Гусли

    Почему-то вспомнилась эта давняя история...Друзья меня пригласили на концерт гусляров. Тогда гусли только начали входить в моду, как и другие народные инструменты. Экзотика всё-таки. В Коломне, наверное, как и в любом другом городе существует культура для культуры, литература для литературы. То есть в этих кругах тусуются, как сейчас принято говорить, одни и те же, так сказать, избранные личности. Они проводят программы, согласно своих планов, литераторы издают Альманах сугубо для своего узкого круга авторов. Но существует и народное творчество, совершенно свободное от каких-то программ, не зависящее от указаний какого-либо вышестоящего начальства. Дело в том, что творческие люди очень общительные и легко заводят друзей в разных городах, где они бывают. А друзья имеют свойство встречаться и поддерживать друг друга. Так возникают внеплановые концерты, творческие встречи, организованные друзьями. В этот раз такая встреча проходила на территории Коломны, в центре по туризму и спорту, который находился в Запрудах. Артистов ждали из Москвы. Но они задерживались, поэтому собравшиеся поэты и музыканты в ожидании гостей и попели, и стихи послушали, даже потанцевали. Скучать было некогда. Артистов встретили на подъёме, подогретые, собственно говоря, творчеством местного разлива.
         Небольшой коллектив народного творчества в уютной, можно сказать, домашней обстановке представил нам свою новую программу, с которой они в скором времени готовились выступать на кремлёвской сцене, а, может, не на ней, а на другой, одной из главных сцен столицы. В общем, когда я потом по телевизору смотрела их выступление в концертном зале столицы, оно на меня такого ошеломляющего впечатления не произвело, как тогда, в маленьком зале, в уютной, почти домашней, дружеской обстановке.Причём, артистов приехало даже больше, чем ожидали. Все в нарядных народных костюмах. Представляли нам народные инструменты, о которых мы и не слышали, которых никто и не видел, такие они древние-древние. Жалейка, волынка, всевозможные свистульки, трещётки, кугиклы... Вы о таких слышали? А я увидела и услышала, как они звучат впервые. Понятное дело, балалайка, гармошка, ну бубны и бубенцы. По крайней мере, слышали как они звучат. А вот артисты не только играли на всех этих инструментах, но и попутно рассказывая, как  и где эти инструменты приобретались, для чего пришлось объехать всю матушку Русь вдоль и поперёк. Там и баллады записали, которые также для нас исполнили. Запомнились только первые строчки некоторых баллад
Как на вольных степях...
Не шуми мати, зелёная дубравушка...
Как далече-далече во чистом поле...
На заре то было, всё на  зореньке...

