Армянский Дом

               Так   уж   получилось,  что  я  побывал  в  разных  домах.  Но  один  дом  мне запомнился  очень  хорошо.   В  этом  доме  жили  армяне.  Но, прежде чем перейти к основной части моего рассказа,  я  расскажу  вам  малую  часть  истории  трудной  армянской  жизни.

                ***

                В начале  “девяностых”   из-за  землетрясений  и  конфликта  в  Нагорном  Карабахе  многие  армяне  уехали  из  своей  страны  и  развеялись  по  миру.  Сейчас  же,  по прошествии  многих  лет,  в  Армении  осталось  только  три  миллиона  человек.  Ещё  пятнадцать  миллионов  было  развеяно  по  планете  нашей.  Убегая  от  опасностей  горной  жизни,  некоторые  армяне  осели  в   степях  Кубани.   В одном  из  таких  анапских  “пристанищ”  мне  посчастливилось  побывать.   

                ***

                Этот  дом  был  этажа  три  в высоту  и   с  небольшим  двором.   Огорождал  его  двухметровый  забор,  который,  признаться  честно,  можно  было  без  труда  перепрыгнуть.   Но  делать  это было  абсолютно  без  надобности,  так  как  хозяева  были  добродушны  и  гостеприимны.   Эта  гостеприимность  была  присуща  всем  кавказским  народам,  но  у  армян  она  проявлялась  гораздо  сильнее.   
                Когда  я  намеревался  попасть   за  забор,   я   звонил  в  уличный  звонок  и  ждал  минуту  или  две.   Обычно  мне  открывала  мать  семейства,  имя  которой  я  так  и не  узнал…
                Жизнь  меня  приучила  к  тому,  что  если  я  хочу  расположить  иноязычного  человека  к  себе,  то  я  должен  поздороваться  с  ним  на  его  языке.   Так  я  и  поступал,  приходя  в   армянский  дом.
-Барэф  зэс! – Здоровался  я  с  хозяйкой  дома.
-Барэф, дорогой!  Заходи,  мы   как  раз  сделали  шашлык  из барана.
               
                ***

                В  армянском  доме  всегда  пахло  едой,  в  основном  мясом.   Я  никогда  не  шёл  в  этот  дом  сытым.   Почему?   Да  потому  что  это  бессмысленно.  Меня  там  кормили   всегда,  даже  если  я  был  сыт.  Поэтому  я  всегда  ходил  туда  голодным.   Армяне  в  том  доме  как-то  интуитивно  чувствовали,  что  я  голоден,  и  старались  накормить  меня  до  отвала.
                Но  я  ходил  в   армянский  дом  не  для  того,  чтобы  наесться  вдоволь,  но  и  для  общения.   А  общаться   с  армянами  в   том  доме  было  очень  приятно.

                ***

                Обычно,  подходя  к  столу,  я  скромно  садился  с  самого  краю.   Так  уж  я  был  воспитан.   Армянская   семья  была  шумна.   Все  что-то   обсуждали  на  армянском   языке.   На  удивление,  человек  в  этой   семье  было  немного.  Помимо  хозяев  дома  за  столом  сидела  одна  бабушка  лет  80-90,  которая  даже  сидя  опиралась  на  свою  трость.  Были  ещё  мальчик  с  девочкой  лет  13-ти.  Они  всегда  что-то  бурно  обсуждали  между  собой.  Маленьких  детей  я  там  никогда  не  видел,  хотя  предполагал,  что  они здесь  есть. 
                Иногда  к  этой  семье  приезжали  родственники.  В такие  дни  я  старался  быстрее  съесть  свою  порцию  и  уйти.  Ведь  когда  в  армянском  доме  собирается  очень  много  людей,   то  не миновать  опохмела,  а  этого,  знаете,  я  плохо  переношу.   
                Но  было  совершенно  неважно,  в  каком  армяне были  состоянии.   Их  разговоры  всегда  затрагивали  лирические  темы.  Если  же  я  хотел что-то сказать,  то меня  всегда  слушали,  а  потом  уже  начинались  споры.
                На  столе  всегда  был  шашлык ,  сделанный  из  молодого  барана.  Он  неимоверно вкусным.   Всегда  был  среднего  размера  лаваш ( большой  просто  не  уместился  бы  на  столе).   От  армянского  коньяка,  который  также  был  всегда  на  столе,  я  отказывался,  так  как  не употребляю  спиртного. 
               
                ***

                Армянский  дом  остался  в  моей  памяти  на  долгие  годы.  В  него  всегда  было  приятно  возвращаться,  так  как  я  знал,  что  меня  там  тепло  встретят.  Несмотря  на  долгие  периоды  моего  отсутствия,  я был уверен,  что меня там ждут при любых обстоятельствах.
               
 
               
               


Рецензии