Эта прекрасная Марварид

Эта прекрасная Марварид


Лариса... Марварид... Чайка и Жемчужина…
Чайка всегда стремится ввысь, преодолевая трудности, она - символ свободы и надежды. Жемчужина мерцает таинственным светом, очаровывая перламутровой красотой каждого, кто на нее хоть раз взглянет... Эти два образа удивительно сочетаются в Ларисе Москалевой, заслуженной артистке Узбекистана, Народной артистке Каракалпакстана, чье имя с трепетом и восторгом произносят ценители музыки и всего прекрасного.

Лариса Москалева любит общаться с журналистами (наверное, потому, что сама когда-то мечтала служить на информационной передовой), поэтому о всех значимых событиях в личной и творческой биографии певицы ее поклонники узнают практически сразу. Москалева считает, что раз она публичный человек, значит, люди имеют право быть информированными о ее жизни. Хотя в последнее время папарацци больше интересуют подробности частной жизни артистки, чем ее творчество и образ мышления, который у магистра культурологии весьма оригинальный.

- Одно время удивлял тот факт, что прессу я стала привлекать исключительно как мать двоих детей, - говорит Лариса. - Но подобных женщин сколько угодно! Безусловно, рождение дочек - феерический момент в моей жизни, но, поверьте, она неразрывно связана с творчеством, благодаря которому я и получила известность.

С этим не поспоришь. Москалева - первая в республике после блистательной Тамары-ханум, не являясь представительницей коренного населения края, проявила глубокий интерес к национальному музыкальному искусству. Более того, Лариса исполняет старинные узбекские песни без акцента и с присущей только ей душевностью, где нет и намека на пафос. Именно за эту искренность и любят Марварид (сценический псевдоним артистки по одноименной композиции в ее репертуаре -прим. автора) в Узбекистане и далеко за его пределами. К слову, где бы ни выступала Москалева - а с гастролями она побывала более чем в десяти странах мира - певица старается выучить песню на местном языке. В ее репертуаре композиции на хинди, урду, иврите, фарси, а еще корейском, арабском, турецком, не говоря уже о европейских языках. И публикой все воспринимается на «ура!» и «бис!». Люди, заслышав родные песни в исполнении Ларисы, плачут и не хотят отпускать артистку со сцены. Ее умение чувствовать другую культуру, другой народ граничит с гениальностью, но для Ларисы в этом нет ничего удивительного. «Это не сверхусилия. Это то, чем меня наделил Всевышний, и моя задача - максимально реализовать себя», - считает Москалева.

МЫСЛИ ВСЛУХ

Ларису очень волнует духовная составляющая человека. По ее мнению, наличие зла в мире зависит только от нас самих, от того, как мы относимся к другим людям, к окружающей нас среде. И когда Москалева говорит о том, как в Дании убивают дельфинов, а в Мексиканском заливе от нефти гибнет флора и фауна, у нее сбивается голос, а глаза наполняются слезами - она проникнута этой всепланетной болью.

- Раз мы появились на Земле, то не можем просто так взять и бесследно исчезнуть, - рассуждает Лариса, - тело подвержено тлению, но душа... Ее задача - преобразовываться, делаться чище и совершеннее. Гордыня, алчность, зависть и прочие пороки делают мир черным, а цинизм и недоверие мешают открыть в себе мысли о высоком и нетленном. Необходимо каждый раз смотреть на себя с высоты, оценивая любое действие с точки зрения вечности и бессмертия души.

Лариса абсолютно аполитична, но ей тяжело осознавать, что в некоторых странах получают развитие такие негативные явления, как религиозный экстремизм, терроризм, торговля людьми.

- Не знаю, где эта кнопка «стоп», которая прекратила бы все войны и кровопролития на Земле, но своим творчеством я пытаюсь не допустить увеличения негатива и агрессии в мире, - продолжает Лариса. - Пусть это не имеет такого размаха, как у Майкла Джексона, Анджелины Джолли, Леонардо Ди Каприо и других артистов, которыми я искренне восхищаюсь, - они никогда не зацикливались на своем творчестве и материальном благополучии. Но, выходя на сцену, стремлюсь донести до слушателей самые лучшие порывы своей души. Это моя миссия на Земле.

И у нее это получается.


