Музей-квартира писателя Андрея Упита. Рига

Посещение музея-квартиры Андрея Упита в родном городе (Рига, Латвия, улица Бривибас 38 – 4, 2017).

Век – это 100 лет. Тут всё понятно. Календари, история, порядок… А могут ли таким долгим даром жизни похвастаться люди? Посмотрим… Да, могут. Но это особенные люди. И их не так уж и много в мировой истории. Но они есть. И даже среди них есть рекордсмены… Согласно некоторым сайтам, а также знаменитой Книге рекордов Гиннеса, самой долгожительнице Земли было 122 года! Жанна Луиза Кальман, Франция, 1875-1997. 122 года, 5 месяцев и 14 дней! И на данный момент, превзойти его (рекорд) не смог никто… Ну, из тех данных, что известны миру…

А отметку в 90 лет, Всемирная организация здравоохранения, сегодня считает тем рубежом, когда пожилых людей можно смело причислить к долгожителям…

И вот у одного из таких долгожителей, мы (я и моя добрая подруга, которой хочу сказать спасибо за компанию, терпение, уважение и отношение) и побывали сегодня.

Знакомьтесь… Андрей Упит… 

«Андрей Мартынович Упит (латыш. Andrejs Upits (1877—1970) — известный латышский советский писатель-романист, поэт, драматург, сатирик и критик, государственный деятель. Народный писатель Латвийской ССР (1943), Лауреат Сталинской премии второй степени (1946), Герой Социалистического Труда (1967)». («Википедия»).

(Примечание: так как некоторые сайты не принимают латышский язык, то все имена и названия будут указаны иначе, без знаков долготы и особенных букв, присущих латышскому языку. Спасибо за понимание!..).   

И этим сказано всё. Литература, драматургия, сатира, критика, заслуженные награды, политика… Серьёзный человек… С долгой, насыщенной, плодотворной, творческой и разносторонней жизнью (всего 92 года, а значит, смело причисляем его к долгожителям)...

К сожалению, с поэзией, прозой и, вообще, с трудами данного человека, я не знаком. Ну, что-то, конечно же, было в школе, но это было так давно, что я ничего не помню (и это честно). Возможно, попробую что-нибудь оценить. Кто знает…

Пока же, мне было интересно побывать в квартире (что находится в самом центре города) и посмотреть: как последние 19 лет жизни жил здесь известный латышский писатель и поэт (с 1951 по 1970) и что его окружало. Вот...

Три больших и просторных комнаты: столовая (которая больше похожа на гостиную), гостиная и кабинет, красивая мебель, небольшие скульптуры (свидетельствующие о вкусе писателя), огромная библиотека (подчёркивающая, что книги – это наше всё. Не компьютер, не интернет, не планшеты, а именно книги. Настоящие книги со страницами…). 

Плюс отдельное помещение под выставочный зал (с видео материалами, стульями и меняющимися картинами), атмосфера, тишина, уют, виды из окна, то на Кафедральный собор, то на высоченную гостиницу ”Radisson Blue”, а то и на длинную, оживлённую Бривибас.

Мне очень понравилось… И, так как это была уже не первая музей-квартира в Риге, что посещаю, то должен отметить, что, несмотря на моё уважение к Кришьянису Барону или Александру Чаку, у Упита мне понравилось больше всего. Ну, просторнее здесь. И кабинет понасыщеннее будет. И так как именно кабинет меня взволновал до такой степени, будто я уже сижу за столом и пишу, то Андрей Упит, на данный момент, лидер среди квартир. Именно квартир! Среди домов-музеев - лидер театрал Эдуард Смильгис…

Ну, а книги долгожителя меня несказанно порадовали. Ведь у Упита и Пушкин Александр Сергеевич, и Толстой Лев Николаевич, и Чехов, и Достоевский, мой любимый Шекспир (11 томов, не меньше!) и много, кто ещё (о! там был не один застеклённый шкаф с полками)… И, как я увидал Шекспира, так сразу же захотелось его читать... Э-э, что? Да, знаю. Это же музей-квартира. И руками ничего трогать нельзя! Ну, так я его читать буду в дома. Упит со своей богатой, обширной библиотекой меня просто вдохновил. Человек-долгожитель, разбирается-то во многих вещах. Как говорится, с таких людей пример можно брать. И наши взгляды совпадают!.. Книги - наше всё! Ну, а Шекспир… Э-э, хотите поспорить? А вы сначала с его поживите (если дано), тогда и говорите… Шекспир - гений… А как он украшает всю полку…

А вот почерк в черновиках, в поэзии (что на столе, в гостиной), у Упита мелковат. Разборчив, но мелковат. Тут Чак лидер. Ну, не всё же одному Упиту побеждать… Я могу и Барона вспомнить с его дайнами, мудрым взглядом, бородой и 87-ю годами жизни… Однако это уже юмор… Я рад, что познакомился с ещё одним интересным и уважаемым человеком Латвии.

Андрей Упит… Эстетика, революция 1905-го года, марксизм, критический реализм, рассказы о крестьянской жизни, романы, пьесы, сатира, критика, работа над 4-х томной «Историей мировой литературы» (основной автор), ещё романы, политика, переводы трудов Бернарда Шоу, У. Шекспира, Г. Гейне, Г. Флобера и других… Работа… Работа… Работа… До самой смерти…

Ну, а подробнее с его жизнью, работами вы можете ознакомиться сами. Если, конечно же, возникнет желание...

А я записал на свой счёт уже 33-й музей Риги... (неплохо, правда?). И пойду дальше…

Всего вам доброго и хорошего!..

С вами был Алекс Джей Лайт.


Рецензии