Собаки!

                Глава 7. Собаки похожи на людей!
Город Эдесса. Греческая Македония. Июнь 9-го года нашей эры.
Собак было восемь.
– По крайней мере так будет пока, – сообщил мне Кронос, – потом будет больше.
   В мои обязанности входило кормить их, отрабатывать простейшие команды, такие как: ко мне, рядом, взять. Всё это были молодые щенки в возрасте от трёх до пяти месяцев. И как я потом сообразил, этот проект создавался конкретно под меня.
– Со временем, – сообщил мне Кронос, – здесь будет более сотни собак. Конечно ты со всеми не управишься, и у тебя будут помощники, отвечая на мой немой вопрос сказал он дадим тебе в помощь мужчин, которых ты в свою очередь будешь обучать, как работать с собаками. Со временем ты станешь командиром отдельно взятом подразделении занимающегося собаками. Я был восхищён – сила и мощь задуманного поразила меня. Хотя и пугала. Это была одна из глобальных идей, которая могла преобразовать и реформировать римскую армию. Да, со времени основания Рима, многое изменилось. Многое стало иным. Рим рос и постоянно что-то в нём изменялось. Что было приемлемо одному-двум городам, совершенно недопустимо для империи. Со временем, исходя из исторических обстоятельств римский мир преобразовывался. Реформировалась и армия. Со временем, тренируя псов я заметил, что каждый из них обладает своим характером, какими-то особенностями. Даже в одной породе. Поэтому к каждому псу нужен был свой подход.
   Я сообщил об этом Кроносу – реакция была молниеносной – записывай всё! Веди журнал, что ты дела и как. Как ведут себя в тех или иных обстоятельствах собаки? Насколько они выносливы? Какие внутренние характеристики у каждой из них?
Это было действительно правильным. Кронос хотел знать, чего ожидать от псов. Через месяц, а у меня было уже более десяти псов, он вызвал меня к себе. Точнее не к себе, а пригласил в одну корчму. Так, будто мимоходом он заметил, было бы очень интересно послушать о моих наблюдениях. И я всё понял. Это бы своеобразный отчёт о проделанной работе.
Взяв свои записки, я отправился на встречу.
   Мы отхлебнули вина, и я начал свой неторопливый рассказ.
– Я заметил, что собаки, вроде бы похожие и грозные по внешнему виду, очень отличаются друг от друга. Некоторые учатся очень быстро, с другими этот процесс происходит сложнее.
– Также и у людей происходит, – улыбнулся мне Кронос, – в преторианскую гвардию отбираются самые сильные, и что самое важное самые обучаемые молодые люди.
– И все эти процессы происходят от восприимчивости собаки, то есть назовём это торможением и возбуждением. Какая-то из собак возбуждается быстро, а какая-то медленней. Но что самое интересное, чтобы быстро обучаемая собака запомнила команду, с ней нужно провести несколько занятий, и проводить занятия с определенной периодичностью. Медленная собака усваивает всё достаточно долго, но запоминает надолго. Первых я назвал флегматиками, а вторых сангвиниками. Конечно есть ещё одно, но. Нужно соблюдать постепенность перехода обучения от простого к сложному. Нельзя перенапрягать собаку. Её мыслительные способности. Она, всё-таки не человек и не обладает такой скоростью сообразительности!
– Ах вот оно что! – воскликнул удивленный Кронос, –было у меня несколько бойцов, они вроде как всё понимают, а уже следующее действие делают кое как. Намучался я с ними.
– Вот-вот! – поддакнул я, – всё дело в том, неторопливо отхлёбывая вино, – некоторые люди, или собаки возбуждаются, а потом не могут успокоиться. Так и собаки похвалишь их, дашь кусочек мяса в награду за достижение, и они уже скачут как ненормальные от своего собачьего счастья. А в это время уже необходимо выполнять следующее действие. То есть тут нет… уравновешивающих процессов торможения и процесса возбуждения. Ты отдаёшь команду одну, потом вторую, потом третью с уверенностью, что пёс будет делать их в заданной последовательности, а пёс стоит, раззявивши рот и не знает, что ему делать. Я, вначале, наказывал, а потом понял, что просто скорость мысли не так велика и хороша, как бы мне этого хотелось!
– Точно!  – и я также заметил у подчинённых. Они теряются! Многих пришлось отчислить.
Дело просто не в способности быстро переключаться на другое действие, скорость понимания законченности действия отстаёт. Оно у пса не закончено даже если он что-то сделал. А мы еже даём новое задание!
– Браво Корнелий! – Кронос расплылся в большой улыбке, – мне теперь всё ясно. Ты просто провёл анализ действий псов. Да, ты прав, это самое важное, процесс торможения и процесс возбуждения. Каждого он разный и только по завершении определенного процесса, человек или собака переходят к следующему! Если же не учитывать эти особенности, то вместо предполагаемой эффективности, мы получим иной результат! Противоположный!
– Точно! – воскликнул я. Я был действительно счастлив. Это нечто достаточно трудно описуемое действие мне удалось выразить словами и человек меня понял.
  Кронос поднял чашу с вином и поздравил меня:
– Теперь тебе необходимо завести дневник, куда записывай все свои наблюдения. Записывай туда всё, что примечаешь. Зарплату я тебе подыму, если будешь проводить такие ценные исследования. В общем, солдат, я ждут тебя. Надеюсь ты будешь радовать меня и далее.
Кстати, тебе задание. Думаю, мы с тобой сработаемся. Кстати, жене ты очень понравился вот тебе ещё послание.  Завтра отнесёшь.


Рецензии
"– Теперь тебе необходимо завести дневник, куда записывай все свои наблюдения. "Николай!!Замечательно пишите!Всех вам благ!С теплом,Нина

Каменцева Нина Филипповна   30.03.2017 05:39     Заявить о нарушении
Спасибо!!!!!!!!!!!!!

Николай Василевский   30.03.2017 06:29   Заявить о нарушении