Чему следует учить в школе

Все мы учились в школе. Кто-то в советской, кто-то уже в российской. И многие подтвердят и согласятся с утверждением, что большая часть того, чему нас учили десять лет, в практической жизни нам не пригодилось.

А почему так произошло? Почему получилось так, что из потраченных десяти лет, минимум половина потрачено впустую или, скажем более мягко, не эффективно? Да потому, что самые главные и нужные знания, а именно, как жить и реализовать себя в современном постоянно меняющемся мире, как стать полноценным, счастливым и здоровым человеком, нам в школе не давали. А ведь это самые главные знания, без которых прожить по-настоящему полную насыщенную жизнь просто не возможно.

Так чему же нужно учить детей, что бы к моменту наступления взросления каждый из них стал настоящим человеком, человеком не просто с большой буквы, а что бы каждая буква в слове ЧЕЛОВЕК была заглавной. Какие знания должны получить дети, что бы в будущем они стали творцами и хозяевами своей судьбы, а не очередными серыми овцами в стаде? Постараюсь описать своё видение проблемы, настолько, насколько это возможно.

Учить детей нужно Конам Мироздания. Основным законам, правилам, по которым живёт Вселенная, Космос, Планеты, Природа и мы с вами, как её часть. Таковых законов несколько, перечислим основные:

1. Закон Свободы воли.
Закон Свободы воли состоит в том, что никто не имеет права нарушать волю человека. Никто не имеет права принимать решения за вас. Вы и только вы сами ответственны за свою жизнь, и если кто-то нарушает вашу волю, то ответственность переходит на него. Типичным нарушением свободы воли человека является проведение религиозных обрядов над новорождёнными и малолетними детьми. Разного рода крещения, обрезания и инициации маленького ребёнка, не способного за себя постоять. Сюда можно отнести и прививки. Родители, совершающие подобные действия, делают большую ошибку, за которую им придётся заплатить. Когда ребёнок вырастет, то сам выберет для себя подходящую религию или философское направление, но вы не имеете права делать этот выбор за него. Исключение составляют ситуации, угрожающие жизни и здоровью ребёнка. В таких случаях вся ответственность ложится на его родителей.

2. Закон Борьбы и единства противоположностей.
Метафизический Закон борьбы и единства противоположностей прекрасно описан в терминах “инь” – “янь”. В русском фольклоре он очень точно отражён в виде пословицы “Не было бы счастья, да несчастье помогло”. Михаил Булгаков в Мастере и Маргарите также очень хорошо и образно описал относительность понятий добра и зла, а также их места и роли в жизни человека.

3. Закон Притяжения подобия.
Подобное притягивает подобное, говорили древние философы. “Лычко к лычку, верёвочка к верёвочке” – говорили на Руси. Представители элиты во все времена подбирали пару среди себе подобных, из своего сословия или круга. Межсословные браки никогда не одобрялись, и можно объяснить почему. Девушка из богатой аристократической семьи вряд ли могла быть счастлива в паре с крестьянским сыном. Пропасть между ними могла быть непреодолимой из-за разницы в мировоззрении и жизненных приоритетах. То же самое можно сказать и о межрасовых и межнациональных браках. Зачем мучаться с чужим, когда проще и логичнее найти своё.
Закон притяжения подобия имеет и обратную силу. Поясню. Наверное, многие замечали, что питомцы и их хозяева часто становятся похожими друг на друга. Если вам не хватает каких-либо личностных качеств, то вы можете найти себе пример для подражания, начать одеваться, говорить, вести такой же образ жизни, как ваш кумир. И вскоре вы увидите, что начинаете обретать недостающие вам качества. Это тяжёлый труд, но он приносит свои результаты. Если вы искренне желаете счастья и удачи другому человеку, то счастье и удача приходят в вашу жизнь. И наоборот, если вы желаете кому-то зла, то не удивляйтесь, когда негативные события проявляются в вашей жизни. Наши предки говорили: “Кто чужому горю радуется, тот к себе горе призывает.” Стратегическая цель любой войны сегодня, не полное уничтожение врага, а привлечение его на свою сторону. Уничтожить легко, сделать союзником и другом намного сложнее. Это очень тонкий и важный для понимания момент.

