Джоб Хэптон. Мысли о поручительстве Христа

МЫСЛИ О ПОРУЧИТЕЛЬСТВЕ ХРИСТА
Джоб Хэптон (1801)
http://www.mountzionpbc.org/books/Job.htm

Дух Святой, как благословенный Дух премудрости и откровения, взыскует и проницает глубины Божии по Своей снисходительной любви к сынам человеческим, и нежно сострадает их многим и великим немощам, чтобы научить их слабые невежественные умы истинной природе и использованию духовных и Божественных вещей с помощью подобий, взятых из произведений природы и мирских дел.   
Огромный, удивительный замысел бесконечного нетварного ума, в котором Всевышний изначально решил прославить Самого Себя, предполагал все разнообразные и таинственные средства, которыми Он решил провести этот замысел, насколько он постижим человеку: это милостивое решение Святой Троицы спасти грешников, которое прекрасно согласует высшее достоинство каждого человека и все совершенства Бога в рамках завета. При заключении завета участвующие в нем стороны предполагают определенные обязательства, указанные в некоторых документах, выполнить которые они торжественно обязуются друг перед другом с подписями и печатями. Это вполне может быть эмблемой того огромного и удивительного дела, которое совершено Вторым Лицом Святой Троицы как поручительство. И если Святой Дух в Своей бесконечной мудрости и понимании избрал определенные аналогии,  чтобы донести до наших умов понятие о замысле и деле Христа для избранных грешников, и огромные, славные и вечные преимущества, которые для них отсюда вытекают, то для нас будет вполне оправданно рассматривать такие преимущества как дивно приспособленные к этому благодатному замыслу, и, вопрошая об истине о столь важных вещах, мы возьмем в качестве ключа эти аналогии, без использования которых мы никак не постигнем предмет нашего разговора.
Поручительство является заменой, при которой благотворитель или слуга на законных основаниях и добровольно берет на себя, лично или вместе с кем-то еще, обязательство другого, которым он связывает себя, полностью или частично, для его выполнения. Когда поручительство  используется в случае задолженности, есть три заинтересованных стороны - кредитор, должник и поручитель, и в самом простом случае поручительство дает кредитору устроение, при котором он вправе признать исполненными все обязательства должника, при условии, что последний освобождается от указанных обязательств, а кредитор принимает это устроение из рук поручителя, и, таким образом, сам долг сразу же передается от должника к поручителю и полностью снимает с должника обязательства по его выплате. Это и есть истинная природа человеческого поручительства в тех случаях, когда поручитель осуществляет свое устроение, и, несомненно, намекая на эту процедуру в человеческих делах, Писание говорит, что Иисус есть Поручитель (в СП ходатай) лучшего завета (Евр.7.22).
Под лучшим заветом апостол, очевидно, понимает завет благодати, который был заключен во Святой Троице до сотворения мира, и в котором были замыслены все вещи, связанные со спасением грешников, и явлена слава каждого из Лиц Божества и всех Его совершенств в колоссальном деле, мудро и непреложно определенном бесконечным, вечным разумом. Согласно этому завету Тот, Кто является в нем Посредником, является также Поручителем, ибо Его поручительство есть часть Его посреднического служения, и поскольку в вечном завете благодати Он является Посредником (Евр.8.6), Он является также Поручителем. В этом древнем и славном завете, изобилующем мудростью и любовью, Бог Отец во Христе примирил с Собою мир, то есть избранных, не вменяя им их согрешений. Такое служение Он возложил на Иисуса, Который силен, чтобы спасать. Это значит соответственно, что по Его милостивому слову Сын стал Поручителем, ибо без Его поручительства примирение не состоялось бы и Бог не смог бы помочь ни одному грешнику на земле.