         Конечно, гусли сразили наповал. Такое ощущение было, что мы попали не то что в прошлый век, а в стародавние времена, добрые и такие близкие русскому сердцу. Обязательной программы всем показалось мало. Артистов отпускать не хотелось. А они тоже с удовольствием играли и пели всё, что было в их репертуаре, и даже сверх того. Помню, под впечатлением всего увиденного, услышанного и пережитого мы не заметили, как время перевалило далеко за полночь. Хочешь, не хочешь, а всему приходит конец. Поэтому распрощавшись друг с другом, с замечательными гостями, все стали разъезжаться по домам. И как-то так оказалось, что всем места в машинах не хватило, и небольшой группой "самых молодых" мы отправились в сторону площади Советской, так как большинство народа обитало в том направлении и дальше. Такси брать не хотелось, как и расставаться. Всю дорогу от Запрудов до площади, мы вдохновенно и весело обсуждали сегодняшнюю и уже вчерашнюю встречу. Так незаметно очутились на площади. Распрощавшись на трамвайной остановке, часть народа пошла ловить такси до Колычёва, часть рассосалась по окрестностям. И каких-то несколько минут в нерешительности я стояла на трамвайной остановке в размышлениях - то ли на такси ехать, то ли продолжить пешую прогулку, благо погода была замечательной. Не успела я ещё ничего решить, как к остановке подъехала чёрная иномарка, дверь открылась, и меня позвали в машину. Я сразу запрыгнула, подумав, что это кто-то из наших. Отвезли артистов  на ночлег, и решили меня заодно подбросить. Села. Закрыла дверь. В полутьме сразу лица и не разглядела. А когда разглядела, было уже поздно. Машина сорвалась с места, благо ехала она всё таки в направлении моего дома.
     Ну, думаю, влипла... Лица совсем не славянской наружности, уже немного навеселе, с ходу пригласили меня с собой в сауну, куда они ехали, как оказалось, чтобы развлечься:
- Откуда так поздно, красавица? Сейчас поедем с нами в сауну, попаримся. Мы вон и вина хорошего купили и закуску. Один из них стал демонстрировать бутылки с вином.
- Вы меня, ребята, извините, но я не пью.
-Совсем?
-Совсем.
- Больная что ли? - Они засмеялись.
- Неа, просто не люблю.
- Ну тогда угостим тебя...
- Я ночью не ем.
- Ну в сауну-то мы тебя всё равно возьмём, такую сладенькую, такую аппетитную.
Чувствую, что становится очень горячо. Уже руки пошли в ход. Поэтому, чтобы не накалять обстановку дальше, сказала, как отрезала:
- В сауну я с вами не поеду, потому что моя культурная программа на сегодня закончилась.А если подвезёте до дома, буду весьма благодарна.
- И чем же наша красавица культурно занималась, что такие красавцы, орлы, как мы не могут её уговорить?
- Гусли слушала.
Машина резко затормозила, так что впереди сидящий пассажир чуть лоб не разбил о лобовое стекло. Шофёр обернулся на меня с недоумением и повторил вопрос:
-Что? Чем занималась?
-Гусли слушала.
Гробовая тишина. Мужики в полном ступоре. Даже те, которые были уже пьяны, мне кажется, моментально протрезвели.
- Ну и... как гусли?
- Замечательно! Вы представляете!...
А дальше шёл мой эмоциональный рассказ об артистах, которые играли на гуслях и других народных инструментах, пели такие баллады, от которых то плакать, то кричать хотелось, на столько они душевные и нереально красивые... Я бы ещё долго могла делиться с ними впечатлениями от концерта. Но шофёр всё же меня прервал:
- Так, понятно. Мы куда ехали?
- Я домой, здесь совсем недалеко.
- А мы? - На какое-то время повисло молчание. Шофёр продолжал:
- Я, конечно, большой любитель музыки, но чтобы НОЧЬЮ ГУСЛИ СЛУШАТЬ!
Машина тронулась. А минут через пять я попросила остановить машину . Мои попутчики всю дорогу впоследствии не промолвили ни слова. То ли от ступора не отошли, то ли тоже гусли послушать захотели... Я выскочила из машины, пожелав счастливого пути моим попутчикам, а сама поспешила к дому. Они мне тоже пожелали всего доброго, искренне посмеялись напоследок:
- Такая красивая, такая аппетитная и... гусли!
Машина поехала дальше. А я шла быстрым шагом, почти бежала, и думала:
- Полная машина красивых, молодых, крепких мужиков... Как на подбор. А, может быть, и славяне, ведь по русски говорили чисто... Правда, чернявенькие все... Да кто же их разберёт... Ну поплавала бы... ночью... для разнообразия... Свободная же, кто осудит? Не дура ли? Другие бабы с ума сходят, сами вешаются на мужиков, ни на что не смотрят... А я...Вместо того, чтобы счастья женского сполна напиться, да любовью насладиться, по ночам гусли слушаю...ЧуднАя! или чУдная... Мне было смешно.


Рецензии
Велика сила искусства.Замечательно

Василий Зиновьев   31.05.2017 11:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий. Конечно, велика, и не только искусства. Вспомнился случай, моя ученица рассказывала. Она поздно возвращалась на такси. Молодая, красивая, таксист повёлся. Остановился в глухом месте с понятной целью. А она увлекалась астрономией. Начала ему рассказывать про созвездия, которые вдали от города прекрасно были видны. Тот подумал, что она от страха умом тронулась и повёз её по адресу, даже деньги забыл взять... Всякое бывает.

Наталья Евстигнеева 2   31.05.2017 13:40   Заявить о нарушении