Месть

Как-то, ещё в советские времена, когда я был молодым и немного безалаберным, после очередного увольнения с насиженного пятой точкой места, я по своей многолетней привычке размял кости на очередном калыме, а ближе к осени решил не возвращаться на постылую инженерную работу. Увидев объявление, что в расположенной в трёх минутах ходьбы от моего дома типографии «Наука» требуется прессовщик бумаги, я отправился устраиваться на работу. В отделе кадров сильно удивились тому, что человек с высшим образованием претендует на столь прозаическую должность, но в связи с тем, что местный прессовщик ушёл в многодневный запой, а бумажных отходов скопилось не просто много, а очень много, меня попросили приступить к работе немедленно, не ожидая оформления.

Вечером того же дня, позвав на помощь своего младшего брата, я приступил к новой работе. Работали всю ночь. Разгребая жуткие завалы и кашляя от пыли, мы упаковали несколько тюков бумаги, а на следующий день в отделе кадров мне вернули мою трудовую книжку – у постоянного работника по прессовке бумаги запой окончился. Заплатить за ночную работу неоформленному человеку оказалось невозможным. Так я и ушёл не солоно хлебавши, а через месяц устроился по своей основной специальности на Вычислительный центр «Главнефтеснаба». Главный инженер, подозрительно рассмотрев мою трудовую с довольно приличным перечнем мест трудовой деятельности и с не менее подозрительными временными перерывами между ними, с неохотой принял меня на рядовую должность с испытательным сроком. Для меня это было делом привычным, и вскоре я приступил к работе. Специальность же у меня была в то время – инженер-экономист по автоматизированным системам управлениям (АСУ).

Было такое направление в народном хозяйстве, как оказалось впоследствии, тупиковое. Согласно решению партии и правительства, организации, затрачивая миллионы, организовывали вычислительные центры, принимали на работу десятки специалистов обслуживающего персонала и разработчиков АСУ, чтобы автоматизировать те или иные расчёты, сделать которые могли вручную пара-тройка человек. Нужно сказать, что в организациях, которым сверху навязывали АСУ, понимали идиотизм всей этой затеи и работников этой сферы, мягко говоря, недолюбливали. Тем более, что "асушники" доставали их свои расспросами о тонкостях документооборота, который им нужно было автоматизировать.

Зная, как лучше всего изучить документооборот, я пришёл в плановый отдел «Главнефтеснаба», представился и предложил свою помощь. Плановики поначалу немного опешили, а потом, несказанно обрадовавшись подвалившей бесплатной помощи, попросили меня разгрести завалы с заявками на дополнительные фонды. Нужно сказать, что в плановые советские времена все комплектующие (нефтепродукты в том числе) распределялись строго по выделенным фондам. Для того и существовали такие конторы, как «Главнефтеснаб». Мне дали список различных марок топлива и масел с указанием наличия их фондовых остатков и заявки от различных организаций с просьбой выделения им дополнительных фондов на эти нефтепродукты. В мои обязанности входило помечать на заявках, сколько выделить допфондов по той или иной позиции, одновременно уменьшая на это число имеющейся резерв. Мне кратко объяснили принцип моей работы: удовлетворять лишь некоторые позиции из запрошенного списка, причём не полностью, учитывая не очень значительную величину резерва. Напротив же отклонённых позиций помечать «Отказать».

Подсчитав количество заявок и соизмерив их с нераспределёнными остатками, я приступил к столь важному для кого-то, но рутинному для работников «Главнефтеснаба» труду. Перебирая бумаги, я помечал на заявках цифру, на которую увеличивались выделенные фонды той или иной организации, одновременно уменьшая на эту цифру резервное количество имеющихся фондов. И вдруг в мои руки попадает заявка от знакомой мне организации – типографии «Наука». До сих про помню с каким наслаждением я писал напротив каждой позиции резолюцию: «Отказать»!

P.S. Через лет десять, работая в издательской сфере, я приобрёл дачу в садоводческом кооперативе «Полиграфист». Там я познакомился с бывшим начальником снабжения типографии «Наука». И как-то за рюмкой чая я поведал ему эту историю. Оказывается, он хорошо запомнил тот год, когда неожиданно «Главнефтеснаб» отказал им по всем позициям в заявке на выделение дополнительных фондов, чего не бывало никогда. Разговоров по этому поводу было много, но никто даже не подозревал, что всё это было лишь ценой за неоплаченную ночную работу по прессовке бумаги в жутких антисанитарных условиях.


Рецензии