2. По этажам вцспс

НА СНИМКЕ: Здание ВЦСПС на Ленинском проспекте Москвы (фрагмент)


Наконец, я понял, что мне надо самому подготовить проект Постановления ЦК и Совмина и четко сформулировать все положения, которые я желаю от них получить.


И надо хорошо продумать основания, чтобы они выглядели солидно и в глазах тех, кто будет визировать это постановление, не возникло недоуменных вопросов. Чтобы им не показались эти основания мелкими и недостойными внимания высших органов власти страны.

Документ, который я подготовил, понравился даже мне самому. Многие научные работы в институтах выполнялись по различным постановлениям ЦК КПСС И Совмина СССР. В каждом институте их было не менее 2-3-х. В числе их были и Институт ядерной физики и «Сибакадемстрой». Вот их (постановления ЦК и СМ СССР) я и собрал – с точными названиями, датами, с указанием институтов, которые их выполняли.

Получилось весьма весомо. Сославшись на эти важнейшие работы, выполняемые СО АН, я написал в постановление, которое я готовил, пункты, направленные на улучшение деятельности СО АН в этих направлениях. Среди них было и распространения на СО АН системы оплаты труда предприятий и учреждений Минсредмаша, и введение районного коэффициента 1,15 к заработной плате научных сотрудников, ИТР, рабочих, служащих и административный персонал СО АН.

Мне удалось завизировать этот проект в Президиуме СО АН, обкоме профсоюза работников Высшей школы и научных учреждений и Новосибирском Облсовпрофе. Теперь предстояло пройти семь кругов ада в Москве.

Всесоюзный Центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) и все Центральные комитеты отраслевых профсоюзов находились на Ленинском пр. в громадном недавно построенном здании. Оно строилось долго – с 1936 по 1959 год по проекту архитектора А.В. Власова и поражало воображение, прежде всего, своими размерами и странным стилем, в котором что-то было от древних римлян, что-то из средневековой архитектуры, что-то из итальянского барокко.

В то же время его пилообразная форма свидетельствовала, что архитектору не были чужды идеи конструктивизма. Когда я его увидел в первый раз, мне оно показалось каким-то нереальным. В любом случае, оно не было похоже ни на какие другие здания, что мне довелось видеть.

В этом здании и сейчас в десятые года ХХI века размещаются профсоюзы, только теперь они называются независимыми, а Центральные комитеты превратились в Федерации.

Вернусь, однако, к рассказу о моих действиях.

Я начал с ЦК профсоюза Высшей школы и научных учреждений. Там на удивление, Председатель ЦК, получив визы своих ключевых отделов, завизировала мне проект и пожелала успехов, выразив, правда сомнение в этом.
В ВЦСПС визы собирались много труднее, но в каждом кабинете, куда я приходил, я начинал с рассказа об Академгородке, дарил маленький альбомчик фотографий Академгородка, сделанный Рашидом Ахмеровым, рассказывал о некоторых научных результатах и о перспективах науки, и только потом говорил о некоторых трудностях, которые мешают нам работать, но которые нетрудно снять.

Я говорил, что есть некоторые недочеты в оплате труда, которые возникли из-за того, что эти вопросы не рассматривали комплексно. Что в Академгородке, где есть два градообразующих комплекса – научный и строительный было бы правильно дать преимущества научному, поскольку и отдача от него государству будет огромной. Но мы на это не претендуем. Нужно просто уравнять системы оплаты труда одинаковых категорий работников – ИТР и рабочих – и ввести общий районный коэффициент 1,15, чтобы никто не чувствовал себя дискриминированным.

Должен сразу сказать, что визы мне пришлось собирать долго. Чаще всего просили оставить документы, изучали их, советовались, составляли справки. Я уезжал из Москвы, а через некоторое время снова заходил в кабинеты.

Наконец я добрался до руководства ВЦСПС. Тогда председателем был Виктор Васильевич Гришин, и я по неопытности пытался зайти к нему, хотя знал, что он был кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. Кстати, уже в следующем году он стал Первым секретарем Московского горкома КПСС по рекомендации Брежнева. Мне популярно объяснил один из его заместителей, у которого я спросил о получении визы Гришина под документом:

– Он же кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Он никогда не будет визировать документ, не зная мнения Политбюро. Но я тебе завизирую, и этого достаточно. Моя виза – это виза ВЦСПС. В то же время я тебе сразу скажу: шансов у тебя мало. Минсредмаш на особом положении. Многие пытались получить его сетку оплаты, но не получил никто. Понял? Но ты пробуй!

Минсредмаш и в ВЦСПС был на особом положении. Его отраслевой профсоюз стоял особняком. Отделы ВЦСПС не командовали отделами этого профсоюза. Финансовые потоки и вся документация шли отдельно. У Минсредмаша были свои санатории и дома отдыха, а у ЦК профсоюза был свой Курортный совет по управлению ими. В общем, это было государство в государстве.

Я уже понимал, в какое безнадежное дело я ввязался, но, тем не менее, решил пройти этот путь до конца. Пока же в начале 1966-го года я все еще пытался получить поддержку в ВЦСПС, разговаривая в различных кабинетах и собирая там визы, а заодно набираясь опыта, слушая сказки профсоюзных чиновников. Эти сказки, вообще-то, были весьма правдивы. И я многое почерпнул из них о жизни высоких партийных и государственных деятелей того времени.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/28/511


Рецензии