А есть ли выход?

Большую часть жизни я беспокоилась и обижалась. Жить с этим было непросто, но альтернативы я не видела. Обстоятельства подталкивали меня к мысли, будто в моей жизни от меня ничего не зависит. Я боялась говорить своё мнение и отказываться от того, что я делать не хочу. Мне хотелось быть свободной от родителей и обязанностей и самой решать, как мне жить. В то же время едва ли я знала, что мне делать с моей свободой. Я никогда не понимала, чего хочу, и страдала от этого. Мне ничто не нравилось, ничто не подходило, люди и вещи казались такими неприлично неправильными, что накатывало возмущение.

Когда меня критиковали или принуждали к чему-то, я обижалась и считала, что мир ко мне несправедлив. Я искала признания, принятия и любви у других, а не получая этого, сходила с ума. Я чувствовала, что люди не принимают меня – и пыталась изменить себя или их. Я старалась заслужить любовь других или донести людям, что они плохо со мной обращаются и им нужно вести себя иначе по отношению ко мне.   
Ещё мне везде виделась фальшь, и я не понимала, зачем люди так притворяются? Я не понимала, зачем что-то делать, куда-то идти, чего-то добиваться? Всё казалось каким-то несущественным, относительным, отвлекающим от чего-то действительно важного. Я ни в чём не могла быть уверена вполне. Искала что-то настоящее, ценное, несущее покой и удовлетворение, а не просто поверхностное удовольствие от одобрения окружающих.

Казалось, жить просто невыносимо. Но при всём при этом я всегда чувствовала,  что есть какое-то очень простое решение. Что можно не сходить с ума и не расстраиваться из-за всего подряд. Что можно выдерживать любое отношение людей к себе и любые неприятные ситуации. Что найти то самое главное и стоящее, вполне реально.

Я искала универсальный рецепт, с помощью которого можно было бы решить любую проблему и обрести надёжное счастье, не зависящее от обстоятельств.
Если посмотреть, как я почти всё время жила, можно считать, что я была слепа. Я не видела мира, не смотрела на него, всячески от него отгораживалась. Отвергала предметы, ситуации, людей, которые мне не нравились, отрицала свои собственные неприятные переживания. Всё казалось неправильным и плохим, и я не собиралась иметь с этим дело. У меня не вызывал никаких подозрений тот факт, что от этой борьбы со всем миром было очень больно.

Мне было невдомёк, что я отрицаю законность того, что уже всё равно существует, борюсь с тем, что в данный момент отменить невозможно. Зато налицо были страдание, боль, а потом борьба с болью – и боли становилось всё больше и больше. 
Я досадовала, что у меня нет того, чего я хочу, а то, что у меня уже было, я классифицировала как нежеланное, мешающее, неподходящее, не нужное, либо просто не замечала его, барахтаясь в страданиях и замешательстве. 
Оглядываясь назад, я понимаю, почти всё время была не согласна с содержимым текущего момента и пыталась всячески из него убежать. Протест против мира приносил мне боль, и я бежала от этой боли, стараясь  выскользнуть из того места и времени, где я находилась.

Я вижу, что страдать меня заставляли не обстоятельства, а внутреннее сопротивление им. «Но как же не сопротивляться?» – скажете вы. «Неужели всё терпеть и не пытаться ничего менять?» Речь не об этом. Делать можно всё что угодно. Но нужно понять, что первичны не действия, а внутреннее состояние, из которого они рождаются.

Пытаясь что-то отрицать, говорить, что этого не должно здесь и сейчас существовать, мы отрицаем саму жизнь, отрицаем самих себя, а это больно. Ведь точно так же, как ЕСТЬ тот предмет, который нас раздражает, точно так же ЕСТЬ сейчас и мы сами. Это «ЕСТЬ» – та жизнь, тот Бог, та первооснова, что нас объединяет. Сущность этой первоосновы в том, что она всеобъемлюща. Она безгранична и потому принимает в себя абсолютно всё, что существует и может существовать, неважно, «хорошее» это или «плохое». А так как мы с вами тоже эта жизнь, то любой протест против чего-то, отвержение и непринятие чего-то в себе или в мире создает конфликт – мы сражаемся против жизни и против себя самих. Жизнь в нас – это наша почва, наша суша, та основа, на которой мы стоим и без которой мы тонем. Так как жизнь едина, то борясь с каким-либо другим проявлением жизни, находящимся вне нас, мы не можем не зацепить и себя самих; а зацепив себя, мы страдаем. Следовательно, лучше не бороться, не протестовать внутри себя ни с кем и ни с чем, ничего не отвергать.