Суверенный указ о создании человеческого рода предполагал, что каждый его представитель стоял пред очами Господа, все дела Которого подчинены цели Его указа, как сказано о Премудрости: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони" (Притч.8.22). Определенное, но огромное число членов человеческого рода Он связал через особую и неизменную любовь со Своим Сыном, избрал их в Нем, сделал Своим особым сокровищем и призвал их к вечной славе, состоящей в открытом видении Его лучезарного величия в лице Иисуса Христа, и в общении с Отцом, Сыном и Духом, с наивысшей причастностью Божию бесконечному совершенству и трансцендентному блаженству (Рим.9.23, Еф.1.4, 3.19, 2 Тим.2.19, Откр.21.27); и все это Он сделал только по Своей доброй и суверенной воле. Он возлюбил, потому что Он так захотел, и избрал к славе, потому что Он возлюбил.    
Бог создал все человечество, избранных и неизбранных, в одном человеке, как его общем корне или главе, в полной моральной святости, чтобы дать всем людям правду в нем, дивно близким по духу Божьей природе и Его бесконечным совершенствам, предоставил первому человеку с его изменчивой волей возможность действовать за себя и за своих потомков, которых он должен представлять. Бог предвидел, что человек падет с нарушением Его закона, и что вся судьба его души зависит от его послушания: жизнь и счастье, обещанные в законе и Евангелии, или же погружение в бездну вины, осуждения и гибели. Предвидя, что избранные Его, по-прежнему предмет Его бесконечного наслаждения, все падут и глубоко погрузятся в общее разрушение,  Бог  всякой благодати разработал средства для того, чтобы избавить их от этого бедствия и поднять к предназначенным им чести и счастью. Было совершенно невозможно, чтобы Тот, Кто тверд и не имеет ни изменения, ни тени перемены, должен был отказаться от Своего замысла освятить Свой народ Самим Собой или же свести к ничто Свой закон, и отказаться от требований Своей святости и справедливости; суверенный указ Его любви должен был быть исполнен надлежащим образом, и все избранные должны были быть прославлены; закон должен был быть исполнен без изъятия, и права Божественной святости и справедливости должны  были быть сохранены неприкосновенными; оправдание закона должно совершиться к чести первого атрибута, и всякий грех должен быть наказан по всей строгости для удовлетворения последнего совершенства Божества.
Для того, чтобы примирить эти несовместимые интересы, и чтобы удовлетворить эти противоположные требования, Бог Отец, в совете и завете мира, прежде чем возникло любое творение, призвал в совет Своего Единородного Сына, Который лежал у Него на груди, и был предметом Его бесконечного наслаждения, для колоссального дела спасения. Я думаю, что это ясно из таких текстов, как Пс.88.2-4 и Ис.42.6-8. В этих местах вдохновенного Писания Сын представлен как вступивший в вечный завет с Отцом до Своего Воплошения, и в этом вечном завете и совете Отец договорился с Ним о великом деле нашего спасения. Не будет лишним отметить, что Отец в Своем вечном призвании Сына и предназначении Его к высокому служению Спасителя, уделяет особое внимание как величию и достоинству первозданного творения, так и Сыну как Первенцу Его суверенного вечного замысла, предшествующему всей твари. Его человеческая природа  должна была быть создана в свое время непосредственным действием Святого Духа через реальное участие Девы Марии, в союзе с Личностью Сына, и в этом союзе должно было быть явлено в человеческой природе Его вечное превосходство. Неизменным решением Божественного разума было, таким образом, устроение Личности и характера Богочеловека посредством вечного тайного действия Божества, в котором был изначально заложен великий таинственный план спасения, и разработаны и определены все удивительные средства, необходимые для его исполнения.
