Ночной поиск

                А.П.Бетехтину.
 

        Эта статья была напечатана в газете «НА СМЕНУ» – органе Свердловского Обкома ВЛКСМ, в № 74 (12463) от 17 апреля 1985 года в рубрике – «внимание: проблема!» под заглавием «НАПРАСНЫЙ РИСК».
        Газета сохранилась в моём архиве, привожу её часть, примерно половину. Опустил несколько абзацев: про организацию поисковых групп, про разъяснения «Правил путешествий» и «Инструкции о проведении путешествий учащимися» Минпроса, про ошибки других групп и  примеры грамотного проведения походов школьными группами Свердловска.

         Вот эта статья:

                НАПРАСНЫЙ РИСК
Лыжное путешествие на Северный Урал группы пятиклассников одной из свердловских школ началось удачно. Руководители похода – педагог В.С.Бессонов и отец одного из мальчиков А.Ф.Светличный – заранее договорились о транспорте. В первый же день ребят по лесовозной дороге довезли до реки Крив Сосьвинский. Отсюда всего 12 километров до бывшего посёлка, а нынче туристского приюта Сольва. Он расположен в самом центре района, именуемого туристами районом горы Денежкин Камень.
        На следующий день (первый день школьных каникул) ребята попытались подняться на Главный Уральский хребет, но им помешала погода: поднялся сильный ветер.
        К вечеру в Сольву подошли группы старшеклассников из школы № 77 Свердловска и города Брежнев. Все три группы решили подняться на Денежкин Камень и утром отправились в путь. Договориться о совместных действиях, о подстраховке младших старшеклассниками никому не пришло в голову. Даже наоборот – восторжествовал дух соперничества: кто первый будет на вершине.
        Пятиклассники вышли первыми. Их руководителям, считавшим себя опытными туристами, никто не подсказал, что двадцатичетырёхкилометровый путь по сложному рельефу с подъёмом почти на полтора километра для двенадцатилетних детей – непосильная задача. Когда поднимались по последнему взлёту на предвершинное плато, встретили возвращающихся старшекласников-свердловчан был пятый час вечера; восхождение длилось уже седьмой час. На спуск требуется не менее четырёх. Однако группа продолжала подъём.
        На вершину ребята взошли и для сокращения пути назад решили обойти западную часть горы по по её северному снежному склону. Тем более что там были чьи-то следы. Здесь и ждала их беда.
        На крутом снежном склоне сорвался Саша Марочкин. Он не знал, как задержаться при срыве, поэтому с нарастающей скоростью заскользил вниз. Пролетев более двадцати метров Саша ударился ногами в выступающий камень. Это его и остановило. А склон цирка в истоках реки Большой Шегультан круто уходит вниз на многие сотни метров!
        Взрослые подобрались к мальчику, подняли его наверх, осмотрели. Нога быстро отекала, болела. Передвигаться Саша без помощи не мог. А уже сгущался вечер, подмораживало. До изб, до желанного тепла было больше десяти километров непростого спуска по крутым каменистым осыпям, снежным склонам с ветровым настом и рыхлому полутораметровому снегу в лесной зоне...

        В этот же день в Сольву прибыл сборный отряд туристской контрольно-спасательный службы северных городов области – Североуральска и Краснотуринска. Подошли и свердловские спасатели. Задача спасателей определяется в командировочных удостоверениях короткой фразой: «обеспечение безопасности туристских групп». Но включает она в себе очень много: консультации по маршрутам и обстановке в районе, установку контрольных сроков при выходе групп на восхождения, проверку маршрутной документации, снаряжения, проверку готовности групп к прохождению заявленного маршрута и многое другое. Спасатели осуществляют постоянный контроль за перемещением групп. И если вдруг случилась беда, они должны своевременно придти на помощь.

        К сумеркам вернулись с восхождения старшеклассники. Они рассказали о встрече с малышами, которые продолжали подъём. Сообщение насторожило спасателей: до темноты группа не могла вернуться. Хорошо ещё если успеют спуститься до скального гребня Жёлтой сопки. Дальнейший путь не сложен – утоптанная  тропа до лесной зоны, а дальше лыжня в лесу – заблудиться невозможно и в темноте. Но если рискнут спускаться по обледеневшей к ночи лыжне, могут быть травмы.

