Мой лучший друг Санька

28.03.17 Вчера был день памяти брата Игоря. Я позвонил сестре Гале и напомнил ей об этом. Она пригласила меня к себе на поминальный ужин. Мое напоминание она встретила как- то без энтузиазма.
Уже в ходе беседы я почувствовал в ее риторике не сожаление о брате, а какое- то пренебрежение к памяти о нем. Обычно об усопших говорят только хорошее или ничего не говорят, ставят зажженную свечку или стакан с водкой и куском хлеба.
 Но соблюдения такого обычая я от нее не заметил. Вся ее риторика была направлена только на упреки к брату - что он для нее с самого своего рождения являлся обузой.Родители, якобы, навязали роль няньки, и ей это похоже не нравилось.
Но то,что отцу дали 3-х комнатную квартиру благодаря 3-му ребенку в семье, и каждый из нас получил по отдельной комнате - об этом она почему- то забыла сказать. Свечку она тоже запамятовала поставить в память о младшем брате. Я с сожалением слушал все ее упреки в адрес брата,старался не встревать в монолог, но автоматически,сам того даже не подозревая, перевел ее разговор на семью Фоминых, которые были в то время соседями по подъезду и проживали на 2 этажа выше.
Семья Фоминых состояла из пяти человек. Глава семьи, Василий Филиппович, служил в местной воинской части охранявшей стратегический завод ЧМЗ, на котором трудились наши с Галей и Игорем родители.
Майор по званию, Филиппыч, был приветливым мужиком, но это только казалось внешне.
За приветливостью скрывались его командирские замашки и барское поведение. В семье, конечно же, на него все молились. Мой отец его недолюбливал в основном за конфликт в гаражах.
Дело в том, что  гараж, где томился наш «Москвич», находился у самой воинской части. Гаражный блок на общественных началах тогда возглавлял наш отец. Тогда была проблема в подсоединении электричества к гаражному блоку от воинской части.
Отец просил соседа посодействовать в решении этой проблемы. Но майор отказался в этом помочь, хотя занимал должность зама по тылу командира полка части. Не знаю причины этого конфликта, но отец с тех пор говорил мне откровенно после какой- нибудь выпивки , что вояки - это дармоеды, ничего не производящие, сидят на шее у государства и пьют кровь трудового народа.
Я тогда был пацаном от 10 до 15 лет и на эти высказывания отца не обращал внимания т.к внешне Филиппыч был мне симпатичен.
 Ираида Владимировна - жена майора, работала воспитателем в детском садике.Кстати,и Санька-ее сын один год был ее клиентом. Кроткая, скромная женщина- такой я ее запомнил,когда мне приходилось бывать у Саньки в гостях.
Бабушка - мать майора, не помню как ее звать, добродушная пожилая женщина всегда чем- нибудь меня угощала или что-нибудь дарила.
Игорь - старший сын майора, старше меня на 5 лет, запомнился мне как веселый, умный паренек.
У него была интересная манера всегда смеяться и прищуривать один глаз. Нам пацанам из двора было это забавно видеть и мы тайком между собой посмеивались над этой его причудой.
Однажды я даже схлопотал от него затрещину за мое неосторожное передразнивание, но обиды я не держал, а было только уважение к нему как к взрослому.
Очень скоро он поступил в Свердловске в УПИ и уже редко стал  появлялся среди дворовых пацанов. Но может быть уважение к нему было еще и от того, что у них с моей сестрой Галей сложились тайные отношения т.к я стал замечать их вместе по вечерам в подъезде. Потом он стал заходить к нам в гости, благо что у Гали была своя отдельная комната.
 Отношения у них так и не сложились. Может быть и поэтому к своему брату - тезке соседа создали у Гали негативное отношение к имени Игоря.
Ну и самым главным объектом моего внимания к семье майора был Санька,младший сын майора - мой лучший друг. Он был младше меня всего на 2 года, и интересы у нас полностью совпадали, тем более что и жили мы рядом,  отделяло нас всего 2 этажа пятиэтажки.
Я проживал на втором этаже, он- на четвертом. Это было очень удобно для телефонной связи. Протянув провод из окна в окно, мы могли запросто общаться по простейшему телефону. Вместе мы занимались авиамоделизмом, хотя ни в какие пионерские кружки не ходили.
Я довольствовался информацией только от отца и из книжек. Можно смело сказать, что отец был для меня тогда источником информации, каким сейчас для меня является интернет.
Для реализации плана постройки модельного самолета нужен был микродвигатель внутреннего сгорания. В посылторге он стоил 10 рублей. По тем временам для нас- пацанов, это были большие деньги. Мы с Санькой решили их заработать сбором ягод для  аптеки.
Мы облазили почти все рябины на окраине города, получили множество синяков царапин и шишек, обломали немало веток, но заветные 10 рублей мы все- таки заработали. На вырученные деньги через посылторг купили желанный микродвигатель МД-5, мощностью в 0,5 л.с. при числе оборотов в 12000об/мин.Для нас это был предел счастья. Не было для нас тогда большего увлечения кроме авиамоделизма. Небольшая проблема была в обкатке двигателя и в топливе т.к двигатель работал на спирту в смеси с касторкой.
Но эти проблемы были успешно разрешены: отец на работе выточил пусковой шкив, а топливом нас снабдил Филиппыч, конечно же, через Саньку. Санька знал способ, как втихаря отлить у отца из бутылки заначеный спирт.
