Путь апостолов. Записки Дашкова Анафема. 25

               
Глава 25

        Из записок Дашкова.
      
            Павел и Варнава

                1.
                Анафема.

               
 «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира в безумие?»               
                (1Кор.1,20)

               Шаул  вспомнил, что на Кипре, в Неопафосе когда Варнава проповедовал в синагогах,  среди приближенных римского проконсула Сергия Павла был человек, выдававший себя за Учителя. Звали его Бариарх. Он приписывал себе звание мудреца и считал себя  избранником бога и помазанником для выполнения важной миссии - наставления  ищущих истины. В запальчивости он бросил Шаулу и Варнаве :
        -Я наделен особым мистическим знанием - знанием божественной истины, которое я получил от самого Бога.
        -От какого Бога? - задал вопрос Варнава.
      - И какое знание ? - добавил Шаул.
       -Читайте книгу Иова, читайте мои псалмы, - гордо отвечал Бариарх. - Я, праведник и мученик за веру, преследуем фарисеями и саддукеями, благодарю бога за то, что он дал мне знание и силы нести эти знания. Все мои страдания ничто в сравнении с конечной победой над всеми врагами. Грядет моя великая сила!  Те, кто меня презирал, рассеяны будут. Мужи, которые против меня боролись и мои противники , как мякина разнесутся под ветром. Но мое господство выше... Мой бог поднял мой рог высоко, и я сверкаю в семикратном свете. 
          -Уж не ставит ли он себя предтечей Иисуса Христа? -шепнул Шаул Варнаве. Такие слова всегда вызывали в нем гнев. Кто он такой? И каков его Бог? .
          -Ты призываешь остаться верным  богу отцов, единственно истинному богу Яхве,-грустно промолвил Шаул,- и за это мы будем вознаграждены им, ибо он справедлив и всегда воздаст добром, тем, кто ему верен. Но кто поймет глубины господа и его премудрость и кто может предписать богу правосудие?
         Потом  задумался и добавил:
         - И все-таки ты , Бариарх, не имеешь во всей полноте откровение, то откровение , которое идет от Иисуса Христа. И ты не можешь ответить на главный, отчаянный вопрос: почему, если твой бог благ и правосуден, человек, даже если он невинен и праведен, страдает и почему все люди должны умирать, ведь смерть - тоже от бога, ведь это бог губит невиновного, как и злодея?
         Шаул и  сам размышлял над этими  вопросами. Как объяснить ему, что страдания невиновного - страдания временные, а смерть вовсе не означает конца существования.. Для всего человечества благодаря искупительной и спасительной жертвенной смерти Иисуса Христа открылась возможность продолжение жизни в Царстве Небесном, жизни вечной и настолько блаженной, что в сравнении с ней страдания, перенесенные человеком в земной жизни, покажутся ему совершенно ничего не стоящими. Это блаженство  уготовано в небесах всем христианам и всем обделенным в земной жизни.  И затем он гордо вымолвил:
          -Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет , если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное , или другое какое. Но Бог даст ему тело, как хочет... Так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, возрастает тело духовное».  И еще я хочу сказать тебе как иудею, который толкует Закон, но не знает главного...
           Шаул знал, что ни Варнава, ни Марк, не поддержат его мысль во всей полноте, что по этой причине  у него уже произошла стычка с Марком  и он наверняка в красках описал это своему дяде Варнаве, но Шаул твердо продолжил:
            -Не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, а от Бога.
           Бариарх, спокойный , как Иов, перебил Шаула:
          -Наша религия, религия Яхве говорит о том, что после смерти будут вознаграждены вечной жизнью и блаженством только праведные и только они будут сиять в вечной славе, как звезды во веки и навсегда. Только избранные получат спасение! - воскликнул он.
           -Ты   человек, упоенный своей гордыней, ты слеп душой, -не сдержался и воскликнул Варнава. -Я тебе напомню притчу о богаче и  бедном Лазаре, которую рассказал Иисус из Назарета.  Послушай ее внимательно и ты поймешь истину. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий,  именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы проходя лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово;  умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и  сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо, вспомни , что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.
         -И что из этого следует?- вопросил Бариарх.
         -Здесь глубочайший смысл заложен, хоть притча тебе кажется незамысловатой,- гордо произнес Варнава, - с виду кажется, что на земле добро и зло, жизненные блага и бедствия распределены  богом между людьми не только неравномерно, но и по большей части несправедливо . Одни нищенствуют, другие - пиршествуют. Но Иисус торжественно обещал в Нагорной проповеди:  «блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытились. Напротив горе вам, богатые! Ибо вы уже получили  свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете».
