соня! – крикнула мама, открыв дверь ее квартиры.
  - Че нада?- грозно отозвалась тетя Соня.
  -Иди сюда, давай мириться будем,- попросила мама.
  - Некода мне, ужин нада варить,- проворчала тетя Соня.
  -Соня, пойдем чай пить во двор, мы уже и самовар, и стряпни всякой  принесли, там и поедим,- уговаривала ее мама.
  -А Вовка? А Санька? Они-то че, голодать будут?- язвила тетя Соня.
  -Так мы всех зовем, и твоих мужиков обязательно покормим!- убеждала ее мама.
 Санька- это муж тети Сони, тихий и молчаливый татарин, а Вовка- ее младший сын, мой дворовый приятель, можно сказать друг детства. Мы вместе и в песочнице играли, и клад искали, и штаб строили.
 Тетя Соня что-то проворчала, потом крикнула:
  -Иди! Чичас приду!
  Мама вернулась и все стали пить чай.
Через несколько минут из подъезда вышла тетя Соня. На ней была новая кофта и светлый платок. Она молча села, поджав губы. Мама обрадовалась, что ее подруга все же пришла, сразу же налила ей чаю и поставила блюдце с пирогом.
  -Соня, ты не переживай, мы тут всем нашим мужикам и пироги, и печенье, и конфеты оставили, вот здесь под салфеткой. Всех накормим!- сказала мама.
 А потом не выдержала, поднялась и обняла свою подругу.
  - Дура ты, Капка!- примирительно сказала тетя Соня.
  Вот этот момент и запечатлел мой отец, когда насытившись, встал из-за стола.
Потому что всегда носил с собой фотоаппарат.

 

 


Рецензии