Закрытие кинофестиваля

  Мне однажды посчастливилось посетить вместе с дочерью закрытие девятого Московского Международного кинофестиваля. В 1975 году. Хочу поделиться с Вами своими впечатлениями.

 А эту информацию я пишу для тех, кто интересуется киноискусством. На момент нашего пребывания в Москве прошло уже восемь Международных кинофестивалей. А это –  фильмы – лауреаты восьми прошедших ранее: «Судьба человека», «Голый остров», «Чистое небо», «Восемь с половиной», «Война и мир», «20 часов», «Журналист», «Отец», «Люсия», «Серафино», «Доживём до понедельника», «Признание комиссара полиции прокурору Республики», «Сегодня жить, умереть завтра», «Белая птица с чёрной отметиной», «Это сладкое слово – свобода», «Любовь», «Оклахома, как она есть». Большую часть из этих фильмов я видела в течение нескольких лет.

Билеты на представление мы купили днём. В «Лужники» приехали заранее, к 19 часам. От станции метро – «Спортивная» до Дворца спорта шли пешком 800 метров. Там ещё есть станция метро «Воробьёвы горы», но от неё идти дальше – 1400 метров. На Центральном стадионе имени Ленина играют в футбол. А пройдя 600 метров от Большой спортивной арены, находится Дворец спорта. Внутри имеются трибуны для зрителей, а в центре заливается искусственный лёд, и хоккеисты играют в хоккей. Размер искусственного льда 80 х 31 метр. Так вот эта вся площадка была заставлена деревянными креслами. Они стояли длинными рядами. Мы сидели в 31-ом ряду. А после нас было ещё 70 рядов, но и стулья по бокам были поставлены. Это сколько же зрителей вместил зал, если на трибунах помещается более 11 тысяч  зрителей!?

По телевидению мы сейчас видим короткие моменты вручения наград во время закрытия  кинофестивалей. Но это совсем не то, что мы увидели  при закрытии. Представление началось в 19 часов, продолжалось три часа без перерыва. Какой там перерыв!? Такая масса зрителей сидела в зале Дворца спорта.

Сцена огромная. А высота купола – 20 метров. Занавес задвигался в стороны, и появился ведущий. Он начал оглашать фамилии участников фестиваля. Советские артисты и прибывшие из разных стран по одному  выходили на сцену и становились в ряд. А их было более ста, поэтому получился длиннющий ряд, а потом и второй ряд образовался. Зрители встречали их аплодисментами.

С момента закрытия этого кинофестиваля прошло уже более сорока, но кое-что осталось в моей памяти. Первым вышел Радж Капур. Он является известным индийским режиссёром, продюсером, сценаристом, актёром театра и кино, певец. Я помню его в фильмах «Бродяга», «Господин 420». Картины с участием Капура имели огромный триумф во всём мире.

Потом на сцену вышли один за другим советские артисты.  А когда на сцену  пригласили польского тридцатилетнего артиста театра и кино Даниэля Ольбрыхского, то он в конец ряда не пошёл, как это делали все. Подошёл к советской артистке Марине Ладыниной, маленькой по росту, и нагло встал впереди, закрыв её своим телом. Она отталкивала его, что-то говорила за его спиной, но бесполезно. Стоял, как столб. Тогда Марина шустро протиснулась вперёд, потеснила в сторону рядом стоящую. Ей в то время было уже 67 лет, даже из уважения к возрасту так вести себя не следовало бы, как он это сделал.

Зрители, седевшие в зале, перестали ему аплодировать. Все же знали Марину Ладынину. Лично я видела такие фильмы с её участием в главной роли, как  «Вражьи тропы», «Трактористы», «Богатая невеста», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Люди остаются людьми», «Сказание о земле Сибирской». В школьные годы мы с подругами не пропускали ни одного фильма. Вход стоил 1 рубль.

Появились на сцене Надежда Румянцева и её однофамилица – Клара Румянцева, прошествовала советская и российская актриса театра и кино, певица Зинаида Кириенко. Появился Георгий Вицын в клетчатом пиджаке, в темных брюках. На голове была светлая шляпа, на ногах были жёлтые туфли, а в руках он нёс жёлтый кожаный портфель.  Зрители, увидев его,  бурно аплодировали. А следом шёл Евгений Моргунов, поэтому аплодисменты достались и ему. Артисты шли и шли, наконец, шествие закончилось. Артисты стояли в два ряда. Вышел функционер от министерства культуры, сказал речь, поздравил, поблагодарил. А статуэтки, вероятно, в то время не давали. На этом торжественная часть закончилась. Артисты покинули сцену. Большую часть из них мы уже не видели.

Начался Заключительный концерт девятого Московского Международного кинофестиваля. Это сейчас нас телевидение закормило уже разными концертами. А в то время это было большое событие в культурной жизни, сидевших в зале зрителей. Программа концерта была насыщенной. Артисты пели, читали стихи на разных языках, со сцены звучал юмор. Евгений Моргунов не выступал, а Юрия Никулина не было. Спела песню Зинаида Кириенко. Нона Мордюкова читала монолог. Впечатлило чтение стихотворения о борьбе болгарским артистом. Много было неизвестных мне артистов, поэтому их выступления и не запомнились.

