Путешествие в Рдейскую пустынь - 1880 г

             А.Н. Одиноков

                Путешествие в Рдейскую пустынь - 1880 г.

    Настоящая публикация по существу воспоминания Александра Андреевича Усинина - старорусского купеческого сына, о "Путешествии в Рдейскую пустынь, находящуюся в старорусском уезде Новгородской губернии", с датой издания:  1880 год - это первое известное описание путешествия в Рдейскую пустынь.
    Что интересно в данном произведении:
    1) Описание пути зимой и весной, точнее - летом, как добирался А.А. Усинин до Рдейской пустыни.
    2) Его впечатлительные личные сведения о пребывании в пустыни.
    3) Надо полагать, что именно эти посещения Рдейской пустыни подвигли его на деятельное участие в возобновлении, а в дальнейшем, в воссоздании Рдейского монастыря.
    Разве не удивительно, что через столько минувших десятков лет, каждый из посетивших Рдейскую пустынь, рассказывает о ней почти в тех же эмоциональных выражениях, что и А.А. Усинин. Уверен - испытывают те же чувства утраты великого наследия.
 
    Вы уже заметили, что наши публикации перекликаются определённым подбором материала. А ведь мы сообщили Вам лишь отдельные произведения Александра Андреевича Усинина.

     Арсений Усинин (А.А. Усинин) родился в 1852 году, в купеческой семье, в г. Старая Русса (сейчас  - Новгородской области). Фамилия Усининых была хорошо известна рушанам.
     В 23 года он поступает в должность старосты к древнему храму Святителя и чудотворца Николая в Косинском упразднённом монастыре. Монастырь находится в трёх верстах от г. Старая Русса, Новгородской области.
     В эти годы Александр Андреевич начинает свои исследования на религиозные темы. Издаёт свои труды. В основном это описания деяний известных на Новгородчине святых.
    В 1882 году его назначают храмоздателем Наволокской Михайло-Архангельской новоустроенной церкви.
    В 1883 году он попечитель Рдейской пустыни.
    В 1884 году исполняет обязанности председателя Собрания членов Николаевского Косинского церковного попечительства.
    Как известно, с 1896 по 1902 гг. активно занимался возрождением Рдейской пустыни.
    В 1906 году архимандрит Старо-Ладожско-Николаевского монастыря.
    Это все данные о, безусловно, реальном краеведе г. Старая Русса, внёсшем, пожалуй, решающий вклад в изучение и исследование истории Рдейского монастыря.   Именно его опубликованный материал сегодня служит историкам.
     Мы задались целью ознакомить Вас с более полной библиографией трудов Александра Андреевича Усинина.


                А.А. Усинин

                ПУТЕШЕСТВИЕ В РДЕЙСКУЮ ПУСТЫНЬ,
                находящуюся
                в Старорусском уезде, Новгородской губернии
С-Петербург, 1880 г.

Цензор Протоиерей Михаил Боголюбский

                I

    Много наслышавшись от ближайших жителей и посторонних посетителей Рдейской упраздненной мужеской пустыни, о красивом местоположении острова, на котором она находится, об имеющихся там Св. и чудотворных иконах и других достопримечательных святынях и древностях, я возымел сильное желание посетить эту пустынь, чтобы лично убедиться самому в действительности рассказов.
    После неоднократных предприятий к посещению, наконец, Господь исполнил моё желание: в текущем 1880 году мне неожиданно представился самый удобный случай для посещения Рдейской пустыни, в которую я и отправился из г. Старой Руссы, по большой Холмовской дороге, 16-го Января. Переночевав в деревне Каменке, в десяти верстном расстоянии от пустыни, утром на следующий день я пригласил туда с собою о. диакона Наволоцкой церкви, к которой пустынь эта приписана, и вместе с ним отправился туда, предупрежденный местными жителями, что Рдейская пустынь будет нам видна версты за три. И действительно, проехав версты четыре, от деревни Боровой, которая находится от пустыни в семи верстах, мы повернули несколько вправо и здесь сразу же вдали на возвышенном месте, я увидел церковь означенной пустыни.
     Проехав несколько минут, мы, наконец, достигли и самой пустыни. Здесь, при первом взгляде на пустынную местность, представилось мне то, что я, как будто бы прибыл совсем в иной мир, удаленный от всего житейского, что-то таинственное возбуждало во мне особенное благоговение к этому (стр.4) св. месту и я с восторгом и радостью вошёл в храм Богоматери, посвящённый на память честного и славного её Успения и там после краткой молитвы, прежде всего, приложился к чудотворному Её образу, а затем, в присутствии о диакона, приступил к осмотру святынь, находящихся в этом святом храме.
    Пробыв несколько времени в нём  и полюбовавшись на внутренность, которая украшена с подобающим святыне благолепием, я записал для памяти всё виденное и, по выходе из храма обратил внимание на внешний вид его, который находится в обветшавшем положении, а затем на всю окружающую местность и незаметным образом перенёсся мыслию ко временам существования обители, жившим в ней инокам пустынножителям, из коих, быть может, есть и сокровенные рабы Божии, и, видя настоящее опустение такой дивной для иночества местности, я невольно спросил себя: зачем же этот духовный ковчег иноческого спасения ныне оставлен без внимания? Зачем церковь Божия находится без службы; а прежде почившие иноки, подвизавшиеся здесь в трудах, посте и молитвах, давшие обет при пострижении своём, до скончания жизни неисходно пребыть в сем монастыре, - теперь лишены здесь церковных молитв об упокоении душ их в царствии небесном? (1)

