Смена

Через три дня на четвертый отец регулярно проводит свое время в части, летом через два дня, причем это временное отлучение от дома не рассматривается домочадцами и самим временно отсутствующим не как неприятная служебная обязанность, а как отдых друг от друга.


За эти сутки мамаша ходит в гости ко всяким подругам и знакомым и они,  в свою очередь, приглашаются домой для болтовни на запретные для мужиков темы, при этом треп нечем не ограничен по продолжительности и содержанию.


Совершаются акты купли-продажи, иногда тайно, тряпья и обуви, показываются друг другу купленные новинки, включая элементы нижнего белья.


Спать можно в этот день, к великой радости детей, вместе с мамой и котами, эта компания может и проспать, так утром никто не будет грохо¬тать посудой на кухне и тем самым будить семью.


Вообще, дома чистота и тишина, торжество маминого тоталитаризма и по словам ее же, "нам без тебя было хорошо".


В части собирается смена в рубке дежурного по части и старший распределяет обязанности по обеспечению определенного времени суток в распорядке дня личного состава: подъем, обед, программа "Время", вечерняя поверка, отбой,  время после отбоя.
 

Обеспечение выражается в виде посещения помещений отделов и присутствия в определенном интервале времени, помогая дежурному по управлению в наведении порядка.


В каютах начинается разговор "за жизнь",про всякие интересные вещи вроде инопланетян и др. Общение носит непринужденный характер, в некоторой степени дружелюбность гарантирует соблюдение порядка, потому что во время него происходит уважение друг друга - начальника и подчиненного. Тем более, разговор неформален, темы затрагиваются все, особенно касающиеся прекрасного пола.


До или после посещения кубрика все на корабле сидят в кают -компании и смотрят телевизор, если есть что посмотреть, пьют вечерний чай.


Чай до предела скромен: чай с сахаром, белый хлеб, сливочное масло, правда, все практически в неограниченном количестве.


В каюте можно почитать или позаниматься любимым делом - покрутить какие-нибудь железки, почертить, допечатать.


Через репродуктор общекорабельной трансляции раздаются команды, слышны звонки до самого отбоя, потом наступает прекрасная тишина, прерываемая шагами вахтенного у арсенала и вахтенным у трапа.

Слышны всплески волн, крики полярных чаек. Летом в полярный день у пирса ловят рыбу, она валяется тут же, на его железном корпусе.


Все замирает, из корпусов плавучих мастерских слышны звуки работающих станков, шипение сварки и видны ее отблески.


Любит наш народ работать по ночам: начальников нет, нет перерывов на обед и приборки, время тянется спокойно до самого утра.


Не надо бежать на физзарядку и гарантирован сон до обеда. Красота. Кроме того, есть еще возможность поесть жареной картошечки с лучком, вкусно приготовленной на камбузе, летом и с грибами, несмотря на все запреты и контроль дежурно-вахтенной службы.


Бывают и напряженные моменты при нахождении в смене, когда из-за напряженности среди личного состава необходимо кому-то всю ночь находиться в кубрике, это называется быть нянькой.


Самый ответственный момент в обеспечении смены - это подъем, когда из нагретого электроклиматорами и самодельными нагревателями кубрика нужно заставить моряков подняться и бежать по морозу.


Младшие командиры давно уже ассимилировались с подчиненными и коллектив представляет собой довольно однородную и активно не желающую подчиняться массу, в которой незыблемо действует закон: кто больше прослужил, тот и прав. Это и есть годковщина на флоте и дедовщина в армии.
 

Вот по такой системе и распределяются все отношения. Все попытки сломать ее ни к чему не приводят, надо просто следить за тем, чтобы она не принимала уродливые формы.


Так вот утром и видна наша ненормальная для вооруженных сил дисциплина, когда только понуканием и почти уговорами все-та¬ки все выходят из теплого помещения, но по кругу бегут только прослужившие не более 2 лет.


Остальные рассосались по кораблю, при попытке их наказать или пристыдить, они совершенно не понимают, чего от них хотят и легко прикидываются больными или находят какую-нибудь причину, а некоторые просто молчат, злыми глазами поедая начальника.


Другие - ехидно предлагают пробежаться вместе с ним и просто смеются, это происходит ежедневно. Тягостное впечатление от такой дисциплины…



1979 год


Рецензии