А тут ещё возникали неудобства при просмотре концертных номеров. У зрителей, сидевших на трибунах был полный обзор сцены, так как сидения на трибунах хоть и были удалены от сцены, но они ступеньками поднимались вверх. И ничья голова не маячила перед лицом. А те, кто сидел в креслах на ровной хоккейной площадке испытывали большие неудобства. Только, было,  приложу бинокль к глазам (их выдавали всем желающим) и вижу лысую макушку впереди сидевшего мужчины. Вот и сидели зрители в креслах, метались из стороны в сторону в поисках лучшего обзора между двух сидевших впереди.

Вихляющей походкой вышел на сцену Георгий Вицын. Он рассказал юмореску, но в зале раздался смех и бурные аплодисменты уже при его появлении. Талантливейший актёр!  Не все, наверное, знают о том, что он родился 5 апреля 1917 года и до 1975 года, на момент закрытия девятого кинофестиваля, он снимался уже в 92 фильмах. Я нашла информацию о Георгии Вицыне в Интернете и поразилась его трудолюбию. Сыграл разноплановые роли в 118 кинофильмах, кроме этого, он озвучивал 60 других фильмов и 161 мультфильм.

Больше всех сорвал аплодисментов Мартинсон Сергей Александрович. Родился он в Санкт-Петербурге в 1899 году. Заслуженный артист РСФСР (1950). Народный артист РСФСР (1964). Выдающийся комедийный актёр, эксцентрик, мастер пантомимы, буффонады и гротеска. Один из самых популярных мастеров кино и театра. Сам себя комиком не считал, в то время как за рубежом искусство Мартинсона сравнивали с искусством Чаплина, – прочла я в Интернете.

 На время этого фестиваля ему было 76 лет. Он пел куплеты-частушки о себе, свистел и приплясывал. Помню, такие были слова: « Смотрю я утром в зеркало, так самому противно. Три раза был женат. Одна жена сбежала ночью с Курского вокзала. Другая жена средь бела дня ушла от меня». Пропел он много куплетов, ушёл со сцены, но зал вызывал его на «бис». Каждому выступающему артисту были отведены организаторами определённые минутки. Зрители продолжали громко хлопать в ладоши, а ведущий вызвал для выступления японскую артистку.

Молодая девушка, одетая в национальную одежду и обувь медленно семенила к середине сцены. Это надо было видеть. Кимоно к низу сужается и не даёт возможность делать нормальный шаг. Она шла долго до середины сцены, наверное, думала, что это её так тепло встречают зрители, которые под впечатлением от выступления Мартинсона не могли успокоиться.  Спела японка песенку по-японски тоненьким голосом и поплыла со сцены. Люди хлопали в ладошки не так бурно.

Представление закончилось в 23 часа, зрители покидали Дворец спорта. Мы со Светланой спешили к станции метро. Предстояли две пересадки. В электропоезде было мало людей. А когда вышли из метро на улицу, то встречались редкие прохожие. Мы шли в сторону памятника Юрию Долгорукому, там свернули в Столешников переулок. Напротив памятника у газетного киоска стояли подростки. А время показывало первый час ночи.
– Девочки, дайте закурить! – послышалось с их стороны. А на улице кроме нас не было никого. Мы шли в середине дороги Столешникова переулка, далеко от них. Но один паренёк направился в нашу сторону.
– Мы не курим, – крикнула я, и мы побежали вниз по дороге.
– Не надо, – сказал кто-то из них. И парень вернулся назад. А тут уже были  двор и дом, в котором мы остановились.

Васёна Карповна не спала, очень переживала за нас. Когда мы вернулись, была уже глубокая ночь. Открыла дверь и начала нам внушать, что нельзя так поздно ходить по Москве.  «– Это же Москва! Здесь каждый день убийства. Три дня назад девушку подбросили в нашем дворе к мусорному ящику…». Выслушали её советы, выпили чай и улеглись спать.

На следующий день мы уезжали в Нальчик. Там я заочно училась в университете, ехала на летнюю сессию. До Курского вокзала ехали со Светланой в метро. Когда вышли из вагона электропоезда, то увидели Георгия Вицына. Он вышел из соседнего вагона. Мы хотели его догнать, но он так быстро шёл, так что нам пришлось бежать за ним. Видно, он это заметил, прибавил шаг и вдруг исчез из вида. Наверное, спрятался за колонну. Мы крутились вокруг, высматривали, но артист, как в землю провалился. А тут электропоезд подошёл с другой стороны. Толпа двинулась вперёд и закрыла обзор. Мы бегали вокруг колонн, искали Вицына – не нашли и пошли на выход из метро. Вот здесь-то и увидели мы его шляпу среди людского потока. И чего бежали за ним? Что бы мы сказали ему, если бы догнали? –  Здравствуйте! Мы из Сибири. Можно на Вас посмотреть поближе? Вот на этой весёлой ноте я заканчиваю рассказ, о том, как мы с дочерью «фестивалели» в Москве.

Фото из Интернета.


Рецензии
Мне очень понравился Ваш рассказ, Алифтина.
С дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   27.03.2017 23:10     Заявить о нарушении
Спасибо. Очень рада Вашему визиту и отзыву. Вам здоровья в эти весенние проморзглые дни.Берегите себя. Алифтина.

Алифтина Павловна Попова   28.03.2017 01:28   Заявить о нарушении