Нет, это не значит, что надо сейчас покорно согласиться со всем и пусть жизнь тобой играет, как хочет. Это значит, что, выбирая, пойти навстречу чему-то или уйти в сторону от этого, будь то человек, предмет, ситуация, ты при этом не оспариваешь и не осуждаешь сам факт их существования в данном моменте.

Отвечая на внешние события, можно действовать по-разному, главное – помнить своё истинное «я» и не втягиваться во внутреннее состояние сопротивления и враждебности. Что касается ваших собственных переживаний, их тоже нужно принимать, какими бы они ни были. Возникла злая или «грязная» мысль, неприятные чувства? – Примите всё и ничего не осуждайте.  Никто не говорит оставаться с этим и терпеть. Вы вольны выбирать, чему отдать внимание в следующий момент, куда направить вектор своей жизни. Но если вы будете бороться с тем, что вам не нравится, негатив вас не отпустит и не даст переключиться на радостную волну.
 
Суть вот в чём: нужно всегда помнить в себе единую жизнь, своё настоящее «я». Это «я» выражается в осознании факта, что ты сейчас существуешь. Ты ведь не можешь сейчас сказать, что тебя нет? Ведь вот он ты – ты точно в этом уверен. Может быть, ты не знаешь, какой ты, не можешь определить себя словами, рассказать о своих качествах, интересах, целях, кредо, – но это и не нужно тебе. Всё равно тот факт, что ты уже ЕСТЬ, остается фактом, и ты чувствуешь своё наличие-присутствие на этой земле. В ком-то ведь рождаются все эти мысли, переживания, ощущения, восприятие… Как бы это всё появилось, не будь пространства, где оно появится? Вот на это присутствие и надо стараться направлять своё внимание всякий раз, когда вспомнишь об этом. Да, с этой точки зрения ты не определен, да, ты пустота, в которой всё может быть, ты не что-то конкретное. Но истинно ты именно это, а не то, что ты считаешь собой – свои идеи, переживания, мнения, занятия, пристрастия. При этом всё вышеперечисленное имеет место быть: ты можешь иметь свою позицию по каким-то вопросам, ты можешь к чему-то стремиться и чем-то заниматься, но важно помнить, что всё это лишь приложение к Тебе, наполнение  твоего внутреннего космоса-«я». Есть ли что-то, нет ли чего-то, меняется ли что-то – ТЫ остаешься неизменным и не потревоженным. Твоё Я так велико, что в нём есть место для любых вещей, событий, изменений, для ВСЕГО. Оно ничего не называет плохим и ментально не выкидывает из своего пространства. На деле ты можешь прекращать чем-то заниматься, уходить от каких-то людей, сказать о том, что тебя что-то не устраивает, но главное, чтоб внутри тебя при этом не было непринятия, осуждения. Даже если таковое есть, ты прими и его тоже, тогда будет совершенство.

Просто можно понять, ощутить это: ты – ЕСТЬ, и точно так же ЕСТЬ и все другие, всё, что ты видишь и встречаешь. В этом вы едины, похожи, и всё, что вас разделяет, для питающей  вас Жизни несущественно. А разделяют обычно мысли, например, «он какой-то не такой, он меня раздражает, он должен быть другим».
В мире может происходить что-то, что тебе не нравится, другие люди могут вести себя (в том числе по отношению к тебе) так, как ты бы сам никогда не сделал, но всё равно – ничего не отвергай. Не желай ничему исчезнуть с лица земли… Даже если и пожелал вдруг, не желай смерти этим своим мыслям и чувствам. Пусть тоже живут. Всему есть место в этой безграничной жизни.