        В десять часов вечера двое спасателей вышли навстречу группе. Надо было встретить уставших детей, приободрить их, напоить чаем из фляжек, если требуется – помочь уставшим. Быстро дошли до границы леса, никого не встретили. Не было и лыж в том месте, где оставляют их туристы. На гребне Жёлтой сопки гулял ветер, следы прошедших здесь несколько часов назад групп едва различались. Где искать горе-путешественников? Стало ясно: на этом склоне массива их нет. Они не возвращаются, случилось несчастье.

        Спасатели вернулись в приют – надо было за ночь организовать несколько групп из спасателей и опытных руководителей школьных групп для прочёсывания всего массива.

                *** *** ***
        К счастью, на этот раз всё обошлось более-менее благополучно. Пятиклассники, уставшие, измученные  сами вышли к базе. Около шести утра со стороны Жёлтой сопки из леса показался мальчик с лыжами в охапку, за ним второй и дальше вся группа. На импровизированной волокуше взрослые везли Сашу Марочкина.
        Когда с ним случилась беда, руководители не растерялись. Они не знали, что в Сольву уже прибыли опытные туристы-спасатели, считали, что помощи ждать неоткуда, всё зависит только от них. В наступившей ночи метр за метром они спускали мальчика вниз, приободряли ребят, заставляли их двигаться чтобы не замёрзнуть, устраивали частые короткие «перекуры». Но всё могло быть и иначе.

                *** *** ***
        Почему же всё-таки не удалось пятиклассникам путешествие? Их руководители совершили немало серьёзных нарушений. Прежде всего группа пошла в поход без всяких маршрутных документов, без контроля спасательной службы, без консультаций опытных туристов. Они не знали обстановки в районе похода, ребята были не подготовлены, не обучены.
        Денежкин Камень – не место для лыжных прогулок учащихся младших классов, это район категорийных спортивных походов для опытных, подготовленных, имеющих необходимое снаряжение туристов. Ничего этого не учли ни руководители похода, ни директор школы В. М. Дроцкина, разрешившая путешествие. Ими были нарушены и «Правила путешествий на территории СССР» и «Инструкция о проведении туристских путешествий учащихся общеобразовательных школ» Министерства просвещения.

                *** *** ***
        Ребята сейчас уже дома. Для них этот поход – неприятные воспоминания об усталости, о зимнем ночном холоде, о тревоге за одноклассника, получившего серьёзную травму... Но ведь всего этого могло не быть, отнесись ответственнее к сложному походу взрослые – их педагоги. Хочется надеяться, что этот случай не оттолкнёт ребят от туризма, и они ещё встанут на туристскую тропу, но уже подготовленные, понимающие сложность этого спорта и не допускающие неоправданного риска и беспечности.

                А. Емельяшин, общественный
                спасатель областной КСС,
                Председатель маршрутной
                комиссии Свердловского 
                Дворца пионеров и школьников.


       
        Вот так был описан этот случай в статье. Группа была из закрытого «номерного» города, сейчас он зовётся «Лесной», но допуск в него так же ограничен. В то время, ни номер П/Я города, ни даже номер школы называть было нельзя, поэтому я и назвал школу «одной из свердловских».

        На самом деле  всё происходило несколько не так, не так как я написал для газеты. Не было там спасателей ни североуральских, ни краснотуринских. Где они в тот день находились я не знаю. Может сидели в какой-либо избе, может бродили в другом месте – район-то громадный. Но их командировки были на дежурство в этом районе  и в статье их присутствие мне пришлось отметить, иначе разразился бы скандал в ОблСовете по туризму и в КСС, неизвестно к каким последствиям приведший.

        Были в этот день в Сольве только я и мой соратник по походам и спасработам Анатолий Петрович Бетехтин, памяти которого я и посвящаю эту зарисовку. Мы были командированы ОблСоветом по туризму как общественники Областной КСС в помощь спасателям северных городов. Которых, кстати, в районе их ответственности не оказалось, – в приюте они так и не появились
        Прибыть в Сольву раньше этих трёх школьных групп мы не смогли – они использовали транспорт, мы бежали на лыжах 45 километров и, как не спешили, оказались в посёлке после их выхода на восхождения. В приюте застали только девочек группы из Лесного, в доме охотника и оленевода Митрофана Хозяинова. В отсутствие хозяина избушка всегда была заперта – туристы на неё не покушались.
        Чтобы занять жилую избу, руководители из Лесного взломали замок на входной двери. Уже за это этим «педагогам» нужно было набить морды.