Если бы я захотел здесь более полно выразить мысли об этом уже давно занимающем меня глубоком, таинственном предмете, то я сказал бы, что хотя человечество, которое предполагалось в Боге Сыне, еще не было создано, но Бог Отец от вечности в абсолютном смысле задумал создать его, и положительно решил, что Сын  должен взять на Себя наши грехи, а для этого на самом деле облечься в человеческую природу и стать Богочеловеком; и Его характер и отношения с Отцом до начала времен определяли создание избранных указом Иеговы и их избрание быть Его народом, так что они от вечности рассматривались как Его люди в Сыне. В вечности, до начала творения, Бог решил, что они должны существовать, и именно как Его народ (Ис.43.21). Таким образом, Он от вечности придал им существование в Своем замысле, и задолго до того, как они были приведены в бытие, Он рассматривал их с бесконечной радостью и восторгом, как Его народ, и они были предметом Его радости как таковой после их творения и возрождения не больше и не меньше, чем до их рождения во времени, когда у них не было иного существования, кроме как в Божием указе. Должно быть очевидно для каждого, имеющего познание и опыт, что Бог не просто привел Своих людей в существование актом Своей власти, но они стояли перед Ним в Его указе и замысле лишь потому, что Он избрал их во Христе, как их Главе, и, свободно и неизменно избрав их в Нем, вступил в завет с ними, дал им всю благодать и обетование вечной жизни, и   благословил их всяким духовным благословением в Нем прежде создания мира. Подобным же образом Он указал, что Его Сын должен облечься в человеческую природу и существовать как Богочеловек, и это значит, что в Своем замысле Он придал Ему человеческое существование и рассматривал Его как такового. Это Его единство со Своими людьми началось не тогда, когда Он был крещен в Иордане или истек кровью на кресте, но согласно особому характеру Божественного повеления, в котором Отец предназначил Ему быть Главой Церкви и Спасителем тела, и великим Хранителем всех сокровищ благодати и славы для возвеличивания Церкви и блаженства ее; Он заключил с Ним завет благодати, вложил в Него всю Свою полноту, сделал Его наследником всего, дал Ему во владение особую славу, об осуществлении которой Сын молился перед смертью, вложил в Его руки все, отдал Ему весь суд и  дал Ему всю власть и господство в небе и на земле. Эти вечные акты Божественной воли изначально имели место по отношению к Богочеловеку как целому: это не просто единство Бога и человеческого духа, но Бог в личностном союзе с человеком, состоящим из души и тела. Его плоть, а также Его дух, является составной частью Его личности, без этого Он не был бы истинным Богом и Человеком и не мог бы исполнить служение Посредника. Согласно замыслу Отца посредничество Сына должно было иметь отношение ко всей человеческой природе: весь Божественный совет, касаюзийся искупления людей, имеет равное отношение к плоти и духу, и эти две неотъемлемые части человеческой природы в равной степени заинтересованы как в самом посредничестве завета, так и в исполнении каждого из его условий. Этот завет заключается Богом Отцом с Богочеловеком в целом и в Нем со всеми Его людьми, и если он есть взаимоотношения между Богом и Его народом через закон, то Богочеловек как таковой исполняет этот завет: Его послушание закону, Его страдания за грех, Его воскресение из мертвых, Его вознесение на небо, Его заступничество там и Его правление в Церкви - все это должно рассматриваться как совместные действия Его тела и души, в личном союзе с Его Божественной природой. Теперь, если, как говорят некоторые, реальное существование человеческой души нашего Господа было необходимо для создания завета благодати, потому что Он должен был принять участие в выполнении обязательств этого завета, то по той же самой причине существование Его тела было необходимо для исполнения Им заповедей этого завета.
Некоторые из моих читателей могут, пожалуй, воспринять все сказанное легкомысленно и даже презрительно, как нечто причудливое и вместе с тем тривиальное, но пусть они вспомнят, что великое Бытие, с которым мы имеем дело, является также бесконечным Знанием, что в нем нет ни начала,ни преемственности, ни конца, ни прошлого, ни будущего, но лишь вечное настоящее, что у Бога нет ни нового, ни старого, что Он видит конец от начала и называет несуществующее существующим, и что, таким образом, все дела Его власти в мире природы и благодати, предназначены для того, чтобы явить всем Его разумным творениям, ангелам и людям, Его вечную славу и невыразимое счастье; и это удивительное устроение Его безграничного  ума, в котором каждое существо и каждое дело вечно явлены как существующие и совершенные, ибо если бы в Его вечной мысли не оказалось чего-то сущего, то Его знание не было бы совершенным, а ум - бесконечным, и мы не могли бы обоснованно сказать, что Он совершает все по изволению воли Своей.