Бессмысленно спорить с тем, что уже ЕСТЬ, оно от этого не перестанет быть прямо сейчас. А чтоб оно изменилось в будущем, можно что-то сделать, только не впадая при этом в изматывающее внутреннее сопротивление ситуации. Ведь совершенно невозможно отменить то, что уже есть, нельзя стереть его с пленки, нельзя перемотать назад и сделать, чтоб сейчас было по-другому.

Наверняка вы слышали мысль о том, что нужно менять не ситуацию, а отношение к ней. Звучит как-то обреченно и цинично, ведь нам непременно хочется изменить именно ситуацию. Мы хотим изменить себя, изменить людей, так, чтобы они устраивали наш ум. Но наша конечная и самая желанная цель – это счастье и покой, верно? А так ли для их обретения важно всё и вся переделать? Присмотритесь: мы вовсе не желаем менять себя! В глубине души мы горячо себя любим и считаем каждый свой шаг оправданным. И других мы также менять особо не хотим, просто желаем не страдать от боли, которую нам причиняют их поступки. Но мы уже выяснили, что боль – продукт сопротивления, а как обезвредить сопротивление, мы тоже знаем – принять его, как родное. Так что всё, выходит, в нашей власти, и не надо воевать ни с людьми, ни с собой. Да, можно работать и изменять этим себя и мир, но при этом в своей душе, в своих мыслях не носить поле боя.

Мир огромен и многообразен. Он находится за пределами наших представлений хорошем и плохом. В нем есть место всему, абсолютно всему. А так как мы сами тоже этот мир, эта жизнь, эта бескрайняя вечность, то и мы способны вместить, принять что угодно.

Война не нужна, и когда её в нас нет, жизнь перестаёт быть трудной. Трудности возникают тогда, когда внутри есть сопротивление факту существования условий, ситуаций, вещей, которые в данный момент имеют место.

Всё духовно, всё нормально, всё правильно. События, люди, мысли, эмоции, позитив, негатив, смысл, отсутствие смысла, интерес, скука… Для всего есть законное место в этом мире. Всему в нём хватает пространства. Увидьте: ВЫ есть, и оно –  тоже ЕСТЬ. Никакого конфликта.

Неважно, что с нами происходит, что мы делаем, что имеем и чего достигаем. Важно то, как мы чувствуем себя внутри. В самих по себе вещах, событиях, достижениях для нас нет наслаждения, если мы не чувствуем, где же МЫ, наше «я» во всём этом. Наша глобальная и самая полезная, уважаемая жизненная цель – это БЫТЬ, железобетонно укрепиться в осознании «Я ЕСТЬ». А всё остальное без этого не имеет смысла и не приносит счастья.

Заметьте, что счастье и покой не предполагают ухода от мира и материальной жизни. Это можно выразить так: «Я знаю, что я – это покой, это осознание “Я ЕСТЬ”, но я не отказываюсь иметь дело с материей, потому что принимаю её, не отрицаю и не отвергаю, ведь она тоже уже ЕСТЬ и зовёт меня».
 
Напоследок скажу пару слов на тему смысла жизни. Когда понимаешь, что ты – это твоё осознание «я есть», принимаешь всё, что происходит в тебе и в мире, то ты не ищешь объяснений смысла. Ты не спрашиваешь «зачем это существует?», ведь спросить означает усомниться в законности существования вещи, отвергнуть её, не принять. Какая разница, найдешь ли ты объяснение, зачем и почему существует какая-то вещь, если сам факт её существования от этого не меняется и те вызовы, приглашения к действию, которые тебе делает существование этой вещи, тоже никуда не деваются? Живи и помни, что твоё «я» – безграничный космос, в котором есть место для чего угодно.

А самая главная мысль здесь будет не моя, а В. Зеланда. Не нужно бороться с тем, что нам не нравится – нужно переключить внимание на то, чтобы создать мир, который бы нам понравился. А ещё – постараться заметить, что хорошего есть здесь и сейчас. Это всё меняет. Правда.


Рецензии