4. Закон Кармы.
Закон Кармы является лишь частным случаем Закона сохранения энергии, известного нам из старших классов школы. Но мало кто из нас переносил этот закон из учебника физики на свою реальную жизнь, мало кто проводил подобные параллели, а зря. Скольких ошибок нам всем удалось бы избежать? Кто знает? “Что посеешь – то и пожнёшь”. “Как потопаешь, так и полопаешь.” В нашей жизни и событиях в ней нет ничего случайного, всё в той или иной степени является закономерным следствием наших поступков. Осталось только разобраться с причинно – следственными связями.

5. Закон единства Мира.
Какой бы огромной и безграничной не казалась вам наша Земля, Космос, Вселенная, мы все находимся в замкнутой системе. Все мы живём на одной “подводной лодке”. И ошибка, допущенная одним членом команды, может повлечь за собой аварию на всём кораблем. Всем нужно помнить об этом и относиться к своим мыслям и действиям осознанно.

6. Закон Цикличности процессов.
Все процессы в природе цикличны и имеют собственный период. День сменяет ночь, зима приходит вслед за летом. Смерть является продолжением жизни. И жизнь – продолжением смерти. Какой бы тёмной и безконечно мучительной ни казалась ночь, надо всегда помнить и знать, что наступит утро и взойдёт Солнце. Выражение “Всё вернётся на круги своя” говорит нам о том же самом. В Книге Екклезиаста написано: “Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас”. Если говорить о славянской традиции, то самый известный из древних символов коловрат, являлся отражением мировоззрения наших предков. Глубокое понимание извечного круговорота (коловращения) всего и вся в Природе было для них основой мировоззрения. Для них не было смерти, так как жизнь и её постоянное циклическое движение и изменение они видели, как единый непрерывный процесс. Можем ли мы с вами сегодня похвастаться таким мировоззрением?

7. Закон нелинейности восприятия, угасания и нарастания.
Физические, химические, социальные, физиологические и иные процессы в Природе, обществе и человеке, связанные с накоплением, тратой и преобразованием энергии, протекают (нарастают и затухают) нелинейно. Чувство голода нарастает по экспоненте. Острая боль проходит и ослабляется нелинейно и, часто, ещё и колебательно. Человек воспринимает яркость света и громкость звука логарифмически, то есть не по их натуральному значению, а по приращению количества нулей. Так если сделать яркость света в комнате больше в 10 раз, то в средний человек скажет вам, что стало ярче примерно в два раза. Практически все подобные случаи можно описать известными из курса математики нелинейными функциями и/или их произведениями. Повторю, линейные процессы в Природе, это большая редкость.

8. Закон Меры
Во всём надо знать меру. Мера нужна и в труде, и в отдыхе. Даже материнская любовь к своему чаду должна иметь границы, так как безграничная любовь убивает. “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина  является прекрасным обучающим пособием по данной теме. Бабка, которая не знала меры в своих желаниях, захотела стать владычицей морской и что бы рыбка была у неё в прислужении, потеряла всё, что имела. И она уже никогда не обретёт потерянное.

9. Закон Непрерывности изменений
Всё меняется. Нет ничего постоянного. Меняются устои, традиции, законы, границы государств и языки народов. Как бы нам с вами не хотелось постоянства, оно не возможно по определению. Так как основной характеристикой такого явления, как жизнь, является постоянное изменение. Всё живое меняется, только на кладбище тишина и покой.

Существуют ещё несколько дополнительных законов, которые являются частными случаями или комбинациями описанных выше законов. Не стоит останавливаться на них отдельно. Важно понять другое, нашим детям сегодня не нужны обрывочные знания, не нужны оторванные друг от друга исторические даты и спорные персоналии, не нужны уроки русского языка, на которых учат не происхождению и развитию языка, а тому, как на сегодня писать “правильно” то или иное слово. Им не нужны оторванные от жизни физика, математики и химия с их непонятными формулами и абстрактными понятиями.

Нашим детям нужны фундаментальные знания и Природе и окружающем Мире. Потому, что только поняв то, как устроен Мир, ребёнок сможет эффективно реализовать себя, стать хозяином собственной жизни, творцом и созидателем. Сегодня понимание этого важно, как никогда.


Рецензии