Теперь мы должны рассмотреть Личность Христа Богочеловека в ее нынешнем составе, и, следовательно, реальном существовании согласно вечному Божественному указу. Без сомнения, ее сложный характер от вечности описан в Боговдохновенных выражениях на священных страницах к Его славе и нашему назиданию. "Мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную мудрость, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей". "Господь имел меня началом пути его, прежде созданий Своих, искони  и т.д." (1 Кор.2.7, Притч.8.22-31).
Пусть эти возвышенные выражения будут правильно поняты моими читателями, которые не должны сделать вывод, что Мудрость - это просто имя или сила Божества, но это реальная Личность, несущая звание Мудрости, о которой здесь говорится; Мудрость - это одно из имен, под которым Воплощенный Бог раскрывается через Святого Духа в Писании истины. Бог, рассматриваемый абстрактно безотносительно к Его воплощению, не мог бы открыться нам как таковой, ибо если Он есть Всевышний Бог, обладающий независимым существованием, то Он может раскрыться нам и воплотиться не иначе как по Своей воле, потому что Его человеческая природа не была создана до определенного периода времени, указанного на Божьих страницах (Лк.1.26).
Это приводит нас взглянуть на Того, Чье происхождение было начала, от дней вечных, на Сына Божия, воплотившегося в безмерной любви к Своему Отцу и Его избранному народу, чтобы соединить этот народ с Ним, отказаться от Себя ради Божьих людей, став их Поручителем, взять на Себя их состояние, оказаться на их месте и ответить за них ради Божией чести и их полного освобождения и бессмертного счастья.   "Воистину Я пришел: в  книге написано о Мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (KJV). Вот Его слова, когда Он пришел в мир, и соединился с нашей природой, и это не просто слова, но вечный завет между Ним и Отцом, связанный с Его будущим воплощением, послушанием и страданиями во славу Святого Бога и для спасения Церкви, ибо все, что Он говорил и делал во времени, было не чем иным, как раскрытием вечного совета, и потому еще до Его появления на земле и даже от вечности Он был Тем, Кто называет несуществующее реально существующим. Поэтому Христос назван Агнцем, закланным от создания мира.
Завет, в который вступил Христос по воле Отца как Поручиль Своего народа, был подтвержден Божественной клятвой. Он стоял пред Отцом, как все сообщество избранных, представляя в Себе их как должников, связанных законом, как существ, обязанных в качестве условия для жизни и счастья оказывать совершенное подчинение Его заповедям, и как преступников, заслуженно наказанных за грех. Добровольно поручившись за них, Он обязался выполнять совершенное послушание закону, в качестве условия для жизни, и страдать за неисполнение, что было полностью возложено на Него, и также Он был обязан исполнить закон без изъятия. На самом деле мне кажется, что Он не мог бы оказать личное совершенное послушание всем заповедям, если бы Он был просто человеческим существом, и также Он не мог бы в таком случае понести всю полноту Божьего возмущения в связи с бесчисленными и гнусными преступлениями людей; Он не мог бы сделать этого просто как человек, поручившийся и обязавшийся покрыть долг другого и возложивший на себя ответственность или страдающий под наказанием по такому завету. Но Он пришел от Отца как Законодатель и Даритель, с самого начала Его завета,  и, конечно, все наше спасение и все наше желание на самом деле состоит в том, чтобы Сын Божий Сам исполнил Свой святой закон и достиг его цели к праведности всех Своих людей, для оправдания их в каждом преступлении, которое они совершили, чтобы Он по-настоящему взял на Себя ответственность за всякую их вину. Взор Божественной святости и справедливости всегда был на Нем как на Том, Кто единственно мог воздать Богу честь как Своим совершенным исполнением закона, так и наказанием за грех.
