Как-нибудь туда и как-нибудь обратно

- Я в Мурманск поеду где-то в январе.
- С тобой что ли съездить...

20 января в 4 утра мы с Иваном вышли из моего дома в сторону вокзала чтобы сесть на электричку до Симферополя. Как-то не хотелось ни мне, ни ему ехать этот участок автостопом. Уже сидя в ней, Иван сказал - "мой спутник, не вызывающий доверия, но, в некотором смысле, полезный человек"
Выехав на Керченское шоссе, почти сразу взяли машину до Приморского, что за Феодосией. Водитель по дороге подбирал еще много людей на остановках, но только нас довез бесплатно. Скучновато ехать в тишине.
Вышли, быстро "стопнули" "Волгу" до поворота на Ленино, далее нас подобрали уже до Керчи. Почти все время молчали, но играла отличная музыка! Быстро прошли до автовокзала, сели в автобус до переправы и уже в 11_30 были "на материке".
Прошлись за ж/д переезд, остановили машину и доехали до поворота на Темрюк и Краснодар. Простояли минут 20-30 и забрал нас оттуда парень на "Газели", развозивший продукцию по точкам. Предложил нас довезти до Темрюка, а затем сообщил, что если мы не спешим, то может отвезти нас и в сам Краснодар после работы. Съездили с ним на 2 точки, Разгрузили много самого разного алкоголя от пива, до дорогущих коньков и вин. Как это только выпивать народ успевает... К Краснодару подъезжали уже в темноте. Водитель, огромное ему спасибо, отвез нас на конечную станцию многих автобусов и подсказал дорогу, хоть ему было и не по пути. Далее разделились - у нас были ночевки в разных местах. Спасибо Павлу и Кате за теплый прием, ужин и чай.
Договорились о выезде в 9 утра. Предстояло проехать более 1300 км до Москвы без ночевок, которые вылились в большие приключения, но это уже во второй части
Утро в Краснодаре встретило теплом. Где-то в 9-30, после небольших поисков, пересеклись на Ростовском шоссе у ипподрома, что на выезде из Краснодара. Попробовали остановить машину "не отходя от кассы", не вышло. Прошлись метров 300-350 дальше и смогли "стопнуть" легковушку. Водитель ехал по работе в Павловскую и смог нас подбросить больше чем на 100 километров. Разговаривали о рыбалке и сборе разных грибов и, конечно же, он интересовался о нашем маршруте, как и большинство водителей. Высадил нас не очень удобно, прошлись по развилке, попили чаю на заправке. Смогли затормозить машину с довольно веселым водителем, который всю дорогу до Батайска рассказывал веселые истории и не очень лестно высказывался о Ростовской области. "Ростовская область - страшное место. Такое ощущение, что они тут асфальт жрут", - высказался он о качестве дорог. В чем-то он прав...
Высадил нас в Батайске, снова не очень удачно, прошли пару километров (а может и все пять) и встали на позицию. Спустя минут 30 остановилась "Газель" водитель которой предложил нас забросить далеко за Ростов, почти до Каменеск-Шахтинска. Говорил, что любит подбирать путников на дороге и иногда везет их и по 600-700 км, если хорошо выспится. Высадил нас у поста ДПС.
Немного поголосовав там удалось привлечь внимание водителя ведра с бо... "Пятерки", который вез нас до самого Каменска. О, эта машина!! Дворники ничего не отмывают, самой омывайки в бачке нет, ничего через лобовое не видно, все громыхает и при этом в салоне на всю играет Metallica (хотя, возможно, это лишь казалось)
Перешли через реку Северский Донец. Попили чаю. Обошли сам город сбоку, поднялись по дороге на холм и решили на вершине "стопить". И тут настала "ночь", первая автостопная ночь в нашем путешествии. Спустя час мы поняли, что все это не перспективно и нужно двигать далее по трассе в поисках заправки. Через километров 5 дошли. И оказалось, что там занято другими автостопщиками. До следующей заправки 17 километров... После пары часов удалось "наглостопом" напросится до следующей заправки. Там решили разделиться.
Ко мне подъехал "Камаз" и я подумал, - "свершилось! Хоть бы до Воронежа". На что хозяин "Камаза" сказал, что едет километров 20 до базы. В тот момент я думал, что лучше бы он вообще не останавливался...
Провез меня до поворота на Тарасовку. В этот момент мне приходит сообщение от Ивана
- Еду на Воронеж
- Меня не заберут? Я на повороте на Тарасовку.
