Мама. Родные

Моя мама, Храпова (Сатюкова) Нина Зиновьевна, родилась 23 ноября 1942 года в деревне Сатюки Бельского района Кировской области, в крестьянской семье.

В семье было девять детей, но выжило только четверо Михаил, Геннадий, Анна и Нина, мамочка моя.
 
Старший брат,  Михаил Зиновьевич Сатюков, рано умер от туберкулёза.

Анна Зиновьевна Зверева (Сатюкова), вышла замуж за Павла Зверева, родила дочь Светлану.

Геннадий Зиновьевич Сатюков, примерно  1934 года рождения, учился в Пермском авиаучилище, был техником-авиатором (сведения не до конца проверены).

Мама их, Сатюкова Евдокия Ильинична, умерла, когда маленькой Нине было два годика, в 1944 году.

Ещё раньше, за полгода до рождения Нины, умер её отец, Сатюков Зиновий Евстигнеевич. Он пришёл, раненый, с фронта, и болезни от ранения доконали его.

Он прошёл через тюрьму и штрафбат… Можно было бы попробовать поискать в архивах – где, когда, за что…

Мама рассказывала в своём дневнике: «Откуда наш род? Кое-что помню, что-то вспоминаю по рассказу сестры Анюты…

Знаю, что мой отец, Сатюков Зиновий Евстигнеевич, до войны работал заведующим столовой в Коммуне. Был осуждён, попал в тюрьму, оттуда был взят на фронт, воевал в штрафбате. Был демобилизован в январе 1942 года по ранению. Пришёл домой, прожил до марта 1942 года и умер.

Мать, Сатюкова Евдокия Ильинична, после моего рождения в ноябре 1942 года, заболела. Была на операции в Кирове, по поводу язвы желудка. Необходимо было хорошее питание. А где оно во время войны?

...Я до сих пор удивляюсь, как выжила. Мама умерла в марте 1944 года, не дожив до Победы два месяца. Хотя что там Победа… Голодно было и 1948-1949 годах…

Кроме меня, в семье осталось ещё трое: брат Михаил, брат Геннадий и сестра Анюта. Геннадия в детстве не помню совсем, видимо, родственники какие-то увезли его в Пермь. Слышала, что он там, подростком, чуть было не угодил в тюрьму, но как-то обошлось, и он был призван в армию. Служил в Эстонии. Оттуда и пришла ко мне первая весточка – письмо с фотографиями. Я училась тогда уже в четвёртом классе (Геннадий позже разыскал младшую сестру, встретились 5 сентября 1960 года, но общались они мало).

Михаил был болен. Помню, что помногу месяцев брат лежал в больнице в Кирове. Признали у него туберкулёз костей. Он умер в 1952 году. Но, хотя и смутно, я помню, как мы с ним пахали какое-то поле. Было уже холодно, у меня страшно мёрзли ноги, и я грела их о бока лошади, на которой сидела верхом. А брат шёл рядом с лошадью…

Миша учил меня играть на балалайке, выучил со мной песню «Степь, да степь кругом…». Он привязал к полатям качели, и я, раскачиваясь, на всю избу, во всё горло пела эту «Степь»…

Когда брат умер, нам с оказией прислали его вещи. Были там валенки. Огромные, но такие тёплые…

Помню и сестру Анюту. После смерти матери ей было 13 лет, и она уже два года работала в колхозе наравне со взрослыми. Помню, приходила домой поздно, усталая. Ела несолёную картошку и обижалась на бабушку.

Бабушке, отцовой матери, Соломиде Фёдоровне, было 73 года. Говорили, а может я сама это видела или чувствовала, бабушка любила только тех внуков, что походили на её сына, моего отца. А таковыми были я и Михаил. Оба черноглазые и черноволосые, тогда как Анюта и Генка – голубоглазые, в мать…».

Фото из инета.


Рецензии
Ольга, здравствуйте!
Интересное, жизненное повествование Ваше!
Спасибо, понравилось!
Трогательное!
По душе...

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: pismo mame 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.
С уважением, С.Т.!

Тёплый Сергей   17.03.2023 20:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!

Ольга Коваленко-Левонович   18.03.2023 08:47   Заявить о нарушении
Послушала, красивая песня получилась.

Ольга Коваленко-Левонович   18.03.2023 11:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.