Ласточка с ней и солнце краше и весна милей!

«Ласточка»: с ней и солнце краше и весна милей!
26 марта в Концертном зале Мариинского театра состоялась концертная премьера оперы Пуччини «Ласточка», мало известной и редко звучащей в театрах. Ее исполнили солисты и ансамбль Академии молодых певцов Мариинки, тем самым отметив 100-летний юбилей создания этой оперы. Милая простая история любви, рассказанная композитором в абсолютно узнаваемой музыкальной манере, трогательно исполненная молодыми певцами! Оркестр (дирижер Заурбек Гугкаев) сочно и по-весеннему легко играл жизнеутверждающую музыку Пуччини. Хор в конце второго действия превратил ее в настоящий гимн молодости, радости и счастья. Задуманная в традициях венской оперетты в 1917 году, «Ласточка» была призвана подарить слушателям возможность забыть об ужасах Великой войны (Первой мировой) и возрадоваться простой мирной жизни.
В основе либретто оперы, написанном Джузеппе Адами, сюжет-перевертыш «Травиаты» – куртизанка Магда сбегает ради забавы из своего салона, встречает настоящую романтическую любовь и вознамеривается бросить пагубную жизнь ради любимого человека, молодого провинциала Руджеро. Но все разрушает не злой рок в облике строгого отца, а совесть, которая не дает Магде обманывать возможного жениха по поводу своего сомнительного прошлого и заставляет уйти от него, ради его «светлого будущего». Красиво и благородно, но как-то не убедительно. Но горе отвергнутого во имя его же блага Руджеро (Шота Чибиров) было совершенно неподдельно. Оно звучало и в его сильном выразительном теноре, вселяющем надежду на появление хорошего певца в труппе театра, и просматривалось в драматическом воплощении роли даже в рамках скупого концертного показа. Я поверила его отчаянию, и мое сердце дрогнуло в ответ. Очень милы были Магда (Гульнара Шафигулина), парижская куртизанка, и Лизетта, ее горничная (Карина Чепурнова). Их красивые легкие голоса достойно звучали в сложных вокальных партиях, требующих чистых и легких верхних высоких нот и нежных интонаций. Запомнились и добротно спетая партия поэта Прюнье (Николай Емцов), и небольшая, но впечатляющая партия Рамбальдо, покровителя Магды (Ярослав Петряник). Кроме того, как обычно в операх Пуччини, в «Ласточке» немало второстепенных персонажей, их перечисление напоминает строки песенки из «Соломенной шляпки»: Иветта, Лолетта, Лизетта, Жоржетта, только Нинетты не хватает, а еще есть Бьянка и Габриэлла.
Меня всегда радует возможность услышать в театре редкие и почти забытые классические оперы в хорошем исполнении. А тут был как раз такой случай. И в последнее время мне все больше нравится концертное исполнение опер, когда публику оставляют наедине с музыкантами, певцами и дирижером. Между ними не стоит режиссер с его, порой, странными идеями, мешающими воспринимать музыку и пение. Я прихожу к убеждению, что, чем плохая режиссура, лучше ее полное отсутствие. Пусть воображение слушателя дополняет то впечатление, которое производит музыка.
Публике опера явно понравилась. После ее исполнения артистам устроили овацию, долго аплодировали и кричали «Браво!». И это было абсолютно заслуженно!


Рецензии