Пропал свет на Севере

Лишь только отец захлопнул за собой дверь, как уже на первом этаже пропал свет, и пришлось выбираться на улицу почти на ощупь.

Дома стояли холодными параллелепипедами и источали из себя черную массу военных людей в шинелях. Все возбужденно разговаривали, делясь опасениями по пропаже электроэнергии.


Однако вдали светился заревом квартал на острове. Там начальники живут, им все можно, а тут...разными вариантами перебирался вариант этого высказывания, разряжая нервное напряжение из-за внезапно высветившейся социальной несправедливости.


Котельная тоже темнела без огней, значит пропадет отопление надолго, может быть, и придется сливать дома.


На повороте около развилки на комендатуру вдруг хмурое северное не¬бо осветилось яркой электрической вспышкой как от сварки.


Для сварки слишком ярко, наверное, это 8-я электросеть горит -пронеслось в черном по¬токе военных шинелей, встречно рассекаемой машинами начальников.


Вспышка снова повторилась, дуга догорала еще 2 секунды, здание у ком¬мутирующих устройств скрылось за белым облаком дыма.


Да-а-а-а, - кто-то протяжно сказал рядом, - это надолго.


Всем идти в ДОФ! (Дом офицеров флота, вариант военного дома культуры) Согласно плана, еще утвержденного в пятницу, но хотя и все знали, что он стоял темным кубом посреди площади, но всем было выгодно идти к нему, чтобы убедиться, что он без света и после этого идти домой. Это был коллективный акт скрытого лукавства, расчетливого подобострастия с корыстным интересом.


Поток рванул по подъездам домов в обрат¬ном направлении. В окнах дрожали огоньки свечек, создавая ощущение какой-то рождественской идиллии, когда электричества еще не было.


Дома было необыкновенное радостное возбуждение, вызванное возможностью не идти в школу и жечь парафиновые свечки по всей квартире и поливать расплавленным парафином все ковры и линолеум.


Пальцы сами лезли в рас¬каленный кратер свечки и обжигали кончики пальцев, после этого пальцы сразу прятались в рот от восторга с расширенными глазами.


Необычность ситуации не давала заснуть никому. Мама тоже пришла с работы и добавила, своей энергии семейному хороводу в темноте.


Пропал кот Яков! Нашли его только на лестничной площадке, он сидел прямо на коврике перед дверью, радость находки пропавшего кота заслонила все остальные события полутемной квартиры.

Все разошлись по кроватям, пытаясь согреться и вот так провести время до обеда. Дети накрылись одним одеялом, забрали с собой кота и весело щебетали в детской.


Евгений тосковал от мысли о том, что прекрасная темнота не дотянет до второй смены и стал проигрывать вариант непосещения школы, даже если свет появится.


В ответ раздалось дружное родительское "Пойдешь!", на что начались стандартные пререкания обнаглевшего шестиклассника.


Мама ушла на работу после 12 часов, потом ушел отец и к великому горю Евгения, появился свет, и пропала последняя надежда школьника просачковать хоть один день учебы.


На кораблях все время молотили дизель - генераторы, поддерживая жизнь своими лошадиными силами, превращенными в киловатты.


В каютах было все равно холодно. В автопарке в помещении дежурки горели две длинные свечи, в свое время изъятые у вороватого матроса Султанбекова, давно уволенного в запас.


Свидетели короткого замыкания с эмоциями обсуждали трескучее событие в энергогородке наверху, на горке у автопарка.


Слышны были неудачные попытки запустить аварийные генераторы с приводом от старых использованных авиационных турбин, но это напоминало по звуку полет неисправного самолета, который вот-вот свалится на землю и разобьется.


Но вот их звук стал ровным и нарастающим, как буд -то кто-то играл на непонятном инструменте и, наконец, мелодия стабилизировалась и превратилась в ничто – в высокочастотный свист.


Подали напряжение, жизнь вернулась к остановившимся холодильникам, они жадно заработали, выкачивая проникшее в их внутренности ненужное тепло, все лампочки загорелись, и телевизор стал снова домашней жвачкой для глаз, пожирающий время своих владельцев и восполняя информационный вакуум за 8 часов вынужденной остановки.
Жизнь забила ключом, все ожили и быстро забыли происшествие...


1991 год


Рецензии