Часовщик

Это был один из тех ранневесенних дней, когда падавший с неба дождь перемешивался с тающим снегом, а солнце упрямо пряталось за туманно-серыми облаками. Я шла домой от метро, хлюпая сапогами по кашеобразным лужам.

- Магазин за углом. Ручная работа.

Тусклый голос прозвучал где-то за кадром моего сознания, и красная листовка совершенно неожиданно оказалась в руках. Я смерила ее презрительным взглядом, намереваясь выкинуть в ближайшую мусорку, но меня заинтересовала необычная для рекламы надпись: «Часы для Шляпников, которые поссорились со временем». Вечер был свободен, дождь нещадно поливал куртку, и я решила зайти в магазин за углом.

Это оказался маленький подвальчик с низким сводом, и пришлось нагнуться, чтобы войти внутрь. В просторной комнате без окон, залитой электрическим светом, все стены – от потолка до самого пола – были увешаны часами. Пластиковыми, деревянными часами с маятником, фарфоровыми часами, часами с прозрачными створками и открытым механизмом… И посреди комнаты стоял высокий человек в сером костюме, склонив голову набок. Никакой кассы, никаких ценников. Просто комната. Просто человек.

 - Здравствуйте, - нерешительно сказала я.
 Квадратные очки вздрогнули.
 - Я увидела вашу листовку на улице.
 - Ах, да. Их раздает мой друг. Говорит, надо следовать правилам рынка. Иначе к нам никто не придет. Хотя мне, в общем-то, все равно.
 - Но если вы открыли магазин, значит, хотите, чтобы ваши часы покупали. Разве нет?

Часовщик пристально посмотрел на меня и торжествующе улыбнулся.

 - В этом и заключается смысл. Я продаю часы, чтобы их никто не покупал.

Эта фраза загнала меня в логический тупик. Я непонимающе уставилась на незнакомца, только сейчас заметив, что его зачесанные назад волосы – почти седые. Квадратные очки, серый костюм. При этом по лицу казалось, что ему было не больше 25 лет.
 
 - А сколько вам лет? – не думая, выпалила я.
 - Я люблю говорить, что мне столько же, сколько этим часам, - он обвел рукой своё тикающее царство. – А когда конкретно они появились в моей жизни – вопрос, не имеющий ответа.
 - Почему? Очень простой вопрос.
 - Может быть, для вас, но не для меня.

Мы замолчали. Я стала внимательно рассматривать часы, надеясь найти в них хоть какую-то подсказку. Взгляд упал на большой маятник, окруженный тонкой деревянной резьбой.
 
 - Откуда у вас эти часы? – спросила я.
 - О, это уникальная находка. Я купил их на аукционе семейства Седли, когда они распродавали свое имущество.
 - Вы сумасшедший? Я прекрасно знаю, что это герои «Ярмарки тщеславия». Их не существовало в реальности.
 - Зачем считать сумасшедшим человека, который любит фантазировать? Вот вы – ведь вы тоже любите выдумывать истории. И даже их записывать.

Мне стало не по себе. Внутри я тщеславно считала себя настоящим писателем, но никому и никогда не показывала своих рассказов.

 - Как вы узнали, что я пишу?
 - Иначе вы бы не зашли сюда. Вы поняли тот намек на Льюиса Кэролла.
 - Да, я всегда любила сказку про Алису.
 - Потому что вы тоже поссорились со временем. Но я вам помогу – я нашел способ    помириться с ним. На этих часах – разное время, нет ни одного одинакового расположения стрелок. Я могу выбрать то, которое мне больше нравится. Захочу – и перенесусь в XIX век Теккерея. Или в Америку на концерт Курта Кобейна. Мой дом – мое воображение. Я открыл магазин не для того, чтобы продавать часы. Мне хотелось найти людей, которые меня поймут.
 - И нашли?

Он грустно пожал плечами.

 - Разные люди реагировали по-разному. Торговались, просили продать часы. Но я не уступил никому.
 - Кажется, я начинаю понимать…
 - Хотите попробовать?
 - Что?
 - Перенестись в другой мир.

Его голубые глаза магически сверкнули, как будто передо мной стоял волшебник, предлагавший исполнить любые мои мечты. Откуда ни возьмись появились два стула, часовщик вежливо пригласил меня сесть.

 - Но есть одно правило: нельзя переноситься в плохое время и плохие обстоятельства. Войны, кризисы и так далее. Только в хорошее.

Я посмотрела на часы-пластинку с профилем Одри Хепберн – и перенеслась в Париж 60-х, красивый и изысканный, как черно-белые кадры голливудского фильма. Я вдыхала его запах, гуляла по Елисейским полям и писала рассказы.

Я не знала, о чем думал в этот момент часовщик. Но когда спустя час мы посмотрели друг на друга, на наших лицах сияли улыбки гармонии и счастья.

 - Я вижу, что вы поняли, - тихо сказал он. – Приходите еще. Я буду ждать.

Я стала приходить к нему каждый день. Нам уже не нужно было слов: мы просто садились рядом, молча, и каждый думал о чем-то своем. Реальность потеряла для меня прежнюю значимость: теперь я знала, что от нее можно сбежать. Наше воображение может гораздо больше, чем мы думаем. Чтобы уйти от действительности, не нужны наркотики или алкоголь – только пустая комната и тишина тикающих часов, где время не имеет значения.

Но всему хорошему не суждено длиться долго.

Был вечер четверга, когда я снова пришла к часовщику и увидела закрытую дверь и чугунный замок. Приклеенная скотчем, на двери висела старая выцветшая фотография с маятником, о котором мы разговаривали в первый вечер. На обратной стороне была надпись: «С приветом от Теккерея! Я должен был уйти.»

Что-то странное было в этой фотокарточке, казалось, она хранила какую-то неразрешимую тайну… Я вгляделась в изображение и увидела выцветший силуэт Теккерея, а рядом с ним стоял… Мой часовщик.


Рецензии
Поистине брэдберианское произведение.

Леонард Зиновьев   21.11.2017 17:35     Заявить о нарушении
Поистине высокий комплимент!) Спасибо!!

Анастасия Тихова   12.08.2018 00:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.