Под крылом параплана

Под крылом параплана


"Он вечно пьян, в глазах его беспечность и свобода. Да, пьян, но знаешь от чего?
Конечно, от полета..."
        София Андреенкова.


Это особая порода людей, которые способны подчинить себе воздушную стихию, услышать музыку ветра, подняться над землей и посмотреть на мир с высоты птичьего полета. Все потому, что они могут летать. Летать на парапланах.

О парапланеристах до сего момента я практически ничего не знала. Так, мельком видела по телевизору пятиминутный ролик о людях, парящих над землей под вытянутым поперек куполом. В сюжете рассказывали об экстремальных видах спорта, один из которых был параглайдинг. «Это безумно романтичный вид спорта, но одновременно и очень опасный», - говорилось за кадром, где в это время улыбались счастливые лица пилотов, поймавших поток и набиравших высоту. В моей груди тогда что-то екнуло и зародилась мысль: будет возможность - попробую. Ведь, что скрывать, и я летала во сне, чувствуя небывалую легкость и свободу, поэтому так хотелось испытать это наяву...

Вживую удивительных людей я увидела года два назад, когда после отдыха на Чимгане проезжала мимо Чарвака. Оранжевые, синие, красные, как лепестки огромного цветка, парапланы летали над зеленым побережьем и лазурной водой водохранилища. Мне хотелось крикнуть водителю автобуса: «Остановитесь! Давайте посмотрим на это чудо поближе». Но я только завороженно смотрела в окно, не в силах оторвать глаз от красивого полета этих птице-людей. Однако, как говорится, всему свое время. И знакомство с параглайдингом у меня все-таки состоялось.


БАЛГАЛЫ

Как именно? Через сайт paraplanerizm.uz. Написала, ответили, созвонились и... вот я с группой парапланеристов во главе с инструктором Фарходом Закировым направляюсь в Балгалы, что в сорока километрах от Ташкента в сторону Алмалыка. Не знала, что на автомобиле можно забраться так высоко на холмы - был виден практически один капот, за которым сразу начиналось небо.

13 марта по всей республике стояла замечательная солнечная погода, а в Балгалы - начало лётного сезона, который по традиции открывается 8 марта. Все пилоты - веселые, общительные молодые люди, среди которых есть и девушки. Кто-то прыгает в четвертый раз в своей жизни, кто-то годами ездит в горы и уже буквально «прирос» к небу.

Еще по дороге узнаю, что Фарход Закиров, или Фара, как привычно его все называют в среде экстремалов, - один из лучших инструкторов по парапланеризму в Узбекистане, который понятным языком может объяснить новичку все необходимое. Причем в объяснение входят: краткий курс физики, аэрологии, географии, анатомии человека, материаловедения, механики, психологии и много чего еще. Словом, все, что помогло бы понять курсанту, как правильно летать с «одним крылом».

С 50-метрового холма Балгалы, облюбованного «небожителями», хорошо просматривается небольшое селение с огородами, стадами овец в округе и мальчиками на осликах. На гладких и местами довольно крутых склонах всегда дует легкий ветерок - как раз для пилотов-новичков, которые отрабатывают здесь взлеты и посадки. Конечно, динамических или термических воздушных потоков, как на Чарваке или Чанги, здесь практически не наблюдается, но место весьма популярное.

Пока пилоты раскладывают свое снаряжение, наблюдаю за их уверенными движениями и чуть заметным волнением, вернее, нетерпением поскорее оказаться в родной стихии - небе. Но для начала небольшая тренировка, суть которой в удержании параплана, так сказать, «привыкание» к крылу. Удержал - можно лететь. Нет - стой и тренируйся, пока крыло не станет продолжением твоей руки и тела. Без этого не совершится ни один полет.


КРЫЛО

Что представляет собой главный атрибут пилота - параплан? Свернутое и упакованное крыло выглядит как любой другой заплечный мешок и весит примерно 5 кг.

В полете купол площадью от 21 кв. метра надувается от ветра, попадающего в отверстия на лицевой стороне, и остается в таком состоянии во время полета. Параплан сделан из тонкой, легкой, но очень прочной ткани, которую пропитывают специальным воздухонепроницаемым составом. В ребрах купола имеются отверстия, помогающие равномерному распределению воздушного давления внутри. От купола отходит множество строп к подвеске, специальному сиденью для пилота, распределяя его вес равномерно по всей поверхности крыла. Дополнительные стропы присоединены к левой и правой частям хвостовой кромки и заканчиваются двумя петлями - клевантами, которые пилот держит в руках во время полета. Они служат для управления парапланом.

- Это дорогостоящее снаряжение, минимальная цена которого от 2000 долларов,  - поясняет Фарход. - Существует четыре  класса крыльев, градирующие по степени безопасности. Чем безопаснее крыло, тем оно малоподвижнее. Такими обычно пользуются новички. А вот улавливающие малейший порыв ветра, маневренные, развивающие высокую скорость крылья доступны профессионалам, потому что у этих парапланов за счет повышения летных свойств уровень безопасности ниже.

Для парапланеристов, кроме крыла и подвески, необходима специальная амуниция: ботинки на жесткой подошве, шлем, запасной парашют, средство связи - мобильный телефон или радиостанция. Все это служит повышению безопасности пилотов.

В чем же заключается опасность? Во время полета может неожиданно сложиться полкрыла и запутаться в стропах, то есть завязаться «галстук». Если вовремя не среагировать, то пилот рискует упасть с высоты и разбиться. Другой вариант - от порыва ветра параплан может схлопнуться, превратившись в обычную «тряпочку», которая ничего и никого не удержит. Поэтому перед полетом новичков тщательно инструктируют опытные наставники. Самообучение грозит потерей здоровья и даже гибелью пилота.


