Школьные сны

   Десять  лет  уже  на  пенсии,  а  сны  про  школу  снятся. Говорят,  так  не  у одной  меня.  Видимо, и правда,  "бывших учителей не  бывает". И будут  эти "школьные сны"  сниться  до  конца  жизни. Причём  снятся, в  основном,  кошмары. Было же  много  хорошего, а снятся кошмары.  Но и это объяснимо - кошмары  человеку снятся тогда, когда сердце с ритма  сбивается, а  с возрастом  оно не  очень-то  здоровое. И давление  подводит, особенно  под  утро,  часов  в  пять. Бывает  бессонница  мучает всю ночь,  к  утру  только заснёшь, вот  тут  и начинается...
   То снится, что  дети  какие-то  не  внимательные, отвлекаются, никак  не  могу  добиться, чтобы все  на меня  смотрели.
Стараюсь-стараюсь  доходчиво  объяснить новую  тему, а  они  ничего  не слышат.  Начинаю  нервничать. Иногда, как  говорит  муж, даже говорить вслух.
   То вдруг слышу  голос  Димки Булкина, хулигана и двоечника: " Кому  эта химия  нужна! У меня  сестра в музыкальном училище учится - так там  химию  вообще  отменили."  Я не  успеваю  ничего ответить, раздаётся голос  Вали Семёновой, отличницы, с  которой  Димка  сидит за одной  партой: " Так  и  шёл  бы  учиться  в музыкальное училище,  раз там химии  нет." Димка  не  сразу  соображает, что  ответить, а потом говорит: " Так  у  меня слуха нет."
   "Вот и  сиди, учи  химию, раз  слуха нет",-  это опять голос Вали.
   Димка  вдруг уменьшается в размерах  и уже сидит в  пробирке, которую Валя держит в руке." Вот  налью сейчас едкого  натра, серной кислоты  добавлю  и  нейтрализую  тебя, чтоб  молчал", -говорит она.
    - Ааааа,- неожиданно  громко  кричит маленький Булкин, - Наталья Николаевна,
скажите ей, чтобы выпустила меня, я уже понял, что  такое  реакция нейтрализации.  И химию я уже люблю!
   - Валечка,  выпусти  его из пробирки, - стараясь сохранить спокойствие, говорю я и просыпаюсь в  холодном  поту.
   Практические работы  по химии - это  и  наяву кошмар. Только  и смотри, чтобы  не  баловались с реактивами, не пролили  ничего на себя.  Димка - это ещё  полбеды, он  поворчит, но  под руководством Вали, всё равно  сделает так, как  надо. А  вот Денис Лисин, тот  всё  исследовать  пытается:  как  разные  вещества  действуют  на  бумагу,  резину, дерево и ...  Ой  ужас! ...  на  кожу  человека. Причём  капать реактивами  пытается  на  руку  того  же Димки.
  - Денис, что ты делаешь? Это кислота, ты же прожжёшь  ему  руку!- вскрикиваю я.
  - Насквозь? - спрашивает  Денис, - сейчас  посмотрим...
  Я снова просыпаюсь в  ужасе.
  - Что опять "школьные сны"?- бормочет муж.   
  Далеко  не  все  практические  работы  и  не  во  всех  классах  я проводила  вовремя. Например, в  9-а  провела - всё нормально, а потом  9-б  пришёл  после  физкультуры. Разгорячённые, 
с большими  пакетами, в которых  физкультурная  форма... Всё  задевают, петушатся друг с другом.
  - Неееет  уж,  лучше  отменить  практическую,  в  следующий раз  проведу. В таком  настроении  обязательно что-нибудь на себя прольют...
   Часто  снятся  сны о том, что класс  не  готов  к уроку,  ни один  не  сделал  домашнее  задание, даже Валя  глаза  опустила...  Ну  как  тут  быть?  Новую  тему  объяснять  невозможно -  надо же опереться на предыдущую...  А  они всё  забыли...  Вот  и бьётся бедное  моё сердечко, сбивается  с ритма.
  Но самые  кошмарные  сны, это такие, когда я сама  не готова  к уроку...  Тему  даже  не  знаю и  всё пытаюсь  выяснить, что  мы изучали на прошлом уроке,  а  ребята  ничего  вразумительного сказать не могут. И бьётся в мозгу  одна мысль: " Ах,  если б мне  тему  урока  знать,  я  бы  тогда  знала, что делать..." Но  не знаю  я, не  знаю  эту  несчастную тему,  а  в конце  класса сидит завуч.  Она  пришла знакомиться с приёмами и методами  моей работы...  А какие  уж тут приёмы и методы...  О, Боже,  просыпаюсь...  Какое облегчение - это  только  сон!