(1) - Обитель упразднена в 1764 году, после монашествующих для отправления Богослужения в пустыне жил приходский священник с причтом, но в 1870 году устроена приходская церковь в деревне Наволоке, куда причт этот и переведён, а потому пустынная церковь находится уже десять лет без Богослужения.


    Зачем окрестные жители, чрез управление обители, лишены духовного пристанища и духовно-нравственного просвещения, когда в 20-ти верстах от пустыни большая часть их гибнет во тьме - Феодосеевского беспоповщины раскола?
    Тут в глубоком раздумье, пришлось мне вспомнить и учреждённые в 1764 году, штаты наших монастырей, при сокращении (стр. 5) которых, к сожалению, была принята  только материальная сторона оставляемых монастырей, но не обращено внимания на удобность местоположения, как для монастырей, так и для монашествующих.
    И так, посещение Рдейской упразднённой пустыни произвело в душе моей столько отрадных чувств, при осмотре местности и чествовании тамошней святыни, столько же и глубоких прискорбных впечатлений, по случаю упразднения обители в таком святом и замечательном месте. Думаю, одно только незнание наших щедрых благотворителей о жалком положении Рдейской пустыни оставляет её в настоящем запустении.
    Она, по моему разумению, могла бы служить ныне самым благонадежным убежищем для истинных подвижников христианского благочестия, так как её местоположение есть одно из удобнейших для уединенной и отдаленной от мира иноческой жизни. В ней никогда не могут нарушить покой и безмолвие иноков ни многолюдный посещения богомольцев, ни близкое соседство с мирскими селениями, в ней место одного лишь труда и молитвы. Как в удобности местоположения для иноческой обители, так и для удовлетворения религиозным чувствам Русского народа, который и теперь ещё искренне любит и уважает монашество, особенно живущее в пустынных обителях, Рдейская пустынь могла бы оказать большие услуги в том и другом случае.(2)

(2) - В 1870 году по желанию местных жителей было уже предприятие к восстановлению Рдейской обители, поводом чего и послужило устроение отдельной приходской церкви одним из жителей Старорусского уезда с помощью сторонних благотворителей, но оно остановилось затем, что епархиальное начальство потребовало от просителей неприкосновенный капитал в несколько тысяч рублей для обеспечения обители, а как такового, они представить были не в состоянии, то и просьба их осталась без дальнейших последствий.


    Дай Бог! чтобы наши православные соотечественники. узнав о настоящем жалком положении Рдей- (стр. 6) ской пустыни, обратили на неё своё внимание. Для людей состоятельных, было бы поистине благим и душеспасительным делом доставить средства к обеспечению в Рдейской пустыне, хотя небольшого числа монашествующих для отправления в ней богослужения. Этим они оказали бы большую услугу для св. церкви, как в восстановлении тихого пристанища от житейских треволнений для ищущих спасения, так и в духовно-нравственном просвещении окрестных там жителей, куда оно, по отдалённости городов и св. обителей, проникло ещё мало.(3)

(3) - Местность, окружающая Рдейскую пустынь, не имеет вблизи себя монастырей на сто и более вёрст кругом.
                ***