        Вернулись с восхождения школьники свердловчане и брежневцы. Они и рассказали нам о группе, не послушавшей  их совета прекратить восхождение.
По расчёту времени пятиклашки в этот момент должны только-только подходить к вершине. А  наступала ночь.
        Толя предложил выступить навстречу, чтобы в темноте помочь ребятишкам на спуске. Через несколько минут мы уже скользили по лыжне в гору. Ночь надвигалась и уже на Жёлтой сопке мы оказались в полной темноте. Лыжи сбросили ещё перед взлётом на сопку – дальше они были ни к чему. Прошли до конца гребня и поляны за ним. Дальше путь лежал через седловинку, поросшую чахлым леском. Идти можно было только «на ощуп».
        Фонарик которым мы светили в сторону возможного движения группы на морозе быстро садился. Что было делать? Толя рвался вперёд, но я остановил его вопросом: «зачем они взяли с собой лыжи? Может в плане у них было спуститься на Шарпинскую дорогу и сейчас они уже катят по ней в Сольву?»
        Толя согласился: в здравом уме лыжи наверх тащить ни кому в голову не придёт – все  оставляют их на границе леса перед взлётом на Сопку. Откуда было нам знать, что малыши сняли лыжи ещё задолго до крутых подъёмов - им проще было идти вверх пешком. И по совету педагогов спрятали их в лесу в стороне от набитой тропы.

        Повернули назад, С гребня ещё поморгали фонарём в сторону склона, пока батарейка совсем не сдохла. Мы знали, у школьников был с собой фонарик, – они могли ответить на наши сигналы. Но ответа не было.
        Докатили до конца тропы и Толя умчался по дороге на Шарп.

        Я собрал всех руководителей. Их оказалось не густо: женщина, - педагог с самым зачаточным представлением о спасработах, как впрочем и о туризме, и пару парней, тоже впервые оказавшихся в горно-таёжной местности. В общем ни о каких ночных поисках с этим контингентом не могло быть и речи.

        Через три часа вернулся Петрович. Он добежал до избы на Б.Шегультане, – ни в избе, ни по дороге никого не встретил. Да и не мог встретить – я уже узнал от старшеклассников, что поднималась группа малышей без лыж.
        Обсудили наши возможности. Ожидать массового подхода туристов можно было только к вечеру следующего дня. Это будут школьные группы и хорошо, если найдётся два-три руководителя, способных к поиску.
        Но это будет завтра, а вести поиск нужно уже сейчас, ночью, в крайнем случае – с рассветом. Значит надеяться нужно только на себя.

        Ночь завершалась. За час до рассвета мы встали на лыжи. Вот тут и вышла навстречу пропавшая группа. Мальчишки были в ужасном состоянии, продрогшие и оголодавшие, они едва брели. У пострадавшего был перелом лодыжки или другое повреждение голеностопного сустава и поверхностные обморожения ног. Педагоги не только не смогли шинировать, но даже утеплить обездвиженные ноги не могли – не было ни запасной тёплой одежды, ни спальника или одеяла.

        Вывезли пострадавшего на вездеходе госпромхоза на следующий день. Можно сказать, повезло –  вездеход приехал в Сольву за сеном. С водителем мы были знакомы, договориться о вывозе группы труда не составило.

        Почти два десятилетия мы контролировали район Денежкина Камня в периоды массового наплыва туристов – ноябрьские праздники и весенние школьные каникулы. Тревожные ситуации были не редки, были и ЧП с травмами. И всегда в моей группе спасателей вместе с другими надёжными и самоотверженными ребятами был Анатолий Петрович Бетехтин.Был он незаменим и в наших лыжных походах со школьниками в качестве второго руководителя.

        Вместе мы побывали в десятке сложных лыжных маршрутов, в том числе на гору Отортен и в Страну Каменных Идолов. Побывал он в группе Жени Затирки и на Становом хребте. Был в пяти моих байдарочных «пятёрках» в Саянах, Забайкалье, Полярном Урале и Северобайкальском нагорье.

        21 февраля 2017 года Анатолий Петрович ушёл из жизни. Инсульт.
        Земля ему пухом и долгая память родных и близких, друзей и соратников.
                Февраль 2017г.


Рецензии
Хорошо,что вернулись.

Юрий Баранов   21.04.2017 05:02     Заявить о нарушении
Что ребятишки вернулись - конечно же хорошо.
А вот что мы не продолжили путь до самой вершины... Совесть мучила даже тогда, когда писал заметку в газету - недоработали.

С уважением,

Анатолий Емельяшин   21.04.2017 11:32   Заявить о нарушении
Жизнь детей дороже честолюбия

Юрий Баранов   21.04.2017 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.