Давайте теперь на основании всего сказанного признаем как факт, и неизменность Божественного разума подтвердит это, что Бог никогда, ни во времени, ни в вечности не вменяет Своим людям их грехи, но всегда вменяет им праведность Иисуса, так что в глазах Его святости и справедливости они никогда не рассматриваются как виновные и неправедные, но Он всегда считал их невинными и правыми, и они никогда ни в каком смысле не подлежали каре за беззакония их. Можно признать, что все они по-настоящему заслуживают казни огня вечного, как и проклятые, но нет возможности того, что они подвергнутся ей, и считать, что они подлежат этой каре или находятся под угрозой ее, значит, по моему скромному мнению, отрицать вечность поручительства Христа, ставить под вопрос действенность Его смерти и реальность совета и завета Всевышнего, если можно даже представить их недействительными; это также делает невозможным спасение тех, кто умер прежде Его страданий, и делает многие из самых возвышенных мест Писания бессмысленными. Ибо:
1. Если есть какая-либо аналогия между человеческим поручительством и поручительством нашего Спасителя - а это несомненно, ибо Святой Дух в Своей бесконечной мудрости воспользовался первым как образом последнего - то, как мы сказали, Сын как Поручитель Своего народа представил его Отцу, и в Своих страданиях полностью заменил сей народ в его грехах; и если Отец принял в Нем Своих людей под Его обязательство пострадать за них, и если они стали Ему своими, то через этот дар и признание они должны быть полностью освобождены от кары за грех. Из этого следует, что если когда-либо избранные должны были страдать под гневом Божиим за свои грехи, то непонятно, в какое время они были избавлены от этой ответственности и почему Иисус не мог быть тогда их Поручителем, чтобы пострадать вместо них, если, как мы сказали, они были целиком избавлены Его смертью. Из этого неизбежно следует, что поручительство распространяется на них и до времени Его страданий, иначе вечность этого поручительства ничего бы не значила.
2. Где тогда справедливость и действенность Его смерти? И как любой из тех преступников, которые умерли до этого события, мог бы избежать проклятия ада? Где сейчас те миллионы, которые ушли из этого мира в течение 4000 лет до Его распятия, и кто из них мог спастись? Конечно, миллионы людей вошли в небеса, но на каком основании? Конечно, не в результате их дел, ибо ни тогда, ни сейчас делами закона не может оправдаться никакая плоть, но ради реальных страданий Христа, ибо согласно Его участию в вечном завете  Он поручился за них, чтобы пострадать в Свое время, и только на этом основании они поднялись в бессмертную славу.
Если же смерть избранных предшествовала смерти Посредника, то только с помощью этого Его милостивого устроения они могли быть освобождены от ответственности, чтобы пострадать под Божественным недовольством за свою вину и войти на небо; и что, кроме их пребывания в недрах вечной любви, могло бы быть веским основанием для того, чтобы все Его тело по той же благодати могло обрести это же избавление? Разве эта истина не касается всех спасенных одинаково? Разве избавление не совершается сразу и одинаково для всех?  Как же тогда можно, рассудив трезво, счесть, что время влияет на совершаюшееся больше, чем само избрание? И если избранные ни в каком смысле не несут ответственности так, чтобы подпасть гневу, то что с ними происходит, когда они познают эту истину? Или как удаление ответственности избранных влияет на гнев Божий в смерти Христа, и как возможны действенность Его поручительства и спасение грешников до Его смерти?
3. Это несовместимо с заветом благодати, о котором все Писание утверждает, что он несомненно и  целиком устрояет все наше спасение. Если же по своей природе  и устроению этот завет исключает обвинение избранных в грехе, поскольку вся ответственность за него передана Христу, пострадавшему за них - то в рамках этого имманентного акта Божественной воли они должны были полностью иметь это избавление согласно Его вечному замыслу, жили они до или после Креста, и естественным следствием этого события является то, что грех никогда не вменяется народу Божию, но всегда вменяется Христу, и, следовательно, Он есть единственный, кто в данном случае страдает за него. Если же это во всех установоенных отношениях было сделано наверняка, и если искупление и есть спасение, то все избранные должны быть вечно избавлены от любой ответственности на гнев, поскольку такова клятва Святой Троицы, и если Христос, жили они до или после Его прихода, пострадал за них в Свое время. 
4. Это затемняет некоторые славные отрывки из Писания. Мы читаем, что «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям согрешений их", что Христос был "Поручителем лучшего Завета", Бог "не видит беззакония в Иакове и несчастья в Израиле".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии