1. Наш гость Президент Франции генерал де Голль

НА СНИМКЕ Президент Франции генерал Шарль де Голль и академик М.А. Лаврентьев в Академгородке.


24 июня 1966 года новосибирский Академгородок посетила правительственная делегация Франции во главе с Президентом Шарлем де Голлем. С ним прилетел и Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный.

Мы поджидали генерала на улице у входа в малый зал Дома ученых. Я с интересом смотрел на него. Для меня он был одним из героев Второй мировой войны, портреты которого публиковались в газетах. А все, что в моей жизни связано с этой войной, всегда вызывало у меня повышенный интерес и внимание. Эта война занозой сидела во мне с детства и осталась в душе и посейчас.

Официальный прием прошел в только что сданном в эксплуатацию спортивном зале Дома ученых. Ещё пахло краской. На стенах была закреплена шведская стенка, а в торцах были закреплены баскетбольные корзины.

Когда де Голль и Лаврентьев вышли из автомобилей и оказались рядом, мне бросилось в глаза, что они практически одного роста, долговязые, худые. И походки у них были похожи. В общем, один типаж.

Де Голля приветствовали, хлопая в ладоши. Он кивал нам, проходя в спортивный зал.
В это время ко мне бросился академик Владислав Владиславович Воеводский:

– Миша, – сказал он, протягивая мне импортную кинокамеру, – поснимай, пожалуйста, а то мне не удастся. Оказывается, меня пригласили туда, – он махнул рукой по направлению к столу, предназначенному для именитых гостей и Президиума СО АН.

Я не имел понятия, как можно снимать этой камерой, – я тогда держал ее впервые в жизни. Я и не видел такой в магазине.

– Наверное, она продается только в валютном магазине. Какая же у нее должна быть цена? – подумал я.

К счастью, я быстро разобрался (особо и разбираться было нечего) и начал снимать, хотя в голове у меня мелькнула мысль, а позволят ли мне кагебешники снимать Де Голля. Агентов КГБ в штатском рядом было полно, некоторых из них я знал в лицо. В Академгородке трудно было не знать кого-нибудь.

Я снимал, и меня никто не останавливал. Так что, я отснял и выступления во время приема и обратный проход Де Голля и Лаврентьева к машинам. Кроме того, я старался, чтобы и Владислав Владиславович попадал в кадр.

Интересно, сохранилась ли моя запись?

Де Голль и другие французские гости, а также Лаврентьев, Подгорный, члены Президиума СОАН и Горячев сидели за столом в дальнем конце зала, а приглашенные на этот прием, включая и меня, сидели на стульях, поставленных в несколько рядов в другом конце зала у самого входа.

Академик Лаврентьев и генерал де Голль выступили с краткими речами. Но их было плохо слышно. Впрочем, я и не вслушивался, а снимал на камеру.

Потом де Голля завезли в какие-то Институты (судя по опубликованным фотографиям из архива СО РАН и заметке в газете «ЗНВС» №26 от 28 июня, – в Институты ядерной физики и геологии и геофизики), но этого я не видел.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/27/437


Рецензии