ВО ИМЯ МУЗЫКИ И ДОБРА

Лариса Москалева входит в ту немногочисленную группу артистов, которые давали благотворительные концерты в исправительных колониях республики.

- Мы находились в самом очаге несвободы и безнадежности, - вспоминает Лариса. - Бритые головы, униформа, в глазах - затаенный страх и... катастрофическая безысходность. А ведь среди них были и случайно попавшие на зону люди...

Увидев все это, Москалева попыталась своими песнями подарить хотя бы на мгновение свободу и надежду, как та чайка (имя Лариса с латыни переводится как «чайка» -прим. автора), которая своим полетом возвещает морякам о том, что земля совсем рядом, нужно просто в это верить.

- Когда мы с Кумуш Раззаковой выступали в Кашкадарье, до приезда в колонию нашу машину ударил водовоз, - продолжает Москалева. - С нами, слава Богу, ничего не случилось, но автомобиль был изрядно помят. На нем мы и въехали в колонию. Что удивительно, пока мы пели, заключенные отреставрировали нашу машину, причем так мастерски, что и намека не осталось от удара. Потом, правда, находили в салоне сувениры ручной работы и записки с просьбами, чтобы позвонили родителям, любимым. Знаете, я только недавно перестала получать благодарные телефонные звонки от уже вышедших на свободу людей, которым, как оказалось, именно наши выступления помогли переосмыслить жизнь, свои поступки и как-то продержаться в суровых условиях неволи.

Москалева трепетно подходит к каждому своему концерту. Выступая всегда вживую, она тщательно подбирает репертуар и сценические костюмы, на которые тратит немало средств, считая, что лучшее должно быть отдано сцене. Причем совершенно не важно, где именно будет проходить концерт:  зритель  при  виде артиста должен ощущать праздник.

- Я не могу позволить себе имитировать пение, фонограмма - это нечестно по отношению к слушателям, хотя многие говорят, что я зря рву свои голосовые связки, что их нужно беречь. А как не отдавать себя?

И   Москалева  отдает  -  в холод, жару, дождь и снег, на третьи сутки после операции по удалению аппендикса и с температурой под сорок. Ей не важно, какая публика пришла на концерт - министры, послы или простые педагоги и сельские труженики. Она будет дарить людям свет своей большой души, внушать волю к жизни и стремление к победе. Эта, сродни героизму, самоотдача однажды подвела Ларису, которая после двухчасового выступления среди больных туберкулезом прямо на концертной площадке потеряла сознание от невероятного перенапряжения. Обморок спровоцировали 35-градусная жара, палящее солнце и восьмикилограммовый костюм с ручной вышивкой и чеканными монисто.


С БЛАГОДАРНОСТЬЮ И ТЕПЛОТОЙ

Лариса терпеть не может конфликты, обиды старается тут же простить и забыть, поэтому у нее очень много друзей. Однако среди своих коллег - артистов есть особенно дорогие сердцу люди, сыгравшие важную роль в профессиональном росте певицы, ее духовном совершенствовании. О них Москалева всегда говорит с благодарностью и теплотой.

Например, народные артисты Узбекистана Фаррух Закиров и Мансур Ташматов, которые на одном из вокальных конкурсов в начале 90-х заметили маленькую талантливую девочку среди прочих участниц и не дали ей затеряться в толпе лауреатов. Они поверили в ее сильный и чистый голос, открытый взгляд, напористый характер и стали помогать развиваться творчески.

- В каком бы из музыкальных направлений ни работала Лариса Москалева, будь то
джаз, национальная или популярная музыка, она раскрывает себя как поистине талантливый человек, - говорит о певице Мансур Ташматов. - В ней есть некий кураж, изюминка, уникальность и огромное трудолюбие.

Трудолюбие заметила и Ирина Авдюшкина, заслуженная артистка республики, оказавшая большое влияние на Ларису в плане познания мира литературы. Благодаря ее участию Москалева прекрасно разбирается в русской и зарубежной классике, обожает Голсуорси, Фицджеральда, Ремарка, Хемингуэя... Сейчас вот пишет собственную книгу мистического жанра с элементами романтики.