           -Так вот, - продолжал Варнава,- здесь тот же смысл. В посмертном существовании Бог полностью обнаружит и докажет свое правосудие и справедливость: тот кто недополучил счастья на земле, при жизни, обретет его даже с избытком в Царстве Небесном, на лоне Авраамовом . И пусть не тревожит бедняка сознание, что он не без греха, что он может быть по бедности или по другим причинам нарушал Закон, совершал греховное и преступное и что из-за  той же бедности  не имеет возможности принести искупительную жертву в храм.
         -Раньше человек испытывал страх перед смертью, которая для него была превращением в прах, в пищу червям, - продолжил рассуждения Шаул ,- Екклесиаст это выстрадал  и он говорил: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, чем мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что память о них предана забвению...»  да, таковы грустные и даже печальные слова Екклесиаста, но нам надежду дает Христос и кто принимает веру в Иисуса, кто исповедует , что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
           - Главная идея, - добавил твердо Шаул, - жизнь человека изначально предопределена Богом и это согласуется с учениями отцов , ибо еще пророк Иеремея уверял, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим. Собственно примеров в Законе много, - выдохнул Шаул,-  так было с Ревеккою, когда она зачала  в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего, ибо , когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого , дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от призывавшего.Сказано было ей, что больший будет в порабощении у меньшего. Иакова Я возлюбил , а Исаава возненавидел. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорил Моисею «кого миловать, помилую, кого жалеть , пожалею». И я хочу сказать, - Шаул выпрямился и перекрестился, - что избранники Божии - это христиане. Человек уверовавший в Христа, уже по одному этому может и должен считать себя призванным и избранным, потому что и христианином он стал не иначе как по изволению Божию.
          - Я скажу о себе, - вдруг неожиданно и как-то по- детски улыбнулся Шаул, - вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне  Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью... Раз Бог призвал, значит и оправдал,   вот что главное, на чем христианство держится.
           - Ты веришь, что ты невиновен и вместе с тем Яхве наказывает тебя и ты не находишь ответа на вопросы: «Неужели Бог зол и жесток? Бог тебя не слышит?». Но в утешение тебе, ибо я ,Варнава , прозванный «сын утешения » скажу, что есть посредник и спаситель - это Иисус Христос. Это Он из любви к людям  спустился на грешную землю и  вочеловечился , и Он стал способным страдать и сострадать, проповедовать любовь к людям и сам явил пример высочайшей любви - отдал себя на мучительную смерть в качестве искупительной жертвы за грехи человечества. Этим Он открыл возможность обрести для людей после смерти  новую жизнь и блаженство. Ибо Бога , о котором ты рассказывал Бариарх, нельзя полюбить, к нему можно испытывать только чувство ненависти или страха. У нас - Бог есть любовь, и веруя в Сына Божия, мы имеем жизнь вечную. Такова вторая, главная идея христинства !.
           Шаул, в такт словам Варнавы, утвердительно качал головой. Это ему с его немощью в теле и силой духа придется отказаться от старых догм и предписаний Ветхого Завета: от обязательных жертвоприношений  в Иерусалимском  храме и от субботы, от ритуала  обрезания  и так далее ... и так далее... Блестящая богословская подготовка, знание Ветхого Завета, книг пророков, Псалтири  - все это сделают Шаула известным всему миру апостолом язычников под именем Павел. 
         - В одном ты прав, Бариарх, что мудрость мира сего есть безумие перед Богом , но я имею в виду мирскую мудрость, позволяющую себе судить о боге и осуждать его промысел, - сказал Шаул.
         - Но поскольку я слеп в вере,- сказал Бариарх, как вы считаете, послушайте мои вопросы и рассуждения:  если Бог справедлив и милосерден, почему он решил отложить воздаяние Лазарю и возмездие богачу на посмертное будущее? Почему Он, предоставил одному всю жизнь голодать и мучиться от струпьев, а второму наслаждаться  жизнью? В чем тут милосердие и правосудие Бога?
          На что Шаул резко ответил:
          -Ты всю жизнь останешься слепым в душе твоей. Бог кого хочет милует, а кого хочет ожесточает. Ты скажешь мне: за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? А ты, кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? 
       - Ничего нового я для себя в твоих словах не слышу, - Бариарх скривил губы и пожал плечами, - это ты, Шаул, считаешь, что тебе Бог напрямую дал свое благовестие и в твоих словах и деяниях теперь откровение и истина... Но я так не считаю. Тем, кто учит по другому, не как ты, Шаул, будет проклятие?
       - Да, если бы даже ангел с неба стал благовествовать, не то, что я, да будет анафема! - Шаул высоко взмахнул рукой, делая рассекающий жест, и прекратил спор.


Рецензии