Смастерив нехитрое приспособление для крепления двигателя, бачек для подачи топлива, резонансную выпускную трубу, мы удачно провели в Санькином гараже,где стояла их "Победа",первые испытания.
После запуска бельевым шнуром двигатель начинал бешено набирать обороты, при этом оглашая гараж неимоверным ревом, очень напоминающим рев реактивного двигателя, который еще и сопровождался струей густого дыма.
Все это приводило нас в необычайный восторг. Рев мотора заменял нам самую лучшую музыку,а запах дыма приводил нас в самую настоящую эйфорию.
 Немножко мы  и грешили, употребив по «граммульке» гарной жидкости себе  во внутрь, но никогда этим не злоупотребляли т.к спирт был для нас на вес золота.
В последствие и я у своего отца втихаря изымал из заначки спирт, но он скоро это просек и стал умышленно его разбавлять. Я это понял тогда, когда двигатель перестал заводиться.
 Испытания я продолжал и у себя в комнате, чем вызывал недовольство соседки снизу, бабы Маши, пронзительным ревом двигателя.Я прекращал свое увлекательное занятие после настойчивых звуков от ударов по трубе отопления.Тогда я пошире открывал окно и выбегал на улицу, воизбежание скандала в присутствии матери или отца, которые вот- вот должны были вернуться с работы.
С Санькой мы конструировали моторный велосипед, взяв за основу мой подростковый «Орленок».Велосипедный мотор, наполовину разобранный, мы обменяли у местного алкаша за бутылку «белоголовой»,которая тогда стоила 3.62 руб.Деньги копили, экономя на школьных обедах.
Мотор был уже почти установлен на «Орленок», оставалось только подобрать цепь и установить ведомую звездочку.
Но произошло большое для нас несчастье. Сарайка ,где хранился велосипед, была подло вскрыта и велосипед исчез вместе с мотором. Долго мы с Санькой сокрушались по этому поводу, была какая- то надежда на участкового. Но тот проявил явное нежелание нам помочь, и напротив даже обвинил нас в незаконном приобретении двигателя, да еще с подозрением на то, что мы его украли.
После этого случая всякое доверие к участковым у меня начало пропадать, а уже окончательно пропало тогда, когда уже потом,в юношеском возрасте, меня заподозрили работники правоохранительных органов во вредительстве.
Тогда, на предприятии где я работал, кто- то тайно раскурочил всю электронику в станке ЧПУ и подозрение у ментов пало именно на меня как радиолюбителя.
Тогда они бесцеремонно зашли в мою комнату в общежитии и похозяйничали там. Я в это время был на работе. Они там ничего не нашли и причин для обвинения не было, но в результате их «хозяйствования» у меня пропали дефицитные инструменты - мелкие сверла, метчики, плашки и некоторые радиодетали, не имеющие никакого отношения к их поиску.
После предъявленной мной им претензии они нагло стали угрожать  вопросом, где это я все взял. Этот инструмент я действительно в основном не покупал, а копил годами, когда работал в инструментальном отделе. Все это я собирал из мусора, который вывозился потом в металлом.
Я не стал им объяснять где я это взял, а просто промолчал. Хорошо что они от меня отстали, но пусть они - шакалы, подавятся моим инструментом и мое отношение к таким «правоохранителям» уже будет стойким!
Но вернемся к Саньке. После этого случая с пропажей велосипеда у меня возникла идея поставить модельный двигатель на детский велосипед, который был выброшен соседом на помойку. Немного мной он был доработан в плане усиления рамы. Уже был подобран мощный компактный редуктор. Но затея так и осталась в мыслях.
Как и у всех мальчишек в подростковом возрасте, у нас была своя заветная мечта - построить мотодельтаплан и улететь на нем на какой-нибудь необитаемый остров, где-нибудь на Каме или Волге.Для этого я уже присмотрел в сарайке воздушный винт от отцовской моторной лодки с воздушным винтом, на которой он лихо гонял еще в молодости по просторам нашей реки Чепцы. Мотор предполагалось ставить самый мощный, мотоциклетный - от "ИЖ Планета-спорт".
Но мечтам нашим так и не суждено было сбыться…
Санькиному отцу присвоили звание подполковника и дали назначение на новую должность в Ленинград, а соответственно и семья переезжала туда.
 Расставание с Санькой у меня было самым грустным.Мы так сдружились за последние 5 лет.А это в подростковом возрасте многое значит.
 На память я ему  полностью, со всеми атрибутами, передал микродвигатель,снабдил его необходимой литературой, а также вручил макет самолета, который мы так и не запустили.
Далее наши судьбы незаметно растворились в потоке житейских проблем. Я поступил в Свердловске в институт, обрел там новых друзей. Санька через 2 года после меня поступил в Ленинградское военное училище, он там тоже обрел немало друзей.Наши переписки постепенно потерялись...
Не смотря на эти обстоятельства, у меня осталось самое дорогое - добрая память о моем детстве, о моем лучшем друге Саньке.
В заключение вернемся  к началу повествования.С Галей у нас остаются по-прежнему разногласия к памяти брата,но кое- в чем я с ней  согласен.Наш разговор так и закончился на отрицательной ноте.Ее винить в этом я не собираюсь.Очень надеюсь,что пройдет время и она все-таки меня поймет.


Рецензии