КОГО И ЗАЧЕМ БЕРУТ В ПИЛОТЫ

В то время, когда пилоты готовились к взлету, Фарход терпеливо отвечал на мои вопросы, первым из которых был: есть ли противопоказания для занятий этим видом спорта?

Как оказалось, летать можно практически всем. Возраст - от 16 до 60 лет и старше, если позволяет состояние здоровья. Кстати, перепады атмосферного давления с переменой высоты сильно влияют на сердечную деятельность. Соответственно, гипертоникам и сердечникам данный вид спорта противопоказан. Также необходимо иметь хорошее зрение, чтобы ясно видеть рельеф перед собой. Что касается веса, то это абсолютно не проблема для желающих летать, как птицы. В зависимости от веса человека выбирается подходящая площадь крыла.

По словам Фары, если вы сможете спрыгнуть с высоты один метр и при этом не травмировать себя, если вы способны адекватно оценивать ситуацию и побороть естественный страх перед высотой, то добро пожаловать в параглайдинг. Но, конечно же, это все не так просто. Десять занятий - минимум, который нужно пройти курсантам, чтобы научиться сносно летать. Или хотя бы правильно стартовать и приземляться на выбранной точке. Если за это время пилот так ничему и не научился, продолжать дальше не имеет смысла. Потому что дальше учат тому, как набирать высоту в динамических и термических потоках, как выходить из сложных и опасных ситуаций, одним словом, как стать профессиональным пилотом. «Высший пилотаж - когда попадаешь в передрягу и красиво из нее выходишь. А профессионалы уже заранее знают, где будет передряга, и туда не залезут», - как сказал Эдуард, один из пилотов.


СТИЛЬ ЖИЗНИ

- Параглайдинг - это экстремальный спорт, - продолжает Фарход, - здесь никто не соревнуется кто лучше и сильнее физически, как в обычном виде спорта. Суть экстрима - это балансирование на пределе безопасности, и предел этот постоянно смещается дальше и дальше. Поэтому летать или не летать - всегда добровольный выбор. Самое главное - не причинить своим увлечением вред другим. Человек не задерживается у нас больше года, если он не готов ради ощущения свободы принести в жертву, как минимум, свое здоровье. Потому что парапланеризм, если не хватает навыков, действительно, травмоопасен. Но в то же время это безопасный вид спорта для тех, кто знает. Когда едешь на машине, то при опасности можно повернуть или вправо, или влево. А здесь - небо, где, кроме направо-налево, можно вверх-вниз.

В парапланеризм приходят по-разному. Кто-то из любопытства, кто-то с желанием побороть депрессию, кому-то не хватает адреналина. Сам Фарход никогда не думал о том, что будет летать. Увлекался дзюдо, лыжами, а вот парапланеризм казался сродни полету в космос.

- В 2006 году мой друг, с которым мы вели схожий бизнес, неожиданно предложил полетать, - рассказывает Ф. Закиров. - Мне объяснили, чего не надо делать в полете, из чего я тогда запомнил - не дергать руками и не думать о плохом. Потом разбежался, прыгнул и... понял, что это мое. Я познал для себя невероятное и, оказалось, что это и есть занятие всей моей жизни. Остальное - лишь приложение к параглайдингу.

Сегодня Фарход Закиров -инструктор секции парапланеризма HACK ОСО «Ватанпарвар», член Международной авиационной федерации (FAI), участник международных соревнований и полетных туров. У Фархода есть и собственные рекорды. Например, накрутил на крыле высоту около 3200 метров, пролетел на параплане более четырех часов.

- Что испытывал при этом? В течение первого часа - эйфорию от полета, а потом состояние, похожее на медитацию: ничто уже не имело значение. Ты вне времени, в другом измерении, и при этом - у себя дома. Понятия, что можешь упасть и умереть, становятся несущественными.


ЧУТЬ-ЧУТЬ

Стропы натянуты, ветер в лицо, склон холма уплывает от пилота и...

- В первый раз это одновременно восхитительно и жутко, - говорит Лена, начинающий пилот. - Через несколько секунд до вас доходит, что вы действительно летите и что ваш параплан держит вас в воздухе. Рефлекторное желание после первого взлета - схватиться за что-нибудь, а ближайшая подходящая вещь - тяги. Но их нельзя хватать, потому что полет может быстро закончиться... Я уже прыгаю четвертый раз, но только сейчас до конца осознала, что мне нравится летать. Это адреналин, это море эмоций. Это надо испытать самому...

Нет, я так и не рискнула полететь. Хотя для первого пробного прыжка все поняла, но... Возможно, сыграли роль рассказы о гибели и травмах пилотов, о том, сколько нужно учесть нюансов во время полета, и просто понимание того, что еще не готова побороть тот первобытный страх перед высотой, который заставляет дрожать коленки и холодеть в груди. Однако теперь, заканчивая статью, я почему-то твердо уверена, что обязательно полечу - хотя бы ради того, чтобы потом могла сказать: «Я видела небо...»



"В настоящем полете все также, только впечатления еще ярче и пронзительней. Пейзажи внизу смотрятся как изящные японские миниатюры, и движение, движение, правишь куда хочешь, куда интересно! Музыка ветра и строп... Ее не слышишь в небе, но когда вспоминаешь полет, она, неуловимая, звучит отголосками в сознании, и засыпая, улыбаешься, и уже почти во сне думаешь: в следующем полете я обращу на нее внимание и послушаю и запомню. Ускользающее и прекрасное ощущение - гармония полета".
Александр Смолин.

Статья была опубликована в 2011 году.


Рецензии