                II

    Посетивши Рдейскую пустынь первый раз в зимнее, время, я мог только предполагать о красоте местоположения, - но не видеть той восхитительности, какую производят эти живописные места в летнее время, а потому и пожелал посетить её вновь.
    Выбрав более свободное для себя время, я отправился в неё в конце мая месяца; погода в то время стояла прекрасная, всю дорогу ехал я с особенным удовольствием, освежаясь чистым воздухом и ароматическим запахом распустившегося леса. Доехав до деревни Каменки, но случаю испортившейся дороги, по мху я вынужден был отправиться в пустынь пешком.
    Это было 30 мая, день к моему счастью, вышел также солнечный с небольшим прохлаждающим ветерком. Прошедши вёрст семь, я несколько утомился, но вскоре вдали увидел пустынь и тогда, душа моя ожила от радости.
Прибыв в самую пустынь и помолившись на церковной паперти верхнего храма, который в то время был заперт, я с нетерпением стремился окинуть взором пустынную местность, которая была (стр. 7) вся погружена в водах Рдейского озера. И действительно стоило полюбоваться этим живописным местом, которое можно назвать редким в природе.
    Возвышенность острова на несколько сажень против воды Рдейского озера, синеватые волны которого виднеются очень далеко, и затем по ту сторону дремучие леса, придают ему необычайную красоту. Вид местности особенно был для меня очарователен с колокольни храма, откуда можно было видеть несколько селений, находящихся вёрст за 15-ть и далее от пустыни.
    После прогулки по острову, я отправился к временно-живущему в пустыне безместному пономарю, у которого был готов уже самовар. Напившись чаю, и несколько времени отдохнув после дороги, мы с тем же пономарём отправились в лодочке на озеро; с него было мне ещё удобнее смотреть на Рдейский остров и его пустынную церковь, которая одна только для меня казалась унылою: её почернелый вид, с отвалившеюся во многих местах штукатуркою и полуразвалившаяся на колокольне деревянная крыша — производили на меня тяжёлое впечатление.
Покатавшись на озере, мы возвратились опять на остров (и там, во второй раз, напились чаю).
    Местоположение острова мне настолько понравилось, что я опять пошёл прогуляться по нему. Наступила вечерняя тишина, от которой вся природа погрузилась в глубокое безмолвие. Прохаживаясь по острову и смотря на одинокий пустынный храм, неоднократно думал я: что-то будет с этим храмом? Огласится ли он снова славословием премудрого Творца вселенной, или же от времени придёт в окончательное разрушение? И эти мысли настолько потревожили меня, что я с грустью пошёл на вечерний отдых, но и там они не оставляли меня до тех пор, пока от усталости не заснул я крепким сном.
    На следующий день, после утреннего чая, я должен был проститься (стр. 8) с пустынью. Помолившись ещё раз на храм, который в это время показался мне ещё унылее, я со своим провожатым отправился в дорогу. В тоже время раздались звуки колокола, в который ударял пустынный сторож: они настолько были заунывны, что казались, мне стонами самого храма призывающего к себе на помощь.
Всю дорогу до деревни Каменки думал я лишь о том, как бы оказать помощь этому святому месту, находящемуся в настоящем бедственном состоянии, и с этими мыслями возвратился в Старую Руссу первого июня.
    Итак, возблагодарив Господа и Его Пречистую Богоматерь покровительницу пустынного храма, а чрез него и всего острова Рдейского, за то. что они удостоили меня посетить это святое место, ознаменованное трудами и подвигами Рдейских иноков пустынножителей, и поклониться там тому, что дорого сердцу каждого Русского православного христианина, я крайне скорблю лишь о том, что это святое место находится, в таком забвении и запустении, и потому искренне желал бы, на сколько мои силы и средства позволят, помочь в его восстановлении, дабы сохранить тем находящуюся там святыню в должном почитании и благолепии, из рода в род.

                Старорусский купеческий сын
                Александр Андреев Усинин

                ***

    Желающие иметь подробные сведения, о местоположении Рдейской пустыни, о находящихся в ней храме Успения Пресвятой богородицы и имеющихся там святых и чудотворных иконах, и других замечательных святынях и древностях, могут найти это в составленном и изданном мною отдельном описании.

                ***

    Публикуется по экземпляру Российской Национальной библиотеки ("Русский зал"), с соблюдением авторского текста, но с исправлением орфографии (без "Ъ" знака) и окончаний отдельных слов.


Рецензии