- Если не проехали.
Обошлось без "Если" - они меня таки не проехали и забрали. Ехать было достаточно долго. Начался сильный снегопад. Попадались фуры, "улетевшие" в кювет. Парень гнал машину в Пензу. Какая только музыка у него не играла. Там был и матерный русский реп и шансон и "Сектор Газа" и "Король и Шут' и "Кино' - весело, в общем.
Высадил нас за 30 км от Воронежа в 3 часа ночи у заправки, на которой меня с Иваном напоили чаем бесплатно (спасибо добрым людям) и сказали - "Пройдите километров 7, там будет большая заправка" (спасибо добрым людям...)
15 километров спустя мы вышли к заправке. Машин на трассе нет, на улице где-то -10. Пошли пить чай, ждать рассвет и немного отдыхать (мои ноги были уже стерты в хлам, ибо я не вставил стельки в сапоги - идиот)
К 7-30 утра начали "стопить" бодро прыгая от свежести пригорода Воронежа. Ничего не вышло. Только часам к 10 утра, собрав остатки сил, (мы еще не знали, что это не все наши возможности) смогли взять машину километров на 7 ближе к Воронежу.
После этого пришлось пройти (мне проковылять) километров 6 до самого Воронежа и поворота на М4. "Стопили" там несколько часов... Вера в добрых людей Воронежа чуть поубавилась. Часам к 3 обеда нас подобрал городской житель и отвез куда-то в Воронеж... (лучше вообще не помогать уже, чем помогать так)
Стоим на остановке, ждем автобус на выезд из города, доезжаем до Московского проспекта и далее едем совсем уже на выезд. Успеваем до темноты, занимаем позицию, видя большой трафик, предвкушаем скорый отъезд...
Спустя 2 часа мы "съели" скорый отъезд полностью и решили разделиться. Иван пошел ниже по трассе, а я остался на том же месте. До конца веря в успех, простоял еще минут 10, придумывая разные эпитеты и рифмы к слову Воронеж. Как сказал Иван, выходя из города, - "Воронеж, Воронеж, уеду - хер догонишь...".
Подъезжает машина:
- До куда тебе?
- Стопом в сторону Москвы возьмете?
- А до куда именно?
- До самой Москвы.
- Считай, что выиграл в лотерею. Я еду в саму Москву.
По дороге вниз забрали Ивана и бодро двинули вперед по М4! Водителя звали Тимур и он без сомнения самый колоритный персонаж на данное время в путешествии. Проще просто описать его по списку:
1. 10 лет сидел, недавно вышел.
2. Хранил пистолет на заднем сидении на который я, собственно, и сел (он его ловко потом вынул из под моей пятой точки).
3. Бухал за рулем (если бы не увидел, то никогда бы и не заподозрил)
4. Плохо видел, ориентировался по полосам на дороге.
5. Накормил нас до отвала в придорожном кафе.
6. По дороге с кем то общался и обещал его "полюбить" если денег не будет через 3 дня.
Парадоксально, но именно такие люди добродушней всего относятся к путникам. Высадил нас на МКАДе. На метро мы уже не успевали. Поймали дальше еще 3 попутки. Два водителя были на такси но подбросили нас совершенно бесплатно. К 3 часам ночи были на "вписке".
Следующий маршрут Москва - Санкт-Петербург. Забираемся все ближе к "макушке" Земли.
4 дня просидели в Москве. Не знаю, как Ивану, а мне надоело. Решили выехать рано утром. Будильники поставили на 4:30. С первыми звонками я понял, что ни разу не выспался. Переставил на час вперед. К 6:30 собрались и вышли из дома. Сели на автобус и доехали до Ленинградского шоссе. Обошли безумную развилку в 3 этажа через Химки и вернулись на трассу. Все шли, а город не заканчивался... Пытались голосовать в разных местах - без толку.
В итоге сели на автобус до Зеленограда. Вышли немного раньше. Оказалось, что я ошибся с городом и мы в Елино. Решили сократить через лес, и выйти на трассу обойдя развилку.
Спустя минут 40 "сокращений" вышли на позицию у поворота на Зеленоград. Простояли достаточное количество времени пока нас не подобрала женщина, едущая в Солнечногорск.
Вышли на остановке, почти сразу же остановили машину до Клина. За рулем снова была женщина. Она занималась медицинским оборудованием и ехала из аэропорта, куда прилетела из Лейпцига. А еще она дала самый исчерпывающий ответ на вопрос : "Почему Вы нас подобрали?"
