C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Связь сердец у нас на гастролях

    
       « В душе человеческой есть то особенное свойство, что она как будто падает под бременем сладостных ощущений изящного, если не разделить их с другой душой.  А где же этот раздел является так торжественным, так умилительным, как не в театре, где тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи грудей  задыхаются от одного упования, где тысячи «я» сливаются в одно общее целое «Я» в гармоническом сознании беспредельного блаженства…»
    Я не удержалась от соблазна привести целиком  эту прекрасно выраженную мысль В.Г.Белинского о театре. Она звучит сейчас так, как будто это сказано  о нас, живущих в бурном двадцатом веке, о людях, не испытывающих недостатка в информации и впечатлениях, и , тем не менее,  остро нуждающихся в магическом воздействии театрального искусства.
    Размышления навеяны  новой встречей – спектаклем самого молодого в стране (СССР) театра музыкальной комедии из Караганды (Казахстан) «Требуется героиня».
    Да, именно новая встреча, так как оперетта В.Баснера, в свое время широким фронтом прошедшая по театрам страны, в постановке этого творческого коллектива прозвучала, как откровение. Ясно ощущается, что театр, несмотря на молодость  (ему всего восьмой год), уже обрел свое индивидуальное лицо. Круг волнующих его тем – это, прежде всего, наши жизненные проблемы. Как уберечь духовные ценности в век техники? Как сделать душу человека сильной, возвышенной, способной на подвиг по имя высокого идеала? Как сохранить дружбу, братство в их лучшем выражении? Как не быть одиноким среди людей?
     Некоторые из  этих вопросов и поднимает спектакль «Требуется героиня».  Он тревожит тот душевный пласт, который у многих годами, а то и всю жизнь дремлет, он рождает волнующую связь сердец. Идет разговор. Откровенный. Беспощадный. Очищающий.  С другом, соседом, попутчиком. С самим собой.  И тогда интерес к  чужой, не  твоей жизни, которая происходит на сцене, вспыхивает с неожиданной силой, и ты вдруг обретаешь особое зрение, особый слух. Ты замечаешь, что вокруг тебя есть плачущие, есть счастливые, есть одинокие, есть не согретые…
    Вот это – действие театра настоящего, где творец -  каждый: и режиссер, и актер, и художник, и балетмейстер, и дирижер, и хормейстер. Здесь искусство человечно, как должна, обязана быть  человечна сама жизнь.
   Карагандинцы привезли не только хороший спектакль. Они привезли свое,  непохожее на других видение творческих задач. Особая солидарность ощущается в том сплаве , который образовался  при работе над опереттой объединенными усилиями режиссера-постановщика А. Казинера, дирижера П. Ключко, художника М. Френкеля, балетмейстера А. Гаевого, хормейстера Е. Дрокиной.  Эти люди, выражаясь образно, -  мозговой центр театра.  Они же и являются полновластными владельцами  ключа к постановке, найденного в совместном поиске.
    Внимание зрителя обращено на такой важной сегодня вопрос,  как умение жить среди людей по высшим законам человечности. Что может быть страшнее эмоциональной глухоты? Она имеет самые разнообразные маски. Порой человек, всю жизнь делавший добро, не догадывается, что он – яркий пример эгоизма. Оказывается, очень важно, каким образом он это добро делает, влекомый какими побуждениями: выглядеть благородным в глазах окружающих или, чувствуя внутреннюю потребность, помочь в беде другому? А что такое родство душ? Ответ на этот вопрос, конечно, не может быть однозначным. Но театр, во всяком случае, подсказывает один ответ -  это наши души, которые жаждут взаимопонимания.
     Вика (артистка В.Маляренко) мечтает стать актрисой. Все ее существо устремлено к одной цели. По ходу спектакля  мы видим, как она добивается ее.  Актриса состоялась. Сцена приобрела талантливого работника. А состоялся ли человек Вика? Об этом тоже размышляют создатели спектакля.
    Ким (артист В.Воробьев) – прекрасный специалист своего дела – летчик-перехватчик. Свое человеческое амплуа "перехватчика" чужой беды он выдерживает блестяще. Он – личность. А Ким, как мужчина, состоялся ли он? Все ли он сделал, чтобы защитить до конца свою любовь? Его покорность судьбе  даже обескураживает. В этих сценах он просто жалок.
    Клава (артистка А. Суркова), Вика, Катя (артистка И.Полянская) – галерея этих женских образов воплощает в спектакле мысль о трудном, но высоком назначении женщины, обязанной сочетать в себе женскую очаровательность и почти мужскую выносливость, твердость духа и неисчерпаемость доброты. Здесь очень ярко звучит тема женской незащищенности, ее острая потребность в мужском рыцарстве.
    Спектакль не может не волновать, не побуждать к честному самоанализу поступков, мыслей, устремлений. Ведь он ведет разговор о важных слагаемых человеческой души.
                Светлана КИМ. Казань. Газета «Советская Татария».

 
   Тогда же я встретилась с заведующей литературной частью  Карагандинского театра  музыкальной комедии Поплавской (к сожалению, имя точно не помню, кажется, Наталья). Когда закончилась деловая часть беседы, она вдруг захотела рассказать об одном эпизоде , который я помню всю жизнь и иногда рассказываю своим друзьям. Решила познакомить и читателей  моей рецензии, так как считаю, что в этой истории есть органичное продолжение мыслей, начатых в спектакле.
    Отец был хирургом. Много лет увлекался охотой. Однажды вернулся домой с каким-то свертком и, ничего не говоря, прошел в свой кабинет. Оказалось, что произошел случай, после которого он навсегда решил отказаться от своего хобби. 
   Во время охоты на поляну выскочил заяц. Отец прицелился и выстрелил. Заяц  заплакал, как ребенок, и пошел… прямо на охотника, вытянув окровавленную лапу, словно говоря:»Что же ты сделал? Мне так больно!». Ошеломленный, отец взял зайчонка на руки, завернул в тряпицу и привез домой. Он вылечил  лапу и  вскоре выпустил зайца в лес.

Сердец невидимая связь
Огонь души нам сберегает
И суетливой жизни грязь
Волшебной кисточкой сметает.

Создав причудливый узор
Из доброты, заботы, нежности,
Мы шлем волну любви в простор,
Как символ дружбы нашей, верности.

Сердцами дарим все тепло,
Способное согреть озябших –
Им станет на душе светло,
И огоньки в глазах запляшут.

И растворится твердь тоски!
Вмиг обретаешь невесомость!
Шаги в полете так легки –
Друзья надежду дали в помощь

Сердец невидимая связь
Растет и крепнет на планете,
И голограмма добрых фраз
Пропитывает души Светом.

Светлана КИМ. Казань.
24 марта 2016 года.


Рецензии
интересная публикация о театре и о спектакле. Интересные темы затронуты человеческих отношений. Например о том , как делать добро. можно это делать по разному. сделать и ждать благодарности, говоря при этом: " Вот он какой неблагодарный. Я ему сделал что-то, а он мне ничего" или же сделать добро и гордиться этим, какой молодец я. А надо бы,чтобы это было привычкой, смыслом жизни. Походя. Всем помогать просто потому, что надо. спасибо, Светлана.

Нина Бочкарева   30.03.2017 15:05     Заявить о нарушении
Совершенно верно, Нина. Самое важное - проявления самой души. Если поступок совершается без ее участия, то самого акта доброты просто не существует, это уже поступок из другой категории.

Светлана Ким 3   30.03.2017 17:40   Заявить о нарушении