Картинки из раннего детства...

     Когда тебе всего три-четыре года, всё вокруг кажется таким большим и интересным! Мир состоит из множества ярких объёмных картинок и время течёт медленно, как полноводная река по равнине.
     Маленький деревянный дом кажется целым дворцом со множеством тайн, хотя в нём всего две комнаты и сени. В сенях одна дверь выводит на улицу, другая - напротив - в сад, а третья ведёт в кухню с большой русской печкой, длинным деревянным столом, обставленным лавками со всех сторон. Одно окно у стола, а другое на противоположной стене около печки, под этим окном - маленькая железная кровать (такую можно увидеть в старых фильмах про Ивана Бровкина и про Максима Перепелицу). Во всю длину кровати лежит старенький прадед, кровать ему коротковата, ноги торчат через железные прутья спинки кровати, пятки покоятся на подушке-сидушке, уложенной на деревянную табуретку. Возле окна над табуреткой - деревянные перекладины - лестница на печку.
     На печке калятся семечки, сушатся лечебные травы (зверобой, гусиный лук, ноготки, жёлтая ромашка...) и веники для бани (берёзовые, дубовые...). Запах трав и веток разносится по всему дому. Холодильник в уголке у двери, ведущей в сени.
     Напротив этой двери - застеклённая дверь в комнату. Нехитро обставленная, она служила и спальней и гостиной. Две кровати вдоль левой глухой стены и посудный шкаф, стена напротив двери с двумя окнами, между ними трюмо, вдоль правой стены круглый стол с четырьмя деревянными стульями (сиденья мягкие), диван и двустворчатый шкаф из светлого дерева, покрытый прозрачным лаком.
     В сенях газовая плита на газовых баллонах, лавки и погреб под полом, а ещё деревянная квадратная пахта. Пахта похожа на шарманку - большая деревянная коробка с ручкой на боку, когда её крутишь, внутри из молока взбивается масло (а изнутри шарманки доносилась бы музыка)...
     Когда выходишь на улицу, то в пяти метрах от двери по правую руку видишь мазанку. Это маленькая хатка, сплетённая из ивовых прутьев в два слоя, между которыми для утепления проложена солома. Снаружи плетёные стены обмазаны глиной, крыша из прутьев и соломы (и как она держится?). Два маленьких окна выходят на дорогу. Раньше здесь жили, а теперь хранят всякий хлам.
     Сзади дома и хатки большой старый сад. В саду баня и множество яблонь, по периметру растут вишня, слива и черёмуха, а возле дома заросли малины. Часто между яблонями натягивали сеть, получался гамак, стелили ватное одеяло. На гамаке    в тени яблонь отдыхал прадед, пока малышка гуляла по саду и малиннику.
     За садом калитка к маленькой речке. Мостик через речку. От калитки к мостику идёт тропинка. За маленькой речкой луг, где пасутся телята, козы, стреноженные лошади. Коров выгоняют в стадо рано утром, а вечером из стада в хлев. Какое вкусное парное молоко!
      Хлев и сараи, а также деревянный нужник через дорогу от дома, выстроены буквой "П", основанием к дороге. Таким образом получается двор. Во дворе гуляют куры и гуси. За хлевом и сараями - огород.
      Старенький прадедушка был высокого роста и ходил по улице с высокой прямой палкой ("посохом"), из таких состоял частокол огораживающий сад. Ноги его постоянно мёрзли, и он носил валенки даже летом. Его седая шевелюра и борода делали похожим на Деда Мороза, валенки и "посох" дополняли картину. Он был старый, мудрый и добрый. Маленькому ребёнку он казался волшебником. Поэтому, когда прадед сказал, что его "посох" волшебный, и велел всегда ставить его на место, то маленькая правнучка запомнила его слова и всегда ставила "посох" у двери в дом к плетню, огораживающему палисадник перед домом. И то, что с "посохом" её не трогали гуси, доказывало его "волшебные" свойства.
      Весь день правнучка была под присмотром прадеда, а вечером бабушка возвращалась из школы, дедушка - с поля. Ужинали все вместе за большим столом, рассчитанным на двадцать человек (в праздники за ним умещалось и больше). А после ужина старенький прадедушка рассказывал о том, как воевал "Чапай". Для маленькой правнучки "Чапай" был кем-то вроде Ильи Муромца - былинного богатыря, только у "Чапая" было много помощников, таких как прадедушка (только тогда прадедушка был молодой).
      Потом, когда малышке было уже четыре-пять лет, она выучила все буквы и читала всё подряд: от сказок до вывесок магазина. Самой любимой книжкой стала поэма Зинаиды Александровой "Гибель Чапаева". Каждый раз, читая эти строки, малышка надеялась на чудо - на спасение легендарного "Чапая".
      В плохую погоду в старом домике малышка играла в комнате с трюмо. Интересно было постепенно сдвигать боковые створки и разглядывать отражение в них. Отражающаяся комната выглядела таинственно и маняще. Иногда вместо игрушки ей разрешали пахтать масло. Деревянная пахта представлялась ей шарманкой из сказки про Буратино, правда мелодию приходилось петь самой...
      Дедушка, сын старенького прадеда был тихим, скромным и добрым человеком. Не любил рассказывать о себе или о Великой Отечественной войне. По вечерам они с прадедом иногда спорили о том, чья роль важнее: артиллерии или конницы. Самым главным праздником в году дедушка считал День Победы - девятое мая.
      Спустя много лет, благодаря возможностям интернета, удалось узнать, что дед был награждён орденом и медалью за боевые заслуги. Его пушка долго сдерживала наступление противника до последнего снаряда. Пушку пришлось уничтожить, чтобы не досталась врагу. Дед не потерял в том бою ни одного бойца из расчёта. Вторая награда была за другой бой, где его ранили. Осколок довершил своё чёрное дело уже после войны...
       Вот такие картинки из раннего детства, когда трава зеленее и небо синее, и все люди - добрые волшебники...          


Рецензии