- Часто попутчиков берете?
- Да нет, редко.
- А нас почему подобрали?
- Ну вы просто стояли, рукой махали. Значит, нужно было. Вот и подобрала.
Высадили нас в самом начале города. Хорошее название - Клин, лучше не придумаешь. Встал он этим самым клином на нашем пути... Целый час шли, если не больше. Прошли пешком до промзоны, начали тормозить на заправке. И, о чудо! Подъехал микроавтобус с автопутешественниками. Еще как только он начал поворачивать я почему то, так и подумал. Ехали они из Солнечногорска в Торжок. Семья состояла из 5 человек : мужа с женой и троих детей (самой младшей было 9 месяцев). Накормили нас яблоками.
Следующей позицией выбрали поворот на Торжок. Стояли около часа. Раза 3 или 4 хотел поменять место и продолжал стоять. Остановились дальнобойщики, отец с сыном на "Volvo",первые за время путешествия. Более быдловатого водителя, чем Павел я еще не видел. Он гнал многотонную фуру со скоростью 105-115, управлял ею как легковой машиной, подрезал всех подряд. Одного своего коллегу вообще вытолкнул на обочину. На все претензии через рацию посылал их "на" и "в".
Высадились за Великим Новгородом. Уже стемнело. Иван предположил, что стоять тут будем до утра... На что я ответил, что "Питер сегодня будет наш"!
Не прошло и 5 минут, как остановился грузовой "Fiat" с довольно молчаливым водителем за рулем, который жестом показал нам, что можно садится вдвоем. Спустя некоторое время нам все-таки удалось его разговорить. Оказалось что он едет из Рязани на машине друга что бы помочь ему с переездом. Еще он сказал, что "подбирает всех" так как ему с шестилетнего возраста приходилось возвращаться таким способом с тренировок по карате. Он пообещал себе, что будет подбирать всех нуждающихся в этом на дороге как только у него появится машина. Молодец!
К 10 вечера добрались до станции метро. Далее разделились. У каждого была "вписка" отдельно от другого. Мне нужно было во Всеволжск, куда я и прибыл уже к полночи. Отдельно спасибо Владиславу за отлично проведенные выходные!
Дальше нас ждал путь длиной 1400 км по Р-21 "Кола" до Мурманска без остановок.
Пробыл 2 дня в Питере. Понравилось больше, чем в Москве. Суеты как-то меньше, да и город красивее. Договорились встретиться на конечной станции метро в 8 утра. Встретились в 8:45, сели в автобус на Мурманское шоссе. К 9:30 утра, после небольшого пешего перехода через развилки и спуск с подъемом, вышли на нормальную позицию. Разошлись метров на 50. Спустя минут 30 остановился тягач-лесовоз до Лодейного поля, что в 230 километрах. Сам водитель оказался достаточно интересным человеком, он знал много о той местности, где мы ехали так как сам был родом из Новой Ладоги и все детство и молодость провел на местных реках и озерах. 3 часа разговоров пролетели незаметно.
Вышли на объездной напротив заправки. Трафик на трассе представлял собой грустное зрелище - пару машин за 5 минут. Сходили попить чай, вышли обратно и тут я решил проверить свои карманы... Телефон обнаружен не был ни в одном. С телефона Ивана позвонил на свой, водитель взял трубку и сообщил: "радостную" новость: телефон остался в кабине, он уже отъехал километров на 40. Договорился забрать телефон в Питере на обратном пути. Продолжили голосовать.
Спустя минут 40 остановилась еще одна фура. Дальнобойщик ехал на Костомукшу, что на границе с Финляндией. Нам было по пути 460 километров, что не могло не радовать! Взял нас, "что бы мы не замерзли". Веселый мужик оказался. Был дальнобойщиком во втором поколении. Отец его, в этот момент, тоже был где-то на просторах российских дорог. Ехали несколько часов под зарубежный и отечественный панк-рок, а когда интернет переставал работать он начинал травить разные байки и анекдоты. Пару раз попадали в сильную метель с почти нулевой видимостью. Узнав, что я оставил свой телефон, он отдал мне свой запасной! Есть еще люди в наше время! Пока ехали, стемнело, и трасса совсем опустела... Высадились у поворота на Костомукшу, в темноте...
Фонари то были, но они не горели. В сотне метров от трассы стояла заправка, где мы немного поужинали. Пошли испытывать удачу. Придумали подсветить фонарем Ивана и так голосовать. Хоть мороз бы не сильный. Один раз остановился автобус, но договориться не удалось. Наконец-то остановилась фура до Мончегорска, что в 120 километрах от Мурманска! Очень повезло!