«Жизнь к ней благосклонна, но благосклонна лишь потому, что она колоссальная труженица! Всего в своей жизни Ларуня добилась сама! В этом, на вид хрупком и нежном человеке, как в волшебном сосуде бурлят страсти и огромная сила, которая дает ей возможность выживать в этом мире и самовыражаться», - пишет о Ларисе И. Авдюшкина.

Еще один светлый образ в биографии нашей героини -Кумуш Раззакова, заслуженная артистка Узбекистана, с которой Ларису связывает крепкая творческая и женская дружба.

- Кумуш удивила меня своим бескорыстием, отсутствием зависти, открытостью, - делится Москалева. - Она столько мне советовала, помогала, что я сразу поняла - этот человек мой настоящий друг. До встречи с Кумуш я часто сталкивалась с предвзятым мнением по отношению к себе, что, мол, откуда взялась эта девочка, кто ее поддерживает, раз она так быстро взлетела на музыкальный Олимп. Не все хотели понимать, что все далось с помощью кропотливого труда и далеко не сразу. Но любовь публики способствовала тому, что моя звезда засияла. Помню, когда в 1995 году выступала в «Утренней звезде», уже на второй конкурсный день у меня появились поклонники. Они писали транспаранты: «Лариса! Мы с тобой!». Все это при том, что в Москве у меня никого не было!

А вот что сказала Кумуш Раззакова в одном из интервью: «Лариса мне очень нравится и как человек, и как певица – она все время в поиске. К тому же я очень понимаю, как ей - русскоязычной певице - сложно в рамках национального колорита, но она прекрасно справляется. Ей столько раз предлагали уехать! Да она могла бы намного раньше Согдианы украшать российские, и не только российские сцены, но все равно остается преданной Узбекистану, и за это я ее очень уважаю».


СКАЛА И ПОДУШЕЧКА

Лариса Москалева всегда добивалась поставленных целей. Что касается терний, то они тоже, конечно, присутствовали.

- Я не имею права жаловаться на судьбу, - рассказывает певица. - Преодоление трудностей для меня дело привычки. Я была слабым, болезненным ребенком - до сих пор помню все уколы, которые мне делали врачи. А потом мама отдала меня на плавание, где во мне проснулся спортивный азарт, который развился в занятиях по таэквондо. Там же я научилась справляться с проблемами и болью от полученных травм.

Создание собственной семьи Лариса Москалева считает большим своим достижением, ведь не секрет,  что артист в стремлении достичь совершенства на сцене иногда идет на жертвы. И первые в этом списке - личная жизнь, семья. Москалева сумела правильно расставить приоритеты, в чем немало помог опыт других  людей.   И   вот  оно  - полное счастье - когда в одной руке очаровательные малышки, а в другой - ноты. Бывали, конечно, моменты, что не успевала записать новую композицию, отказывалась от выступлений из-за болезней дочек, но в сумме это все жизнь - жизнь Ларисы Москалевой.

Москалева, по собственным словам, многого хочет от жизни, потому что иногда боится: вдруг мечта легко исполнится и уже нечего будет больше желать. Поэтому ее переполняют планы и идеи, хотя на счету певицы пять выпущенных дисков, многочисленные победы на международных конкурсах, огромное количество почитателей ее творчества. Например, есть задумка снять кино, как-никак Лариса Москалева по профессии режиссер. Вообще, она может мыслить в нескольких направлениях. По ее словам, сейчас время такое, что человек должен быть многофункциональным, в особенности это касается женщин.

- Воспитание - это тоже творчество, - говорит Москалева. - И порой за всеми этими приятными хлопотами не остается времени, чтобы сочинить стихи к новой песне или снять клип. Но я нисколько не жалею об этом, ведь нет ничего приятнее, чем слышать смех моих любимых Сибэль и Амели. А благодаря замужеству и рождению детей я научилась идти на компромиссы. Теперь понимаю, что в семье должны быть и скала, и мягкая подушечка, а женщине отведена роль того самого амортизатора. На самом деле приятно быть слабой и нежной рядом с человеком, который тебя понимает. Все остальное -не важно. А в преддверии 8 Марта хочется подчеркнуть, что женская миссия очень ответственна и вдвойне оправданна. И своим присутствием мы должны освещать мир. Главное - найти свой путь реализации талантов, найти любовь! Ведь только любя можно создавать шедевры!



Статья была опубликована в 2011 году.


Рецензии