   Иногда  снится, что веду  урок по другому предмету, в котором мало, что понимаю,  а  завуч  опять  там, на своём  месте, с  большой  тетрадью  и ручкой в руках...
   Снятся "открытые уроки" ,  когда  присутствуют  и завуч , и директор школы, и коллеги. Тут, правда, хоть чувство удовлетворения остаётся.  Ребята стараются , работают, глаза блестят...  Нет  не  подвели, спасибо им,  солнышкам  моим!
   Педсоветы, семинары, конференции и  отчёты, отчёты...  Отчётов  кучу  надо было написать, особенно, к  концу  четверти , а ещё  больше  к концу  учебного года.  Нужно  было  подсчитать, сколько  каких оценок я выставила по каждому предмету ( кроме химии  я ещё вела биологию ), в каждом классе, а потом в целом  по предмету. Всё  выразить в процентах, сделать  выводы  о  "качестве" знаний, объяснить  причины  не  очень высокого "качества", определить проблемы,  и наметить пути их решения. Особенно  удручало последнее. Какие  пути? Разве  только заменить мозги  этим  Булкиным... Лисиным... и другим. Так  они  не  согласятся, да и другие учителя против будут.  Лисин  Дениска, оказывается,  имеет блестящие  математические способности, зачем ему  менять  мозги? А Булкину  и, правда, химия  не  очень-то  пригодится.  Он, как говорит учитель физкультуры,  прирождённый футболист.  Есть конечно в каждом  классе  и  "химики" и "биологи".  Разные  они - наши ученики.  А  мы: " качество
знаний", "проблемы  и  пути решения"...  Дать бы учителям  времени побольше  с каждым  ребёнком  поработать, а  не отрывать   отчётами  от  основного  их  назначения...
   Сдать  отчёты  вовремя  почти никогда не удавалось. В конце года  было много и другой работы -  отстающие, неуспевающие - все хотели что-то сдать,
пересдать, исправить...  Вот  и снится  до сих пор,  что  тонешь в этих отчётах...
   А ещё  снятся  субботники, "картошка", где надо  за всеми  уследить. Чтобы  и  картошку  собирали,  и  не  лезли, куда  не  следует.
   Да..., ещё  демонстрации   7-го Ноября  и 1-го Мая снятся.  Конечно это праздники  были. Дети нарядные, весёлые, с  флажками, с разноцветными шарами, музыка , песни. Но это  7-го и 1-го,  а  накануне - сколько 
переживаний! Снится,  что  не  все пришли.  Будто  прихожу, а из  моих - одна  Машенька  Веселова - самая  маленькая из всех. Стоит и  держит в охапке  транспаранты, которые должен нести наш класс. Несознательность  проявили, а значит,  я  их  плохо настроила,  не  донесла до ума, не объяснила.
   А ещё  контрольные  работы,  экзамены...!  Как  хорошо,  что  в  мои  времена  не  было  ЕГЭ!
   А скольких  бессонных  ночей и  кошмарных снов  стоит  сдача  на  категорию  квалификационную...!
  Вот и  верчусь в кровати,  убеждаю  кого-то,  а  кого-то  и уговариваю,
принимаю экзамены..., сдаю  их  сама...
  И до сих пор так, пока  муж  не  скажет: " Хватит  митинговать,  спи,  ты  уже  на  пенсии."
  И  я, облегчённо  вздыхая, засыпаю.


Рецензии
Здравствуйте, Ольга! Ваша миниатюра раскрывает многие стороны учительских будней и взаимоотношений - предельно понятен мир этого бурлящего "котла", как сказала одна из моих коллег, филолог. Однако сейчас всё бурлит ещё "веселей". Радости вам в ваших снах и безмятежности!)С улыбкой,)

Наталья Коноваленко   14.05.2021 23:32     Заявить о нарушении
Да, пора бы уж успокоиться, давно на пенсии. Но жизнь всё время подбрасывает разные ужасы. Казань....

Ольга Анциферова   15.05.2021 06:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.