Водителя звали Илья, сам он был из Тверской области и занимался тем, что возил грузы по всей стране. После Мончегорска собирался в Новосибирск. В кабине у него было 2 большие колонки из которых играл старый-добрый "Сектор Газа" со всеми своими вампирами, вурдалаками, порванными носками и т.д. Так что заснуть было проблематично. Это было очень атмосферно: ехать по ночной, заснеженной трассе в кабине фуры. За те несколько часов, что мы ехали встретилось всего 3-4 машины. Заезжали попить чай. Илья рассказывал истории из своей жизни. В 2:30 ночи пересекли полярный круг! Это вам не экватор, это полярный круг зимой! В 5 утра добрались до Мончегорска. Высадились у заправки, попрощались с Ильей и пошли пить чай... Заправка оказалась не рабочей.
Трасса была пустая, дул очень свежий ветер, слева стоял огромный рабочий комбинат по переработке цветной руды и выжженная пустыня на которой больше ничего не растет. Воздух был сладкий на вкус. Стояли мы так минут 40 и медленно мерзли. И тут пришла "божья воля"!
Подъезжает "Toyota" с батюшкой РПЦ за рулем. Ехал он из Вологды в Мурманск по своим церковным делам уже сутки. Проехали километров 70 и он решил немного поспать у кафе.
"Я то разобьюсь - все-равно, а за вас мне еще перед Богом отвечать", - сказал батюшка и отправил нас в кафе. Подождали минут 50 и поехали дальше. Около 9 утра добрались до Мурманска. Все еще было темно. Проехали 1400 километров меньше чем за сутки! Потрясающе! К утра дошли до дома друга Ивана, где я прожил полторы недели, а он сам поехал в Североморск.
Спустя 11 дней и 3850 км путь за полярный круг был завершен!
При упоминании Мурманска у людей сразу возникает несколько ассоциаций: полярная ночь, полярное сияние и жуткий холод. Это не совсем так, на самом деле. К моменту нашего прибытия, полярная ночь уже закончилась. Солнце иногда появлялось из-за сопок. Цвет у него там необычно для южных жителей - ярко-оранжевый. Можно на него смотреть не щурясь. И, естественно, оно не греет.
Мурманск - достаточно теплый город, насколько может быть теплым город за полярным кругом. Но вот ветра там очень сильные. Бывает, летит стая чаек, дунул порыв ветра, и вся стая летит задом-наперед. Кольский залив не замерзает из-за теплого течения. Тепло от него и греет побережье, а заодно и рождает большую влажность со снегопадами. Больше снега, чем в Мурманске, я нигде не видел. Сугробы могут достигать 5 метров в высоту. Сошел с дороги, и ты уже по пояс в нем. Местные говорят, что весной будут еще выше. Снег может пойти в любое время года, просто летом он не лежит, а тает.
Над городом почти все время "висят" облака или смог. Полярное сияние, ради которого я и ехал туда, видел всего 1 раз. Говорят, что оно там каждый день, но вечно чем-нибудь закрыто. Можно сказать, что серый - официальный цвет Мурманска. Отличное решение архитекторов - оббить гранитом здания. Архитекторы Анадыри аплодируют стоя!
Население около 300 тысяч человек - самый большой город за полярным кругом в мире. Раньше было почти 500 тысяч. Местные жители как-то не сильно унывают - улыбаются. В тех музеях, где я побывал, экскурсоводы очень приветливы и разговорчивы. Продавцы в магазинах тоже. Это создает определенный контраст. Из-за того, что Мурманск является крупным портом в нем много иностранных граждан. Из Юго-Восточной Азии, в основном. Туристы тоже присутствуют.
В общем, очень необычный город со своими особенностями, но жить бы в нем я не хотел. Слишком уж мрачный он и депрессивный. Летом, говорят, намного лучше - летом нужно будет приехать туда только не в город, а на природу.
Пробыли мы там полторы недели и собрались в обратный путь 8 февраля. Как говорят альпинисты, - "спуск опаснее подъема"...

P.S.
Это просто дневник моего путешествия. Сделать что-то стоящее с этим материалом можно, и, я думаю, нужно, но пока что руки не доходят. Если кого-то заинтересует, то выложу и обратную дорогу. Напишите свое мнение, мне будет интересно прочесть. 


Рецензии